Тормоза автомобилей ЗАЗ-110206, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105

Тормоза автомобилей ЗАЗ-110206, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105

Предупреждение. При замене колодок передних тормозов обязательно ус-танавливайте все колодки с одинаковым обозначением композиции материала и, желательно, одного изготовителя.

На рис. 40 приведена схема гидравлического привода тормозов. Передние тормозадисковые, задниебарабанные. Привод тормозов раздельный по диа-гонали.

В случае выхода из строя одного из контуров тормозной системы торможе-ние автомобиля обеспечивает второй контур, при этом ход педали увеличивается

и снижается эффективность торможения. В данном случае нельзя отпускать пе-даль и производить многократные нажимы, которые только увеличивают время

и путь торможения, а следует нажимать на педаль до получения максимально возможного эффекта торможения.

Если на автомобиле установлен вакуумный усилитель тормозов, не выклю-чайте зажигания при движения накатом, так как с остановкой двигателя не соз-

дается разряжение, необходимое для работы вакуумного усилителя, и вследст-вие этого возрастает усилие на педаль тормоза при торможении.

Гибкие шланги тормозов. Проверяйте герметичность соединений привода, обратив особое внимание на состояние гибких шлангов. При обнаружении мел-ких трещин, потертостей на наружной оболочке или появлении вздутий при на-

жатии на педаль тормоза шланги замените новыми Передние дисковые тормоза. Осмотр тормозных колодок14 и16 (рис. 41)

производите при снятых колесах через окна во фланце 4. Колодки замените, не допуская уменьшения толщины фрикционной накладки меньше, чем1 мм. Не допускать трения металла колодки о тормозной диск.

Для снятия тормозных колодок:

- если снято колесо, отвернуть болты23 (рис. 35) крепления фланца22 к ступице24 и снять фланец;

- снять тормозной диск 15 (рис. 41), выведя его в сторону из колодок;

- вынуть вначале наружную колодку 16, выведя её выступы а из сцепления с пазамиb поворотного кулака и наклонив в сторону упоров скобы, как показано стрелками С на виде13;

- вывести из зацепления внутреннюю колодку и вынуть ее. Вынуть пружи-ну18 поджатия колодок.

Проверить состояние тормозного диска 15. При износе диска до толщины8 мм дальнейшая его эксплуатация недопустима и его необходимо заменить но-вым. Перед установкой новых колодок переместите поршень12 до упора внутрь. При этом проверьте, чтобы защитный чехол поршня находился в гнезде и не был поврежден. Проверить легкость перемещения скобы10 на пальцах6 в поворот-ном кулаке5.

Рис. 40. Схема системы гидропривода тормозов без вакуумного усилителя(I с вакуумным усилителем):

1 передний тормоз; 2гибкие шланги; 3трубопровод к правому передне-му колесу; 4трубопровод к левому переднему колесу; 5бачок гидропривода тормозов; 6шланг от бачка, питающий контур А; 7шланг от бачка, питающий контур В; 8главный цилиндр; 9педаль тормоза; 10трубопровод к заднему правому колесу; 11трубопровод к заднему левому колесу; 12задние тормоза;

А контур переднего левого и правого заднего колес; Вконтур переднего правого и заднего левого колес. Цифрами в кружках обозначен порядок прокач-ки тормозов колес.

Для установки тормозных колодок:

- установить в скобу 10 пружину18 так, чтобы ее выступ вошел в канавку скобы и, придерживая ее, вначале установите внутреннюю колодку14 скосом А вверх, преодолев усилие пружины. Прижмите колодку к порш-

ню 12;

- для установки наружной колодки ее нужно наклонить в сторону упоров скобы по стрелке d скосом вверх и, преодолев усилие пружины, завести

выступы a колодки в пазыb поворотного кулака. Установить тормозной диск15 и фланец4.

