ЗИЛ-5301. Агрегаты гидравлической системы тормозов

Главный тормозной цилиндр привода, разделенного по мостам

Главные тормозные цилинд­ры (ГТЦ) соединены двумя шпильками в один узел с пневматическими камерами, которые являются пневматическими уси­лителями, и установлены на кронштейнах на передней пане­ли кабины под капотом автомо­биля для торможения колёс передней оси и позади заднего моста для колес заднего мос­та.

Главными причинами неисп­равности ГТЦ являются износ или потеря эластичности рези­новой манжеты, износ рабочих поверхностей цилиндра и пор­шня, засорение компенсацион­ного отверстия.

Главный тормозной цилиндр привода, разделенного по мостам ЗИЛ-5301

рис. 1

Для разборки ГТЦ надо вы­полнить следующие операции:

- отсоединить клеммовое соединение проводов от датчика уровня тормозной жидкости на крышке бачка ГТЦ;

- отсоединить от ГТЦ шланга от пневматической камеры трубку;

- демонтировать ГТЦ вместе с пневмокамерой с кронштей­на,

- отвернув две гайки их креп­ления, отсоединить ГТЦ от пневмокамеры;

- очистить и промыть поверхность ГТЦ от грязи, минераль­ных масел и других загрязнений;

- отвернуть крышку 3 бачка вместе с датчиком и слить тор­мозную жидкость;

- расположить ГТЦ бачком вниз и, нажав несколько раз на поршень 13 (рис. 1), уда­лить остатки тормозной жидко­сти из цилиндра;

- закрепить ГТЦ в тисках с мягкими губками;

- снять бачок с цилиндра, от­вернув Штуцер 5 его крепления;

- демонтировать соедини­тельную муфту 10 и снять с по­мощью специальных щипцов упорное кольцо 11, придерживая поршень 13 от выпадения;

- усилием руки извлечь пор­шень из корпуса 17 главного цилиндра.

После разборки надо про­мыть все детали чистой тормоз­ной жидкостью и внимательно их осмотреть.

Категорически запрещается попадание на детали минераль­ных масел, бензина, керосина или дизельного топлива, так как даже следы этих жидкостей на деталях могут привести к раз­рушению резиновых манжет в собранном цилиндре. На рабочей поверхности главного тормозного цилиндра и поршня не допускается нали­чие ржавчины, рисок и других неровностей.

Для устранения дефектов на «зеркале» ГТЦ допускается его хонингование. При наличии дефектов, вы­зывающих значительное увели­чение диаметра «зеркала», кор­пус ГТЦ надо заменить.

При каждой разборке ГТЦ надо проверить упругость пру­жины 18 и заменить все рези­новые манжеты, даже если по виду они еще в хорошем состоянии.

Для сборки главного тор­мозного цилиндра надо вы­полнить следующие операции:

- собрать поршень 13, уста­новив новые резиновые манже­ты 12 и 15;

- закрепить картер ГТЦ в тис­ках с мягкими губками;

- обильно смазать «зеркало» главного тормозного цилиндра и поршень с манжетами свежей, чистой тормозной жидкостью, установить в картер 17 пру­жину 18;

- направить поршень 13 в сборе в картер, поджимая пру­жину 18 до упора. При прохож­дении рабочих кромок манжет через канавку под упорное коль­цо рабочие кромки манжет надо притапливать тупым деревян­ным предметом;

- утопив поршень в цилиндр, установить с помощью специ­альных щипцов упорное кольцо 1.1;

- смазать рабочую поверх­ность цилиндра на глубину при­мерно 15 мм тонким споем ан­тикоррозийной смазки ДТ-1;

- установить на картер ГТЦ соединительную муфту 10;

Провести испытание ГТЦ на герметичность по следующей методике.

рСхемы испытания главного цилиндра тормозовис. 2

При открытом выво­де «А» (рис. 2) переместить поршень, примерно, на 20 мм, за­тем заглушить вывод «А» и подве­сти к выводу «Б» вакуум 0,0635±0,0035 МПа;

- отключить источник вакуума краном 2. При этом величина вакуума не дол­жна изменяться в течение не менее 5 с или переместить пор­шень примерно на 20 мм и за­фиксировать его. Подать к выводу «А» сжатый воздух под дав­лением 0,15+0,02 МПа, а к от­верстию «Б» подключить мано­метр. В течение 5±1 с падение давления не допускается;

- установить на картер ГТЦ бачок 4 (см. рис. 1) и зак­репить его штуцером 5;

Заполнить бачок тормозной жидкость «Нева» и прокачать. Создать давление 0,3±0,03 МПа и зафиксировать шток. Давле­ние не должно падать более чем на 0,02 МПа в течение не ме­нее 5 с. Освободить поршень, при этом давление должно упасть до нуля. Нажать на пор­шень, создав давление 14+1,4 МПа. Зафиксировать шток. Дав­ление не должно изменяться в течение не менее 10с. На по­верхности ГТЦ не должно быть следов тормозной жидкости;

- установить ГТЦ вместе с пневмокамерой на кронштейн на автобусе и закрепить их гай­ками;

- подсоединить к ГТЦ шланг, а к пневмокамере трубку; залить свежую тормозную жидкость в гидросистему при­вода тормозов;

- завернуть крышки бачков вместе с датчиками уровня тор­мозной жидкости;

- присоединить клемовые соединения проводов к датчи­кам уровня тормозной жидкости на крышках бачков ГТЦ;

- прокачать гидравлический привод тормозов и проверить работу ГТЦ, как описано выше.

