Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 17
Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 17
68
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ
Предупреждения
1. При появлении в работающем двигателе выделяющихся шумов и
стуков следует выяснить причину их возникновения и до устранения неис-
правности двигатель не эксплуатировать. В холодном двигателе после запуска
возможно появление стуков гидротолкателей клапанов и гидронатяжителей. По
мере прогрева двигателя до рабочей температуры, но не более чем через 30 ми-
нут, стуки должны исчезнуть.
2. Не допускайте перегрева двигателя. При загорании сигнализатора пе-
регрева охлаждающей жидкости следует немедленно остановить двигатель, вы-
явить и устранить причину перегрева.
3. Не допускается эксплуатация двигателя с горящим сигнализатором
аварийного давления масла. Это приведет к задиру подшипников коленчатого
вала, распределительного вала и выходу из строя газораспределительного меха-
низма. Загорание сигнализатора допускается при работе двигателя на минималь-
ной частоте вращения в режиме холостого хода и при резком торможении.
4. Не допускается эксплуатация двигателя с горящей диагностической
лампой. Постоянное горение лампы говорит о наличии неисправностей в системе
управления двигателем. Необходимо провести диагностику системы и устранить
неисправность в возможно короткий срок.
Пуск, прогрев и остановка двигателя
Для надежного пуска двигателя при температуре окружающего воздуха ни-
же минус 30 С следует применять предпусковой подогрев.
Применяемое моторное масло должно соответствовать сезону эксплуата-
ции.
Перед запуском двигателя провести ежедневное обслуживание двигателя
(ЕО): проверить уровень масла, охлаждающей жидкости, герметичность систем
питания, смазки, охлаждения и вентиляции картера.
При повороте ключа в выключателе пуска из положения «0» в положение
«I» должен включиться электробензонасос, работа которого прослушивается при
неработающем двигателе. Если пуск производится после продолжительной стоян-
ки, рекомендуется подождать, пока электробензонасос не отключится (примерно
20 секунд).
Перед запуском двигателя при повороте ключа из положения «0» в положе-
ние «I» должна вспыхнуть и погаснуть диагностическая лампа, что свидетель-
ствует об исправности системы управления. Запуск и работа двигателя с горящей
диагностической лампой в большинстве случаев возможны, но необходимо в
кратчайшие сроки устранить неисправность в системе управления.
Для пуска двигателя включить стартер поворотом ключа выключателя за-
жигания в положение «II». Стартер держать включенным до пуска двигателя, но
не более 10 секунд. После запуска двигателя немедленно перевести ключ зажига-
ния в положение «I».
69
Во время запуска двигателя не нажимать на педаль акселератора, что ухуд-
шает условия запуска.
Если двигатель не пускается после трех попыток, прекратить пуск, выяс-
нить и устранить причину неисправности.
Не начинайте движение на автомобиле сразу после запуска холодного дви-
гателя. Необходимо произвести прогрев двигателя в течении 2 - 3 минут для при-
ведения его в рабочее состояние. Прогрев двигателя осуществляется в автомати-
ческом режиме и не требует воздействия на педаль акселератора.
Внимание!
Запрещается при прогреве давать большую частоту вращения колен-
чатого вала! Холодное масло медленно поступает к подшипникам коленча-
того вала и распределительных валов, в результате чего подшипники могут
быть повреждены.
Начинать движение при температуре охлаждающей жидкости ниже плюс 60
С следует с умеренной нагрузкой до прогрева двигателя.
Останавливать двигатель следует поворотом ключа выключателя зажигания
в положение «0».
Обкатка двигателя в составе автомобиля
Продолжительность обкатки установлена 2 000 км пробега.
В период обкатки, начальный период эксплуатации двигателя, происходит
приработка деталей, в результате чего могут иметь место повышенный расход
масла на угар и пониженная мощность двигателя из-за повышенных потерь в дви-
гателе на трение.
Качество приработки деталей двигателя и ресурс двигателя в значительной
степени зависит от соблюдения следующих правил эксплуатации двигателя в пе-
риод обкатки:
- двигатель следует эксплуатировать только на умеренных режимах: частота
вращения коленчатого вала не должна превышать 3500 мин
-1
и быть не менее
1000 мин
-1
при работе под нагрузкой. Своевременно переходите на соответству-
ющую передачу в зависимости от условий движения;
- нагрузка автомобиля в период обкатки не должна превышать 0,5 макси-
мальной. Следует избегать езды в сложных дорожных условиях (песок, грязь,
глубокий снег, крутые подъемы и т.п.). Буксирование прицепа не допускается
;
- начинать движение на автомобиле следует только на первой передаче.
Так же следует придерживаться данных правил после ремонта цилиндро-
поршневой группы (установки новых колец, поршней) и кривошипно-шатунного
механизма с целью качественной приработки отремонтированных деталей.
Рекомендуемые режимы эксплуатации
При движении автомобиля используйте режимы работы двигателя, характе-
ризующиеся средними величинами нагрузок и оборотов коленчатого вала.
Не допускайте работу двигателя под большой нагрузкой на малой частоте
вращения коленчатого вала (движение в гору, буксирование прицепа). Следует
70
помнить что давление масла в системе смазки зависит от оборотов двигателя - на
малых оборотах давление мало и при большой нагрузке возникает вероятность
выдавливания масла и контакта трущихся деталей.
Оптимальные условия эксплуатации двигателя с точки зрения минимально-
го износа и максимальной экономичности обеспечиваются при температуре
охлаждающей жидкости в пределах плюс 80…100 °С. Поддерживайте в исправ-
ном состоянии систему охлаждения двигателя. В холодное время года при темпе-
ратуре ниже -15 ºС используйте утеплительный чехол радиатора.
Следите за работой двигателя по сигнализаторам и указателям панели при-
боров. Не допускайте работы двигателя с горящими лампами аварийного давле-
ния масла и перегрева двигателя, а также длительную работу двигателя с горящей
диагностической лампой.
71
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ
Для обеспечения надлежащего технического состояния, постоянной готов-
ности двигателя к работе и поддержания его высоких эксплуатационных качеств
необходимо применять топливо, моторное масло и охлаждающую жидкость, ре-
комендуемые настоящим Руководством, и своевременно выполнять работы по
техническому обслуживанию.
Регламент технического обслуживания приведен в сервисной книжке авто-
мобиля или двигателя.
Ежедневно, перед первым запуском двигателя необходимо проверить уро-
вень моторного масла, охлаждающей жидкости, а также герметичность систем
смазки, охлаждения и вентиляции картера.
Периодичность технического обслуживания
Периодичность технического обслуживания устанавливается в километрах
пробега автомобиля и по сроку эксплуатации, в зависимости от того, что наступит
ранее.
Периодичность обслуживаний ТО-1 и ТО-2 в километрах пробега устанав-
ливается в зависимости от категории условий эксплуатации автомобиля – в соот-
ветствии с ГОСТ 21624 (табл.1). Отклонение от километража допускается в пре-
делах 500 км.
По сроку эксплуатации периодичность обслуживания ТО-1 не должна пре-
вышать 12 месяцев, ТО-2 – 24 месяца.
Таблица 1
Категория условий
эксплуатации
Периодичность технического
обслуживания, км
ТО – 1 (А )
ТО – 2 (Б
*
)
I
10 000
20 000
II
9 000
18 000
III
8 000
16 000
IV
7 000
14 000
V
6 000
12 000
Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год – осенью
совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2 для подготовки дви-
гателя к смене сезона эксплуатации.
Обозначение вида обслуживания по сервисной книжке двигателя