Задние барабанные тормоза (рис. 42). Зазор между колодками и барабанами по мере износа накладок восстанавливается автоматически


Рис. 41. Передний тормоз:

1 клапан выпуска воздуха; 2колпачок клапана; 3шланг тормозов; 4фланец ступицы колеса; 5кулак поворотный; 6палец направляющий; 7чехол защитный пальца; 8шайба; 9гайка; 10скоба; 11кольца уплотни-тельные; 12поршень; 13чехол защитный поршня; 14колодка внутренняя; 15диск тормоза; 16колодка наружная; 17кожух грязезащитный; 18пру-жина колодок тормоза;

А скос; авыступы колодки; bпазы поворотного кулака; снаправле-ние снятия колодки; dнаправление установки колодки.

Рис. 42. Тормоз задний:

1 чехол защитный; 2стержень опорный; 3манжета; 4поршень; 5кольцо пружинное; 6корпус; 7колпачок; 8клапан; 9пластина демпфер пая; 10колодка тормозная; 11болт; 12пружина стяжная верхняя; 13планка распорная; 14ступица заднего колеса; 15пружина прижимная; 16наконечник с тросом и сборе; 17рычаг разжимной; 18пружина отжимная; 19пружина стяжная нижняя; 20упор колодок; 21щит тормоза; 22опор-ный кронштейн.


Для быстрого восстановления хода педали тормоза следует на ровном сухом шоссе произвести 5…6 резких торможений, двигаясь со скоростью30 км/ч впе-ред, а также произвести несколько резких торможений, двигаясь задним ходом.

Проверку износа фрикционных накладок до толщины 1 мм выполняют при вывернутых пробках смотровых отверстий в барабанах. Для замены колодок

(рис. 42):

- снимите верхнюю 12 и нижнюю19 стяжные пружины и выведите колодки из-под прижимных пружин15 вместе с распорной планкой13 и демпфер-ной пластиной9;

- снимите разжимной рычаг 17 с колодки, отвернув гайку болта11 и вынув болт и шайбу;

Заменяйте колодки только парами. Перед установкой новых колодок утопи-те поршни колесного цилиндра легким постукиванием молотка через деревян-ную проставку по упорам поршней так, чтобы между поршнями и кромками ци-линдра было по9 мм(при снятых защитных чехлах).

Обратите внимание на состояние защитных резиновых чехлов 1 колесного ци-линдра6, а также на состояние отжимной пружины18 троса на кронштейне22.

Смажьте опорную поверхность на кронштейне 22 небольшим слоем смазки Литол-24. Поверхности функциональных накладок должны быть чистыми, без следов смазки и грязи.

Зазор между колодками и барабанами по мере износа накладок восстанавливается автоматически благодаря специальному устройству внутри тормозного цилиндра.

Для демонтажа поршня, например, для замены манжеты, необходимо повер-нуть поршень на90° и, покачивая вокруг оси, выдвинуть из цилиндра.

Свободный ход педали тормоза регулируйте, вворачивая или выворачивая вы-ключатель11 (рис.43) сигнала торможения при отпущенной контргайке10. После регулировки гайку затянуть. Свободный ход педали тормоза В должен быть2,5 мм, что соответствует зазору А, равному0,3...0,9 мм между толкателем5 и поршнем2. Зазор А регулируется вращением толкателя5 при отпущенной контргайке7.

Рис. 43. Педаль тормоза:

1 главный цилиндр; 2пор-шень; 3оболочка; 4трос привода выключения сцепле-ния; 5толкатель; 6педаль сцепления; 7контргайка; 8педаль тормоза; 9наконечник; 10контргайка; 11выключа-тель сигнала торможения;

А зазор между поршнем и толкателем; Всвободный ход педали тормоза.

Вакуумный усилитель тормозов

В приводе ножного тормоза может устанавливаться вакуумный усилитель,

который повышает эффективность тормозной системы и уменьшает величину усилия, прикладываемого к тормозной педали. На рис10 и44 приведены схема и устройство гидравлического привода тормозов с вакуумным усилителем.

Через каждые 30 000 км пробега проверяйте работоспособность вакуумного усилителя, для чего: нажмите5... 6 раз педаль тормоза при неработающем двига-теле; остановите педаль тормоза нажатой до середины ее хода и запустите дви-гатель.

