ЗИЛ-5301 Бычок. Возможные неисправности двигателя ММЗ Д-245.12
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ АГРЕГАТОВ И СИСТЕМ АВТОМОБИЛЯ
ЗИЛ-5301 Бычок. Возможные неисправности двигателя ММЗ Д-245.12
При достаточном навыке о техническом состоянии двигателя можно судить по шуму его работы. Важно зафиксировать уровень шума нормально работающего двигателя с тем, чтобы судить по посторонним стукам о наличии неисправности.
Наиболее вероятными причинами возникновения повышенного шума могут быть: увеличение зазоров в газораспределительном механизме; увеличение зазоров в шатунных или коренных подшипниках; увеличение зазоров между гильзой цилиндра и поршнем.
Первая причина устраняется регулировкой, в остальных случаях требуется замена изношенных деталей. Другие характерные неисправности приведены ниже.
Признак неисправности |
Причина неисправности |
Метод устранения |
1. Двигатель не пускается или плохо пускается |
Отказ стартера или снижение частоты вращения коленчатого вала Отсутствует подача топлива: - загустевание топлива в топливопроводах - засорены топливопроводы или за- борник в топливном баке - замерзание воды в топливопроводах, в колпаке ФГО или сетке заборни- ка топливного бака - отсутствует подача топлива в ТНВД |
Проверить степень заряженности аккумуляторных батарей. Проверить соединения на батареях и при необходимости зачистить Проверить соответствие масла и топлива сезону, прокачать систему. В случае необходимости разбавить топливо керосином в зависимости от температуры окружающей среды в пропорции до 1:1 Промыть заборник. продуть топливопроводы Осторожно прогреть топливные трубки, фильтры, ФГО и бак, обложив их ветошью и облив горячей водой Слить воду из ФГО, топливного бака и прокачать систему топливопрокачивающим насосом Проверить герметичность топли- |
Признак неисправности |
Причина неисправности |
Метод устранения |
2. Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу |
- наличие воздуха в топливной системе - неисправность ТНВД - неправильная регулировка угла опережения впрыскивания топлива Негерметичность топливной системы |
вопроводов низкого давления. Слить отстой из фильтров ФГО и ФТО. Промыть или заменить фильтрующие элементы ФТО, прочистить отражатель с сеткой и продуть его сжатым воздухом. Проверить работоспособность топливоподкачивающего насоса и при необходимости заменить пружину поршня, притереть клапана, очистить от грязи гнезда клапанов. Прокачать систему, отвернув пробку выпуска воздуха на ТНВД. При необходимости опрессовать ее с заменой прокладок трубопроводов. Снять ТНВД и отправить в мастерскую Отрегулировать угол опережения впрыскивания топлива Найти причину негерметичности системы и прокачать ее топливопрокачивающим насосом |
Неисправность ТНВД: - нарушение равномерности подачи топлива секциями; - зависание плунжеров; - заедание рейки; - неисправность нагнетательного клапана; - поломка пружин толкателей - неисправен регулятор частоты вращения Низкая частота вращения коленчатого вала Неудовлетворительная работа отдельных форсунок: - зависла игла распылителя форсунки; - установлены распылители других моделей; - отрыв носика распылителя; - износ сопловых отверстий; - снижение давления начала впрыскивания топлива форсункой |
Снять ТНВД с двигателя и отправить в ремонтную мастерскую Отрегулировать механизм управления ТНВД Снять форсунки и отправить в мастерскую для проверки и регулировки |
Неисправности турбокомпрессора
Признак неисправности |
Причина неисправности |
Метод устранения |
- Ротор турбокомпрессора не вращается (отсутствует характерный звук высокого тона) - Повышенный выброс масла со стороны компрессора или турбины |
Попадание посторонних предметов, препятствующих вращению ротора Заклинивание ротора в подшипнике Нарушение герметичности масляных уплотнений турбокомпрессора |
Удалить посторонние предметы Заменить турбокомпрессор Отправить турбокомпрессор в ремонт |
Возможные неисправности сцепления
Признак неисправности |
Причина неисправности |
Метод устранения |
1. Пробуксовывание сцепления |
Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления Замасливание поверхности трения |
Отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления Устранить попадание масла в картер сцепления. Обезжирить |
Признак неисправности |
Причина неисправности |
Метод устранения |
- Неполное выключение сцепления - Запаздывание включения сцепления при трогании с места и переключении передач - Течь воздуха через выпускное отверстие ПГУ при нажатии на педаль - Сцепление не удерживается в выключенном состоянии при нажатии педали - Не прокачивается гидравлическая система |
Износ или разрушение фрикционных накладок Не обеспечивается необходимый ход муфты выключения сцепления Застывание рабочей жидкости (повышение вязкости) в гидравлической системе Износ или разрушение манжеты пневматического поршня усилителя Разрушение резинового уплотнительного кольца толкателя поршня гидравлического цилиндра Отсутствие свободного хода толкателя главного цилиндра: нарушение регулировки свободного хода толкателя; заедание педали |
поверхности трения Заменить фрикционные накладки или ведомый диск Проверить исправность привода (попадание воздуха в гидравлическую систему, утечка рабочей жидкости, увеличенный свободный ход педали, малый полный ход педали и др.). Устранить обнаруженные неисправности Промыть гидравлическую систему и заполнить ее чистой рабочей жидкостью Заменить манжету Заменить кольцо Отрегулировать свободный ход толкателя Устранить заедание педали |
