Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 31
Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 31
124
Рис.72. Маркировка шатуна и поршня
Проверить зазор в стыке поршневых колец, зазор между кольцом
и канавкой и установить кольца на поршень:
Замерить тепловой зазор в стыке колец (рис.73), помещенных в верхнюю
неизношенную часть цилиндра (от верхней кромки цилиндра до места располо-
жения первого компрессионного кольца при нахождении поршня в ВМТ), кото-
рый должен быть не более 1,5 мм. Поверхность цилиндра предварительно очи-
стить от нагара. Установка изношенных колец с зазором более 1,5 мм приведет к
повышенному угару масла.
Рис.73. Замер теплового зазора в стыке поршневых колец
125
Очистить днища поршней и канавки для поршневых колец от нагара.
Замерить щупом боковой зазор между компрессионными кольцами и стен-
кой поршневой канавки (рис.74). Для изношенных колец и поршней допускается
максимальный зазор не более 0,15 мм. Больший зазор приведет к увеличенному
угару масла за счет «насосного» действия колец. Заменить, при необходимости,
изношенное кольцо или поршень.
Рис.74. Проверка бокового зазора между поршневым кольцом и
канавкой в поршне
Надеть с помощью приспособления (рис.75) поршневые кольца на поршень.
Нижнее компрессионное кольцо устанавливать надписью «TOP» (верх) или мар-
кировкой товарного знака предприятия-изготовителя в сторону днища (верха)
поршня. Кольца в канавках должны свободно перемещаться.
Рис.75. Установка поршневых колец на поршень
Вставить поршни в цилиндры следующим образом:
– сориентировать поршень с шатуном таким образом, чтобы надпись
«ПЕРЕД» на поршне была обращена в сторону переднего торца блока цилиндров;
– протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить
в них вкладыши;
– повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого
цилиндров заняли положение, соответствующее НМТ;
126
– смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и первый цилиндр чи-
стым маслом для двигателя;
- развести замки поршневых колец: замки компрессионных колец сместить
на 180° друг относительно друга, замки кольцевых дисковых элементов масло-
съемного кольца установить один к другому под углом 180° и под углом 90° к
замкам компрессионных колец. Замок пружинного расширителя установить под
углом 45° к замку одного из кольцевых дисковых элементов;
– с помощью специальной оправки с внутренней конусной поверхностью
сжать кольца и вставить поршень в цилиндр (рис.76).
Рис.76. Установка поршня с кольцами в цилиндр
Перед установкой поршня следует еще раз проверить правильность поло-
жения поршня и шатуна в цилиндре.
Подтянуть шатун за кривошипную головку к шатунной шейке, снять с бол-
тов защитные наконечники, надеть крышку шатуна. Крышка шатуна на шатун
должна быть установлена так, чтобы уступ Б (рис.72) на крышке шатуна и выступ
А на кривошипной головке или пазы под вкладыши располагались с одной сторо-
ны. Завернуть гайки болтов шатунов динамометрическим ключом моментом
68…75 Н·м (6,8…7,5 кгс·м).
В таком же порядке вставить поршень с шатуном четвертого цилиндра.
Повернуть коленчатый вал на 180 и вставить поршни с шатунами второго
и третьего цилиндров.
Повернуть несколько раз коленчатый вал, который должен вращаться легко
от небольшого усилия.
Дальнейшие операции по сборке двигателя
Закрепить держатель к масляному насосу.
Установить масляный насос с прокладкой на привалочную плоскость блока
цилидров и закрепить.
127
Срезать выступающие над плоскостью блока, крышки цепи и сальникодер-
жателя выступающие концы прокладок крышки цепи и прокладки сальникодер-
жателя.
Нанести на поверхности сопряжения с масляным картером блока цилин-
дров, сальникодержателя, крышки цепи силиконовый герметик «Loctite 5900»,
предварительно обезжирив поверхности. Установить и закрепить масляный кар-
тер.
Установить и закрепить усилитель картера сцепления.
Смазать маслом, применяемым для двигателя, втулки промежуточного вала,
установить сегментную шпонку в паз на конце промежуточного вала и установить
промежуточный вал в блок цилиндров.
Ввернуть два болта в передний фланец промежуточного вала. Установить
шестерню с гайкой на задний конец вала, совместив шпоночный паз шестерни со
шпонкой, и вращая промежуточный вал за два болта, завернуть гайку шестерни
до упора.
Установить и закрепить фланец промежуточного вала.
Смазать маслом, применяемым для двигателя, валик привода масляного
насоса и зубья шестерен и вставить валик в отверстие блока до входа в зацепле-
ние шестерен привода масляного насоса и промежуточного вала. В отверстие
втулки валика привода вставить шестигранный валик привода масляного насоса,
так, чтобы он зашел шестигранное отверстие валика масляного насоса.
Установить и закрепить крышку привода масляного насоса с прокладкой.
Проверить легкость вращения промежуточного вала. Вал должен вращаться
свободно, без заеданий.
Установка привода распределительных валов
Запрессовать сегментную шпонку в шпоночный паз переднего конца колен-
чатого вала.
С помощью специального приспособления напрессовать звездочку на ко-
ленчатый вал двигателя, ориентируя меткой вперед.
Установить резиновое уплотнительное кольцо в канавку переднего конца
коленчатого вала.
Повернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки на звездочке ко-
ленчатого вала с меткой M1 на блоке цилиндров, что будет соответствовать по-
ложению поршня первого цилиндра в ВМТ. При этом метка на блоке цилиндров
должна быть расположена симметрично относительно оси впадины зубьев звез-
дочки.
Установить нижний успокоитель цепи, не затягивая болты крепления окон-
чательно, предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герметик «Фикса-
тор-6».