Карбюраторы Солекс. Руководство - часть 13

Карбюраторы Солекс. Руководство - часть 13

Д и а г н о с т и к а н е и с п р а в н о с т е й и м е т о д ы и х у с т р а н е н и я

- 53 -

Если топливо в цилиндры поступает, а двигатель не пускается, — скорее всего, нарушен
состав смеси либо неисправна система зажигания. Если поплавковая камера пуста, выясняем,
почему топливо не поступает в карбюратор. Для этого провернув стартером, устанавливаем
коленчатый вал так, чтобы ручной привод насоса был в рабочем положении. В этом случае

при нажатии его рычага будет ощущаться сопротивление диафрагмы и возвратной пружины.
Снимаем шланг с топливоподводящего штуцера карбюратора и рычагом ручного привода
приводим насос в действие. Из шланга должна появиться пульсирующая струя топлива. Если
ее нет, проверяем наличие топлива в баке, поступление топлива к насосу, а также
исправность насоса.

Если топливо не поступает к насосу, возможно, засорен или пережат

питающий топливопровод, засорился сетчатый фильтр топливозабор-ника, нарушена
вентиляция топливного бака (из-за неисправности клапана двустороннего действия). Воз-
можно также засорение топливного фильтра тонкой очистки.
Если топливо к насосу поступает, а к карбюратору нет, возможно, неисправен насос или его
привод, засорен или пережат шланг подвода топлива к карбюратору.

Неисправность системы вентиляции топливного бака. Если при снятой пробке бака
топливо поступает по топливопроводу к насосу, а после установки пробки через некоторое
время начинаются перебои в подаче бензина, — неисправен клапан двустороннего действия.
Поступление топлива по топливопроводу к насосу можно проверить, сняв с всасывающего
штуцера топливного насоса шланг. Шинным насосом, через штуцер клапана двустороннего
действия создаем в баке небольшое давление (не более 0,5 бар), одновременно наблюдая за

появлением топлива в подводящем шланге топливного насоса. Можно также нарастить
шланг прозрачной пластиковой трубкой длиной около 0,5 м. Ртом, соблюдая осторожность,
создаем в топливопроводе разрежение до появления топлива в прозрачной трубке.

ВНИМАНИЕ!
Не допускайте попадания бензина внутрь организма и вдыхания его паров.


Если есть подозрение на неисправность топливного насоса, вначале проверяем наличие
разрежения во всасывающей полости насоса. Пальцем герметично закрываем всасывающий

штуцер насоса и несколько раз нажимаем рычаг ручного привода. У исправного насоса во
всасывающей полости создается разрежение, ощущаемое пальцем. Если разрежение не
образуется, насос неисправен.
Сняв топливный насос с двигателя, еще раз проверяем его работоспособность. Опускаем его
всасывающий штуцер в емкость с керосином или дизельным топливом и ручным приводом

перекачиваем жидкость. У
исправного насоса из нагнетательного штуцера появится пульсирующая струя диаметром,
равным отверстию выходного штуцера. Убедившись в том, что насос подает топливо,
проверяем его клапаны на герметичность. Для этого, набрав в насос топливо, герметично
закрываем нагнетательный штуцер пальцем. Ручным приводом создаем давление топлива в
полости насоса и выжидаем несколько секунд, после чего отпускаем палец. Из штуцера

должна брызнуть струя топлива, свидетельствующая о наличии давления и, соответственно,
герметичности клапанов. Если при проверке насос работает, а после установки его на двига-
тель нет, значит, неисправен привод. Скорее всего, будет достаточно отрегулировать
величину выступания толкателя (см. с. 115).
Отсутствие топлива в поплавковой камере при наличии его на входе в карбюратор.

