Двигатель автомобилей ЗАЗ-110206, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105
Двигатель автомобилей ЗАЗ-110206, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105
Контроль, заправка и замена масла в картере двигателя
Уровень масла в картере двигателя контролируется указателем (рис. 16), на котором нанесены риски максимального и минимального уровней масла. Уро-вень следует поддерживать вблизи верхней метки. Запрещается работа дви-гателя с уровнем масла ниже нижней метки.
Не допускается эксплуатация автомобиля с горящей контрольной лампой аварийного давления масла!
Допускается горение лампы при минимальной частоте вращения ко-ленчатого вала на режиме холостого хода. При повышении частоты враще-ния лампа должна гаснуть.
Масло заливается в картер двигателя через маслозаливную горловину, закры-ваемую пробкой1.
Смену масла производить согласно Таблице 4 после хорошего прогрева двигателя, предварительно сняв крышку маслозаливной горловины и отвернув пробку3.
Замена масляного фильтра. Фильтр(рис. 17) отворачивается без значитель-ного усилия. При возникновении затруднений с его отворачиванием следует воспользоваться специальным приспособлением, состоящим из плотно охваты-вающего корпус фильтра хомута и рукоятки. При установке нового фильтра убедитесь в исправности уплотнительного кольца, чистоте плоскостей, совмес-тите фильтр с резьбовым штуцером, заверните его руками, а после касания про-кладки довернуть еще на3/4 оборота.
Рис. 16. Горловина для заправки двигателя маслом, указатель уровня масла и пробка для слива масла:
1 – пробка маслозаливной горловины; 2– указатель уровня масла; 3– пробка для слива масла.
Рис. 17. Масляный фильтр(вид снизу автомобиля).
Рис. 18. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров.
Регулировка зазоров в механизме привода клапанов.
Проверку и регулировку зазоров в механизме привода клапанов производите на станции технического обслуживания. Перед выполнением этой операции на новом двигателе следует подтянуть болты крепления головки блока цилиндров, придерживаясь порядка, указанного на рис. 18 и моментов затяжки, указанных в Приложении6.
Коленчатый вал проворачивайте за переднее колесо, предварительно уста-новив автомобиль на стояночный тормоз, поддомкратив его и включив четвер-тую или пятую передачу. Под кузов обязательно установите подставку.
Проворачивать коленчатый вал можно также за шкив распределительного ва-ла специальным приспособлением, предварительно вывернув свечи зажигания.
Регулировку зазоров следует выполнять в такой последовательности:
· установите поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия, при этом метка на шкиве коленчатого вала должна совместиться с устано-вочным болтом, или риска ВМТ на шкиве коленчатого вала совпадать с меткой ВМТ на кожухе, а бегунок(ротор датчика-распределителя) дол-жен находиться против электрода крышки с цифрой1. В этом положе-нии регулируется зазор в выпускном клапане третьего цилиндра;
· ослабьте гайку регулировочного винта на коромысле и, вращая ключом М9811-288 регулировочный винт, предварительно установив между на-
конечником и стержнем клапана соответствующий щуп, установите не-обходимый зазор. Во время вращения винта рекомендуется несколько передвигать щуп. Щуп должен протягиваться с небольшим усилием. Удержав ключом винт, затяните гайку и снопа проверьте зазор;
· после регулировки зазора в выпускном клапане третьего цилиндров по-следовательно проворачивайте коленчатый вал на180° и регулируйте зазоры, соблюдая очередность, указанную в таблице5.
Рис. 19. Привод распределительного вала и водяного насоса:
1 – наружный кожух; 2– ведомый шкив распределительного вала; 3– плоскозубчатый ремень; 4– шкив водяного насоса; 5– ведущий шкив; 6– шкив привода генератора; 7– ремень привода генератора; 8– упор наружного кожуха; 9-болты; 10– пружина; 11– натяжной ролик.
А и Д – стрелки-штыри; В– метка ВМТ на ведущем шкиве; С метка ВМТ на шкиве привода генератора(сверленное гнездо); Е– метка ВМТ на шкиве распре-делительного вала; Г– риска ВМТ на шкиве; П, О, Н– дополнительные метки.
Рис. 20. Регулировка зазоров в механизме привода клапанов:
1 – маслоотражательный колпачок клапана; 2 – клапан; 3 – наконечник регули-ровочного винта; 4 – винт регулировочный; 5 – гайка; 6 – ось коромысел; 7 - коромысло; 8 – головка цилиндров; 9 – кулачок распределительного вала;
I, II, III, IV – номера цилиндров; 1...8 – номера клапанов; ВЫП – выпу-скной клапан; ВП– впускной клапан; А– зазор(см. табл. 5).
Таблица 5. Порядок регулировки зазоров в механизме привода клапанов
Угол поворота коленвала, |
0 |
180 |
380 |
540 |
Зазор А |
||||||
град |
|||||||||||
Номер цилиндра |
III |
I |
III |
IV |
II |
I |
II |
IV |
|||
Номер клапа- |
впускного |
2 |
6 |
3 |
6 |
0,13...0,17 |
|||||
на по порядку |
|||||||||||
выпускного |
5 |
8 |
4 |
1 |
0,28...0.32 |
Натяжение плоскозубчатого ремня привода газораспределения
Для натяжения ремня:
- снимите наружный кожух 1 (рис. 19);
- ослабьте болты 9 крепления кронштейна натяжного ролика11 и медленно в натяг проверните коленчатый вал в направлении его вращения2...3 раза.
В положении, когда ведущая ветвь ремня будет максимально натянута и полностью открыт один из клапанов, надежно затяните болты крепления кронштейна и установите наружный кожух. После пробега каждых60000 км следует заменить ремень.
Для замены ремня:
- уменьшите натяжение ремня 7 привода генератора и снимите его;
- снимите наружный кожух 1, отверните снизу два болта и снимите упор8 наружного кожуха;
- ослабьте болты 9 крепления кронштейна натяжного ролика и снимите из-ношенный ремень;
- проверните коленчатый вал в положение ВМТ такта сжатия в первом ци-линдре, при этом метка С на шкиве6 привода генератора должна распола-гаться против стрелки-штыря А, а метку Е на ведомом шкиве2 распреде-лительного вала совместите со стрелкой-штырем Д;
- не изменяя положение ведущего 5 и ведомого2 шкивов газораспределе-ния, оденьте новый плоскозубчатый ремень и натяните его. Проворачивая коленчатый вал двигателя, проверьте совпадение метки Е и стрелки-штыря Д при совмещении метки С и стрелки-штыря А;
- если метки не совпадают, повторите операцию по установке ремня;
- если шкив привода генератора снят, установка газораспределения производится по метке В на ведущем шкиве5 совмещением ее со стрелкой штырем А;
- затяните болты 9, установите упор8 наружного кожуха, наружный кожух1, наденьте ремень 7 и натяните его в соответствии с рекомендациями, приведенными в разделе"Генератор";
- проверить правильность установки момента зажигания.