При исправном усилителе педаль тормоза после пуска двигателя должна уй-ти вперед, Если этого не происходит, проверьте герметичность подсоединений шланга к впускному коллектору и усилителю, так как ослабление креплений вызывает подсос воздуха и резко снижает эффективность работы усилителя. Ес-ли после этого неисправность не устранится, обращайтесь на станцию техниче-ского обслуживания.

Для нормальной работы вакуумного усилителя педаль привода должна толь-ко касаться наконечника выключателя сигнала торможения, что обеспечивается вращением толкателя при отпущенной контргайке. При этом зазор между регу-лировочным штоком вакуумного усилителя и поршнем должен быть0,3-0,9 мм,

выступание штока вакуумного усилителя за привалочную поверхность должно быть 1,25-0,2 мм.

Рис. 44. Педаль и привод ножного тормоза с вакуумным усилителем:

1 главный тормозной цилиндр; 2поршень; 3вакуумный усилитель тормо-зов; 4толкатель вакуумного усилителя; 5контргайка толкателя; 6педаль сцеп-ления; 7наконечник; 8, 12контргайки; 9выключатель сигнала торможения; 10

педаль тормоза; 11вилка толкателя; 13трос сцепления; 14толкатель.

Стояночный тормоз . Автомобиль с полной массой должен удерживаться стояночным тормозом на уклоне 25% при перемещении рычага на4-5 щелчков. Если этого не происходит, то:

- переведите рычаг 2 (рис. 45) в крайнее нижнее положение и поднимите вверх на1-2 зубца сектора;

- отпустите контргайку 11;

- придерживая ключом за квадрат наконечник 7 троса и вращая регулиро-вочную гайку6. натяните трос4. Затяните контргайку11;

- проверьте, остается ли автомобиль в заторможенном состоянии при пере-

мещении рычага на 4-5 щелчков.

Независимо от вытяжки троса ход рычага может увеличиваться за счет изно-са накладок тормозных колодок и автоматического их сдвига в сторону бараба-на. В этом случае следует снять тормозные барабаны и переставить распорные планки8 на прорезь А с увеличенным расстоянием. Если после перестановки планок торможение происходит при повороте рычага на2...3 щелчка, необходи-мо ослабить натяжку троса, несколько отвернув гайку6.

Для предотвращения попадания в оболочки 9 троса влаги следует в защит-ные резиновые чехлы3 закладывать смазку Литол-24.

Рис. 45. Стояночный тормоз:

1 кнопка;

2 рычаг;

3 чехол защитный;

4 трос;

5 уравнитель;

6 гайка регулировочная;

7 наконечник троса;

8 планка разжимная;

9 оболочка троса;

10 рычаг разжимной;

11 контргайка;

А прорезь увеличенного расстояния для опоры колодок.

Заправка гидропривода тормозной системы и удаление воздуха.

Для заправки гидропривода рабочей тормозной системы завод применяет тормозные жидкости, обладающие высококипящими свойствами, в соответствии с Приложением3 данного Руководства.

Тип тормозной жидкости, заправляемой в тормозную систему, должен быть в соот-ветствии с символом на бачке(рис. 46) – тормозная жидкость на не нефтяной основе.

Смешивание тормозных жидкостей "Нева-Супер" (ДОТ-4) и"Роса" допус-тимо. Обращаться с ними следует осторожно и не допускать попадания на окра-шенные поверхности кузова и деталей.

После каждых 60 000 км пробега автомобиля или4 лет эксплуатации следует заменить тормозную жидкость свежей, предварительно промыв гидропривод. За-правка гидропривода тормозов обоих контуров производится через бачок(рис. 46).

При закрученной крышке нормальный уровень Н должен доходить до ниж-ней кромки горловины. В крышке установлен датчик аварийного уровня тормоз-ной жидкости. При падении уровня тормозной жидкости в бачке ниже допусти-мого предела контакты датчика замыкаются, и в комбинации приборов загорает-ся контрольная лампа12 (рис. 3) или18 (рис. 5). Нажатием резинового колпачка1 на корпусе 2 (рис 46) проверяйте исправность работы датчика. При включен-ном зажигании контрольная лампа должна гореть постоянным светом.

