Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 28

Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 28

112

- нажать металлическим стержнем диаметром 5…7 мм (можно отверткой)

на дно плунжера или пальцем руки на торец плунжера так, чтобы стопорное
кольцо с канавки на плунжере перешло в канавку корпуса (слышен легкий фикси-
рующий щелчок). Произойдет фиксация корпуса и плунжера – «зарядка». Одно-
временно запорное кольцо 2 войдет в первую канавку корпуса;

- заполнить внутреннюю полость корпуса и плунжера чистым моторным

маслом, применяемым на двигателе;

- вставить в плунжер пружину;
- на пружину установить клапан гидронатяжителя и, сжимая пружину,

наживить, а затем вручную завернуть его в корпус, при этом стопорное кольцо на
плунжере должно находиться в проточке корпуса и препятствовать перемещению
плунжера в корпусе;

- снять гидронатяжитель с оправки и окончательно завернуть клапан в кор-

пус моментом 18,6…23,5 Н·м (1,9…2,4 кгс·м), используя пластину толщиной
1,8…1,9 мм, зажатую в тисках, и ключ 19 мм, как при разборке гидронатяжителя.

2. Проверка состояния и зарядка гидронатяжителей, применяемых с адапте-

рами.

После снятия с двигателя плунжер гидронатяжителя должен быть полно-

стью выдвинут из корпуса. Длина гидронатяжителя при этом должна быть 55,5
мм. Нахождение плунжера в промежуточном положении говорит о его заклини-
вании. Такой гидронатяжитель подлежит замене.

Для зарядки гидронатяжитель следует медленно сжать до длины 39,5 мм,

утапливая плунжер в корпус. Масло, при этом, будет вытекать через зазор между
корпусом и плунжером.

При сжатии гидронатяжителя до требуемой длины запорное кольцо перей-

дёт в первую канавку корпуса, имеющую специальный профиль, позволяющий
плунжеру удерживаться в корпусе в транспортном положении, которое показано
на рис.27.

3. Установка гидронатяжителя на двигатель:

- смазать чистым моторным маслом, применяемым на двигателе, отверстие

под гидронатяжитель в крышке цепи или головке цилиндров и установить со-
бранный гидронатяжитель (или гидронатяжитель с адаптером) до касания башма-
ка, но не нажимать на гидронатяжитель, с целью исключения преждевременной
его «разрядки»;

- закрыть крышкой с шумоизоляционной прокладкой гидронатяжитель, за-

тянув болты, и вывернуть пробку из отверстия крышки;

- через отверстие в крышке гидронатяжителя нажать металлическим стерж-

нем или отверткой на гидронатяжитель, переместив его до упора, затем отпу-
стить, при этом стопорное кольцо на плунжере выйдет из зацепления с корпусом
гидронатяжителя и даст возможность плунжеру и корпусу перемещаться под дей-
ствием пружины. Корпус (или адаптер) переместится до упора в крышку гидро-
натяжителя, а гидронатяжитель натянет цепь через башмак;

- завернуть пробку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на

резьбу пробки анаэробный герметик «Фиксатор-6».

113

Внимание!

1. Разряжать гидронатяжители следует только после затяжки болтов

крепления их крышек. Преждевременная разрядка гидронатяжителя при не-
затянутой крышке и последующая затяжка болтов крышек приведет к жест-
кому расклиниванию гидронатяжителя и исключению гидравлического ре-
гулирования натяжения цепи, что повлечет многократное увеличение нагру-
зок в приводе, ускоренный износ и выход из строя деталей привода распре-
делительных валов.

2. На двигатель устанавливайте только «заряженный» гидронатяжи-

тель. После каждого снятия гидронатяжителя перед его последующей уста-
новкой необходимо произвести его зарядку.

3. Не допускается на собранном гидронатяжителе нажатие на выступа-

ющий из корпуса носик плунжера во избежание выхода плунжера из зацеп-
ления с корпусом под действием сжатой пружины.

4. Не допускается при сборке зажимать корпус гидронатяжителя во из-

бежание нарушения геометрии пары плунжер-корпус.

5. После замены гидронатяжителя при работе двигателя в течение не-

которого времени гидронатяжитель «стучит», пока внутренняя полость кор-
пуса не заполнится полностью маслом.

Термостат

Проверить работу термостата можно без снятия его с двигателя. После за-

пуска холодного двигателя шланг подвода жидкости в радиатор не должен нагре-
ваться. Постепенный рост температуры шлангов радиатора, бачков радиатора при
прогреве двигателя указывает на негерметичность клапана термостата или его за-
клинивание в открытом положении. Интенсивный нагрев шланга подвода охла-
ждающей жидкости в радиатор должен происходить при открытии основного
клапана – при подъеме температуры охлаждающей жидкости выше плюс 82 2 °С.

После снятия с двигателя очистить термостат, дренажное отверстие во

фланце и седло основного клапана. Между основным клапаном и его седлом не
должно быть загрязнений, рисок и заусенцев, приводящих к негерметичности ос-
новного клапана.

Герметичность посадки основного клапана термостата проверить по про-

хождению щупа 0,1 мм между основным клапаном и седлом у холодного термо-
стата. При прохождении щупа по всей окружности клапана термостат браковать.

Проверить термостат на температуру начала открытия и полный ход клапа-

на.

Установить термостат в воду с температурой плюс 76 С и выдержать не

менее 3 минут, после чего проверить зазор между клапаном и седлом щупом 0,1
мм. Прохождение щупа по всей окружности клапана говорит о слишком раннем
открытии термостата и необходимости его замены.