Признак |
Причина неисправности |
Метод устранения |
|
Неправильно установлен угол опережения впрыскивания топлива (стуки или дымление) Нарушение регулировки или засорение форсунки Недостаточная подача топлива. |
Очистить воздухоочиститель Отрегулировать угол опережения впрыскивания топлива Заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки. Прокачать систему Заменить турбокомпрессор. Отрегулировать тепловой зазор в газораспределительном механизме Прочистить систему |
4. дизель дымит на всех режимах работы: |
Плохая герметичность клапанов газораспределения |
Отправить дизель в ремонт. Поддерживать во время работы температуру охлаждающей жидкости 75...95˚С Отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами. |
- дым сизого цвета (указывает на повышенное попадание масла в камеру сгорания) |
Избыток масла в картере дизеля Износ маслосъемных колпачков клапанов газораспределительного механизма Засорение воздухоочистителя Снижено давление наддува Износ деталей цилиндро-поршневой группы Неисправность форсунок: - зависла игла распылителя форсунки; - установлены распылители других моделей; - отрыв носика распылителя; |
Слить масло до уровня верхней метки маслоизмерительного стержня Заменить турбокомпрессор Заменить маслосъемные колпачки Очистить воздухоочиститель Заменить турбокомпрессор |
- дым черного цвета (указывает на неполное сгорание топлива) |
Засорение воздухоочистителя Негерметичность топливной системы, воздуха Нарушена регулировка привода ТНВД |
Отправить дизель в ремонт Заменить распылитель, отрегулировать форсунки на стенде |
5. Повышенный расход топлива 6. дизель не набирает частоту вращения холостого хода 7. Стук при работе дизеля 8. дизель перегревается 9. Отсутствует давление масла 10. давление масла на прогретом дизеле ниже допустимого 11. давление масла на прогретом дизеле выше допустимого 12. Попадание воды в систему смазки |
- износ сопловых отверстий; - неправильно отрегулирован корректор регулятора и корректор по наддуву ТНВД; - завышена цикловая подача топлива; - нарушена регулировка ТНВД - нарушена герметичность нагнетательной секции ТНВД; - завышена частота вращения кулачкового вала ТНВД, соответствующая началу действия регулятора; - износ втулок грузов регулятора частоты вращения - износ пары направляющей втулки стержень топливоподкачивающего насоса Неправильно установлен угол опережения впрыска топлива Нарушена регулировка зазоров между клапанами и коромыслами Рычаг управления подачей топлива ТНВД не доходит до положения максимальной частоты при полностью нажатой педали подачи топлива Неисправность ТНВД: - зависание плунжеров; - неисправность регулятора Нарушение зазоров между коромыслами и клапанами Поломка пружин клапана Заедание стержня клапана в направляющей втулке Износ втулок в верхних головках шатунов и в бобышках поршней Износ шатунных и коренных подшипников, задиры гильз цилиндров Позднее впрыскивание топлива в непрогретые цилиндры дизеля (несильный стук и белый дым) Раннее впрыскивание топлива в цилиндры дизеля (сильный стук и черный дым) Перегрев дизеля Неисправность ТНВД: неравномерное распределение впрыскиваемого топлива по отдельным цилиндрам дизеля (стук в отдельных цилиндрах) Неисправность форсунок: - отсутствие четкой отсечки топлива форсунками; Обрыв или сильная вытяжка ремней привода жидкостного насоса Загрязнение внешней поверхности радиатора Неисправен датчик или указатель давления масла (аварийный сигнализатор не срабатывает) Разжижение масла топливом, охлаждающей жидкостью или из-за перегрева Заедание или неправильная регулировка сливного клапана системы смазки Неисправность масляного насоса Нарушена герметичность соединений маслопроводов |
Отрегулировать цикловую подачу болтом номинальной подачи Установить рекомендованный угол опережения впрыска топлива Отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами Отрегулировать привод ТНВД Снять ТНВД с дизеля и отправить в ремонт Проверить и отрегулировать зазоры Устранить заедание; при невозможности это выполнить отправить дизель в ремонт. Сдать дизель в ремонт, в процессе ремонта заменить изношенные или неисправные детали новыми То же То же См. пункт 8 Прочистить и продуть топливопроводы Отрегулировать форсунку на стенде Снять ТНВД с дизеля и отправить в ремонт Проверить и отрегулировать натяжение ремней; при необходимости заменить ремни новыми комплектно долить охлаждающую жидкость в систему охлаждения Очистить радиатор Отправить дизель в ремонт Устранить причину разжижения масла, заменить масло. Заменить датчик или указатель давления масла |
Неисправность |
Причина неисправности |
Метод устранения |
Дизель не запускается или плохо запускается |
Отказ стартера или снижение частоты вращения коленчатого вала Неудовлетворительная работа отдельных форсунок: |
Проверить степень заряженности аккумуляторных батарей. Проверить соединения на батареях и при необходимости зачистить контакты. Проверить герметичность топливопроводов низкого давления. Слить отстой из фильтров ФГО и ФТО. Промыть или заменить фильтрующие элементы ФТО, прочистить отражатель с сеткой и продуть его сжатым воздухом. |