Предупреждения.

1. Не нажимайте на педаль тормоза, когда снят один барабан или тормозной диск, так, как давление в системе выжмет из колесного цилиндра поршни и тор-мозная жидкость вытечет наружу.

2. Если установлен вакуумный усилитель воздух из системы тормозов уда-ляйте при прокачке только при неработающем двигателе.

3. Прокачку производите следующим образом:

4. Установите автомобиль на смотровую яму, подъемник или подставки. Ес-ли автомобиль установлен на подставки, снимите колеса.

5. Аккуратно очистите от грязи и пыли клапаны для выпуска воздуха из ко-лесных цилиндров и снимите резиновые защитные колпачки.

6. Отверните пробку бачка и долейте тормозную жидкость, доведя ее уро-вень до нормы.

7. Наденьте шланг для прокачки гидропривода на головку клапана выпуска воздуха заднего правого колеса, а свободный конец шланга опустите в чистый прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью. Конец шланга погрузите в жидкость.

Дальнейшие операции следует производить вдвоем.

Резко нажмите 3...5 раз на педаль тормоза с интервалом между нажатиями2-3 с и, удерживая педаль в нажатом положении отверните на пол-оборота клапан.

При этом жидкость вместе с воздухом при нажатой педали будет вытесняться через шланг в сосуд. Не отпуская педаль, клапан заверните. Повторяйте опера-цию до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха с жидкостью. В процессе прокачки доливайте жидкость в бачок до нормального уровня.

Снимите шланг. Конец клапана протрите насухо и наденьте защитный колпачок.

Проделайте аналогичную операцию с тормозными механизмами переднего левого колеса, а затем заднего левого и правого переднего колес.

Удалить воздух из системы можно также путем подачи воздуха в бачок под давлением не более 2 кгс/см2 и открытом клапане прокачки, не трогая при этом педаль тормоза. При нормальных зазорах в тормозных механизмах и отсутствии воздуха в системе педаль тормоза при нажатии на нее ногой не должна переме-щаться более чем на80...85 мм. При этом нога должна ощущать сопротивление(ощущение "жесткой" педали).

Рис. 46. Бачок гидропривода тормозов:

1 колпачок защитный;

2 корпус с контактами датчика;

3 кольцо зажимное;

4 корпус бачка;

5 символ; Ннормальный уровень жидкости в бачке.

Если педаль перемещается дальше, но"жесткая", это указывает на увели-ченные зазоры между колодками, дисками и барабанами и необходимость уменьшить ход педали путем резких торможений на сухой свободной дороге. Жидкость, выпущенную из тормозной системы во время прокачки, не заливайте в бачок без тщательного фильтрования и длительного отстоя, так как в ней со-держатся воздух и грязь. При замене тормозной жидкости слейте ее из системы

и тщательно промойте жидкостью в следующем порядке:

1. Проделайте операции 1 и2 (см. "Прокачка системы").

2. Наденьте шланг для покачивания на головку клапана выпуска воздуха зад-него правого колеса, а свободный конец шланга опустите в сосуд, приготовлен-ный для сбора жидкости, и отверните клапан на пол-оборота.

3. Нажимая на педаль, удалите из контура жидкость и заверните клапан.

4. Проделайте аналогичную операцию с тормозными механизмами передне-

го левого колеса, затем заднего левого и переднего правого колес.

5. Отверните опять клапан заднего правого колеса.

6. Доливая в питательный бачок свежую тормозную жидкость и нажимая на педаль, прокачивайте систему до тех пор, пока из клапана не начнет вытекать чистая жидкость. С появлением чистой жидкости заверните клапан.

7. Отворачивая по очереди остальные клапаны, повторите для них операцию5 (см. "Прокачка системы").

8. Прокачивайте систему для удаления из нее воздуха.

Рассказать друзьям

Страницы