Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 8

Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 8

32

На более ранних двигателях ЗМЗ-40524.10 устанавливался привод распре-

делительных валов двумя двухрядными втулочными цепями, а также двумя одно-
рядными втулочными цепями, показанный на рис.21.

Рис.21. Привод распределительных валов двигателей ЗМЗ-40524.10

с втулочными двухрядными и однорядными цепями:

1 – звездочка коленчатого вала; 2,8 – рычаг натяжного устройства со звездочкой; 3 – гидро-
натяжитель нижний; 4 – цепь нижняя; 5 – звездочка промежуточного вала ведомая; 6 – звездоч-
ка промежуточного вала ведущая; 7 – опора болта натяжного устройства; 9 – гидронатяжитель
верхний; 10 – шумоизоляционная шайба; 11 – цепь верхняя; 12,18 – установочные метки на
звездочках; 13,17 – установочные штифты; 14 – звездочка распределительного вала впускных
клапанов; 15 – успокоитель цепи верхний; 16 – звездочка распределительного вала выпускных
клапанов; 19 – верхняя плоскость головки цилиндров; 20 – успокоитель цепи средний;
21 – успокоитель цепи нижний; М1 и М2 – установочные метки блока цилиндров

33

Внимание!
При замене зубчатых цепей привода на двухрядные втулочные цепи или

наоборот надо также заменить все звездочки, успокоители цепей, гидронатяжите-
ли, башмаки натяжения цепей на натяжные устройства со звездочкой.

При замене однорядных втулочных цепей привода на двухрядные необхо-

димо заменить все звездочки, гидронатяжители, натяжные устройства со звездоч-
ками.

При замене однорядных втулочных цепей привода на зубчатые цепи необ-

ходимо заменить все звездочки, успокоители цепей, натяжные устройства со звез-
дочкой на башмаки натяжения цепей.

Для замены видов цепей ЗМЗ выпускаются комплекты необходимых дета-

лей привода с двухрядными втулочными цепями и зубчатыми цепями.

Распределительные валы – отлиты из специального легированного чугу-

на. Для достижения высокой износостойкости рабочих поверхностей применяется
«отбел» кулачков.

Валы вращаются в два раза медленнее коленчатого вала в подшипниках,

образованных головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками. От
осевых перемещений валы удерживаются упорными полиамидными полукольца-
ми, которые входят в проточки на передней опорной шейке валов.

Впускной и выпускной валы имеют одинаковый профиль кулачков. Распре-

делительные валы обеспечивают фазы газораспределения, показанные на рис.22,
и высоту подъема клапана 8 мм.

Рис.22. Фазы газораспределения

Фазы газораспределения действительны при правильной установке привода

распределительных валов. В процессе эксплуатации происходит удлинение цепей
привода, что приводит к нарушению фаз газораспределения и ухудшению харак-
теристик двигателя.

На заднем торце выпускного распределительного вала закреплена металли-

ческая пластина, служащая для формирования импульсов, воспринимаемых дат-
чиком фазы системы управления, с помощью которых микропроцессорный блок
системы управления определяет фазу работы двигателя.

34

Привод клапанов (рис.23) осуществляется двумя распределительными ва-

лами 6 и 9, расположенными в головке цилиндров 5. Кулачки распределительных
валов действуют непосредственно на гидротолкатели 10, которые перемещаются
в цилиндрических отверстиях головки цилиндров. Применение гидравлических
толкателей в приводе клапанов исключает необходимость регулировки зазоров. В
приводе применяется одна пружина на каждый клапан.

Рис.23. Привод клапанов:

1 – седло впускного клапана; 2 – направляющая втулка впускного клапана; 3 – впускной кла-
пан; 4 – пружина клапана; 5 – головка цилиндров; 6 – распределительный вал впускных клапа-
нов; 7 – тарелка пружины клапана; 8 – маслоотражательный колпачок; 9 – распределительный
вал выпускных клапанов; 10 – гидротолкатель; 11 – сухарь клапана; 12 – выпускной клапан;
13 – опорная шайба пружины клапана; 14 – направляющая втулка выпускного клапана;
15 – седло выпускного клапана.

Клапаны – изготовлены из жаропрочной стали и имеют возможность в

процессе работы проворачиваться. Клапаны работают в направляющих втулках,
запрессованных в головку цилиндров.

Направляющие втулки изготавливаются из металлокерамики или из легиро-

ванного серого чугуна. Седла клапанов изготавливаются из металлокерамики.

35

Гидротолкатели (рис.24) – выполнены в виде цилиндрического стакана с

плунжерной парой гидрокомпенсатора внутри и канавкой с отверстием для под-
вода масла от магистрали в головке цилиндров снаружи. Гидротолкатели обеспе-
чивают беззазорный контакт кулачка распределительного вала с торцем клапана
за счет давления масла и действия пружины гидрокомпенсатора.

При работе гидротолкатели вращаются благодаря смещению по ширине се-

редины кулачка распределительного вала относительно оси гидротолкателя, что
обеспечивает равномерную приработку и уменьшение износа торца гидротолка-
теля.

Рис.24. Гидротолкатель:

1 – направляющая втулка гидрокомпенсатора; 2 – корпус гидротолкателя; 3 – стопорное кольцо;
4 – корпус гидрокомпенсатора; 5 – поршень гидрокомпенсатора; 6 – обратный шариковый кла-
пан; 7 – пружина

Промежуточный вал (рис.25) – служит для привода масляного насоса.

Промежуточный вал сборный. Передняя и задняя опорные шейки, изготовленные
из порошкового материала методом порошковой металлургии, напрессованы на
стальной вал.

Рассказать друзьям

Страницы