Установить термостат в воду с температурой плюс 87 С и выдержать не

менее 3 минут, после чего еще раз проверить зазор щупом 0,1 мм между клапаном
и седлом. Щуп должен проходить по всей окружности. Непрохождение щупа го-
ворит о слишком позднем открытии клапана термостата и необходимости его за-
мены.

114

Установить термостат в воду или глицерин с температурой плюс 99 С и

выдержать до остановки хода основного клапана, но не менее 1,5 минут, после че-
го проверить ход клапана штангенциркулем или шаблоном 6,8 мм. Если шаблон
не проходит в зазор между клапаном и седлом, то термостат подлежит замене.

При проведении испытаний жидкость должна непрерывно перемешиваться,

для получения одинаковой температуры во всем ее объеме.

Термоклапан

Для проверки технического состояния термоклапан разобрать, промыть его

детали в керосине или бензине и продуть сжатым воздухом.

Убедиться, что плунжер термоклапана перемещается в отверстии корпуса

свободно, без заеданий, а пружина находится в исправном состоянии. На сопряга-
емых поверхностях плунжера и корпуса не должно быть отложений и заусенцев,
которые могут привести к заклиниванию плунжера.

Проверить износ отверстия термоклапана и плунжера. При значительном

отклонении размера от номинала (приложение 3, термоклапан) изношенную де-
таль браковать.

Длина пружины плунжера в свободном состоянии должна быть 70 мм. Уси-

лие на пружину при сжатии ее до длины 41,8 мм должно быть (57,3 10,5) Н. При
меньшем усилии пружину браковать.

Длина пружины предохранительного шарикового клапана в свободном со-

стоянии должна быть 56 мм. Усилие на пружину при сжатии ее до длины 41 мм
должно быть (7,5 1,5) Н. При ослаблении пружину заменить.

Проверить исправность термосилового датчика по вылету поршня “А”

(рис.65) при различных температурах омывающего датчик масла и нагрузках “F”
на поршень, создаваемых пружиной.

Рис.65. Проверка термосилового датчика

Начальный вылет “А” поршня при температуре масла (20 15) С и нагруз-

ке на поршень (44,1 4,4) Н должен быть не более 7 мм.

При температуре (95 2) С и нагрузке на поршень (113 11,3) Н, создава-

емой в результате дальнейшего сжатия пружины с (44,1 4,4) Н, вылет поршня
должен быть не менее 12,88 мм.

При температуре (115 2) С и усилии, создаваемым в результате дальней-

шего сжатия пружины, вылет “А” должен быть не более 21 мм.

При несоответствии вылета приведенным величинам термосиловой датчик

браковать.

115

Вылет измерять индикатором часового типа с ценой деления 0,01 мм. Ин-

тенсивность нагрева масла не должно быть выше 1 С/мин. При проведении ис-
пытания масло должно непрерывно перемешиваться, для получения одинаковой
температуры во всем объеме.

При сборке термоклапана пробку плунжера завернуть моментом 39,2…44,1

Н·м (4…4,5 кгс·м), пробку шарикового клапана моментом 24,5…29,4 (2,5…3
кгс·м), штуцер моментом 19,6…49,1 (2…5 кгс·м), предварительно нанеся на резь-
бу штуцера герметик «Фиксатор-6». После установки на двигатель прогреть дви-
гатель до температуры плюс 90 С и проверить герметичность термоклапана.

Масляный насос

Наиболее полно оценить состояние масляного насоса позволяет проверка

его на специальном стенде.

При низком давлении в системе смазки, возможной причиной которого

могла послужить неисправность масляного насоса, насос необходимо разобрать и
проверить техническое состояние его деталей.

При проверке редукционного клапана убедиться, что его плунжер переме-

щается в отверстии приемного патрубка свободно, без заеданий, а пружина нахо-
дится в исправном состоянии. Проверить наличие дефектов на рабочей поверхно-
сти плунжера и отверстия приемного патрубка масляного насоса, которые могут
привести к падению давления в системе смазки и заеданию плунжера.

При необходимости мелкие дефекты поверхности отверстия приёмного па-

трубка устранить шлифованием мелкозернистой шкуркой, не допуская увеличе-
ния диаметра. Износ отверстия приемного патрубка под плунжер свыше размера
Ø 13,1 мм и плунжера менее размера наружного диаметра Ø 12,92 мм не допуска-
ется.

Проверить ослабление пружины. Длина пружины редукционного клапана в

свободном состоянии должна быть 50 мм. Усилие сжатия пружины до длины 40
мм должно быть 45 Н ± 2,94 Н (4,6 кгс ± 0,3 кгс). При меньшем усилии пружина
подлежит бракованию.

Если на плоскости перегородки имеется значительная выработка от шесте-

рен, необходимо прошлифовать ее до устранения следов выработки, но до разме-
ра высоты перегородки не менее 5,8 мм.

При значительных износах (номинальные размеры приведены в приложе-

нии 3, размеры сопрягаемых деталей двигателя) корпуса, шестерен, запрессован-
ной в корпус насоса оси и других деталей следует заменить изношенную деталь
или насос в сборе.

Порядок разборки:

- отогнуть усы каркаса сетки, снять каркас и сетку;
- отвернуть три винта, снять приемный патрубок и перегородку;
- вынуть из корпуса ведомую шестерню и валик с ведущей шестерней в

сборе;

- вынуть шайбу, пружину и плунжер редукционного клапана из приемного

патрубка, предварительно сняв шплинт;

- промыть детали и продуть сжатым воздухом.

Рассказать друзьям

Страницы