Главный тормозной цилиндр привода, отделенного по бортам

Из опыта эксплуатации: - если есть возможность, то лучше всего выкинуть этот цилиндр и поставить два однобаковых цилиндра, это будет дешевле и гораздо надежнее чем этот цилиндр. Этот цилиндр это сплошная головная боль на быке.

Главный тормозной цилиндр соединен двумя шпильками в один узел с двуполостной тор­мозной камерой, которая явля­ется пневматическим усилите­лем, и установлен на кронштей­не на передней панели кабины под капотом автомобиля.

Главными причинами неисп­равности ГТЦ являются износ или потеря эластичности рези­новых манжет, износ рабочих поверхностей цилиндра и пор­шней, засорение компенсацион­ных отверстий.

Главный тормозной цилиндр привода, отделенного по бортам

рис. 3

Для разборки ГТЦ надо вы­полнить следующие операции (рис. 3):

- отсоединить клемовые со­единения проводов от датчиков уровня тормозной жидкости на крышках бачков ГТЦ;

- отсоединить от ГТЦ все трубки, а от двуполостной тор­мозной камеры - шланги (труб­ки);

- демонтировать ГТЦ вместе с двуполостной тормозной камерой с кронштейна, отвер­нув две гайки их крепления; отсоединить ГТЦ от двуполостной тормозной камеры;

- очистить и промыть повер­хность ГТЦ от грязи, минераль­ных масел и других загрязнений;

- отвернуть крышки бачков вместе с датчиками и слить тор­мозную жидкость;

- расположить ГТЦ бачками вниз и, нажав несколько раз на поршень первичной камеры «А», удалить остатки тормозной жид­кости из цилиндра;

- закрепить ГТЦ в тисках с мягкими губками;

- снять бачки с цилиндра, от­вернув штуцера 13 их крепле­ния;

- демонтировать чехол и снять с помощью специальных щипцов упорное кольцо 15,при­держивая поршни 5 и 7 от вы­падения;

- усилием руки извлечь пор­шни из главного цилиндра.

Для извлечения поршней можно также использовать сжа­тый воздух, подведя его к бобышке главного цилиндра в ка­меру «В». При этом надо заглу­шить одно из отверстий в этой камере заглушкой.

После разборки надо про­мыть все детали чистой тормоз­ной жидкостью и внимательно их осмотреть.

На рабочей поверхности главного тормозного цилиндра и поршней не допускается на­личие ржавчины, рисок и других неровностей.

Для устранения дефектов на «зеркале» ГТЦ допускается его хонингование.

При наличии дефектов, вы­зывающих значительное увели­чение диаметра «зеркала», кор­пус ГТЦ надо заменить.

При каждой разборке ГТЦ надо проверить упругость пру­жин поршней и заменить все резиновые манжеты, даже если по виду они еще в хорошем состоянии.

Для сборки ГТЦ надо вы­полнить следующие операции:

рСборка первичного поршня ГТЦис. 4

- собрать первичный пор­шень 7 в соответствии с рис. 4 с пружиной 2 (в случае его разборки), установив новые резиновые манжеты 5 и 8:

- установить новые резино­вые манжеты 3 и 6 (см. рис. 3) на вторичный поршень;

- закрепить картер ГТЦ в тис­ках с мягкими губками:

- обильно смазать «зеркало» главного тормозного цилиндра и поршни с манжетами свежей, чистой тормозной жидкостью.
- при прохождении рабочих кро­мок манжет через канавку под упорное кольцо рабочие кром­ки манжет надо притапливать тупым деревянным предметом;

- утопив поршни в цилиндр, установить с помощью специ­альных щипцов упорное кольцо 15;

- установить на картер ГТЦ направляющую 10;

- установить на картер ГТЦ бачки 11 и закрепить их штуце­рами 13 и кронштейном 12;

- установить на ГТЦ вместе с двуполостной тормозной ка­мерой на кронштейн автомоби­ля и закрепить их гайками;

- подсоединить к ГТЦ все трубки, а к двуполостной тор­мозной камере шланги;

- залить свежую тормозную жидкость в гидросистему при­вода тормозов;

- завернуть крышки бачков вместе с датчиками уровня тормозной жидкости;

- присоединить клемовые соединения проводов к датчи­кам уровня тормозной жидкости на крышках бачков ГТЦ;

- прокачать гидравлический привод тормозов и проверить работу ГТЦ, как описано выше.

Регулятор давления гидропривода

Регулятор давления гидро­привода на автомобилях с раз­делением привода по бортам предназначен для корректиро­вания давления тормозной жид­кости при торможении автомо­биля с целью предотвращения блокировки задних колес при частичной загрузке автомобиля.

Регулятор давления гидропривода

рис. 5

Устройство регулятора дав­ления гидропривода показано на рис. 5. Регулятор закреп­лен на лонжероне рамы автомо­биля и нагрузочным стержнем 8 реагирует на нагрузку воспринимаемую задним мостом авто­мобиля.

Для демонтажа регулято­ра с автомобиля надо отсое­динить нижний шарнир стойки 4 от кронштейна на поперечной штанге задней подвески, для чего надо отвернуть гайку, снять пружинную шайбу и вынуть ось нижнего шарнира из отверстия в кронштейне. Отсоединить тру­бопроводы и снять регулятор, отвернув два болта крепления регулятора к кронштейну на по­перечной штанге задней под­вески.

Для разборки регулятора давления надо выполнить сле­дующие операции:

- закрепить регулятор давле­ния в тисках с мягкими губка­ми за корпус 18;

- вывернуть болт 12, вынуть упорный штифт 14 и освободить конец нагрузочного стержня 8.

Рассказать друзьям