Возможно, засорился сетчатый фильтр карбюратора или заедает игла топливного клапана в
закрытом положении.
Извлекаем сетчатый фильтр, промываем его в ацетоне, продуваем сжатым воздухом и
устанавливаем на место.
Чтобы вернуть игле клапана подвижность, бывает достаточно слегка постучать ключом по
корпусу карбюратора. Но при первой же возможности необходимо заменить клапан,

поскольку заедание иглы будет периодически повторяться.
Нарушение состава смеси может быть вызвано неправильным положением воздушной
заслонки, что возможно при заедании оси заслонки, рычага или тяги ее привода,

Д и а г н о с т и к а н е и с п р а в н о с т е й и м е т о д ы и х у с т р а н е н и я

- 54 -

неисправности вакуумного диафрагменного механизма, автоматического пускового
устройства (для модификаций «31», «35» и «62»), неправильной его регулировкой.
К обеднению смеси, как при пуске двигателя, так и при его работе, приводит низкий уровень
топлива в поплавковой камере, подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод в

местах соединений карбюратора с трубопроводом,трубопровода с головкой блока, а также
через шланг вакуумного усилителя тормозов, поврежденное уплотнительное кольцо винта
«качества» и т. п.
При отрицательных температурах возможно замерзание воды в каналах карбюратора и
топливопроводе и закупорка их ледяными пробками, а также обмерзание смесительных
камер в зоне диффузоров. Наблюдается падение мощности двигателя. Чтобы устранить

обледенение достаточно остановиться, заглушить двигатель и выждать несколько минут,
пока лед не растает.
Двигатель неустойчиво работает на холостом ходу или глохнет. При исправной работе
всех остальных систем карбюратора это возможно из-за: засорения жиклеров и каналов
холостого хода; неполного заворачивания или неисправности электромагнитного клапана;

неисправности блока управления или других элементов ЭПХХ; повреждения резинового
уплотнительного кольца винта «качества».
Поскольку переходная система первой камеры совмещена с системой холостого хода, при
неустойчивых оборотах холостого хода возможен провал и даже остановка двигателя в
момент плавного начала движения автомобиля. Устранить засорение можно промывкой и
продувкой каналов после частичной разборки карбюратора. Неисправные детали заменяем.

Повышенные или пониженные обороты холостого хода могут быть вызваны
неправильной регулировкой холостого хода; повышенным или пониженным уровнем
топлива в поплавковой камере; засорением топливного или воздушного жиклеров, подсоса
воздуха в карбюратор или впускной трубопровод в местах соединений или через
соединительные шланги; неполным открытием воздушной заслонки.

Неустойчивая работа двигателя в режиме холостого хода может быть вызвана слишком
бедной регулировкой состава смеси.
Затрудненный пуск холодного двигателя может быть вызван неправильной регулировкой
пускового устройства. Неполное закрытие воздушной заслонки приводит к обеднению смеси
и, соответственно, к отсутствию вспышек в цилиндрах, а недостаточное ее приоткрытие
после

пуска двигателя переобогащает смесь, и двигатель «захлебывается».

Затрудненный пуск прогретого двигателя чаще всего связан с поступлением в цилиндры
богатой смеси из-за повышенного уровня топлива в поплавковой камере. Причина — либо
нарушение регулировки поплавкового механизма, либо негерметичность топливного
клапана.
Повышенный расход топлива. Устранение этой неисправности наиболее затруднено из-за

большого количества вероятных причин.
Сначала необходимо убедиться в отсутствии повышенного сопротивления движению
автомобиля, чему способствует подтормаживание колодок о диски или барабаны, нарушение
углов установки колес, загрузка автомобиля, ухудшение аэродинамических характеристик
при перевозке груза на крыше. Не последнюю роль в расходе топлива играет стиль
вождения.

К повышенному расходу могут привести такие неисправности карбю-
ратора, как: засорение воздушных жиклеров; неисправность системы ЭПХХ; неплотно
завернутый электромагнитный клапан и, как следствие, просачивание топлива между жикле-
ром и стенками канала; неисправность экономайзера; неполное открытие воздушной
заслонки, приводящее к постоянному переобогащению смеси. Если повышенный расход
топлива появился после ремонта карбюратора, возможно были перепутаны либо

установлены жиклеры с большими диаметрами отверстий.
Глубокий провал, вплоть до остановки двигателя при открытии дроссельной заслонки
одной из камер, может быть вызван засорением главного топливного жиклера. При работе
двигателя на холостом ходу или в режиме малых нагрузок потребление двигателем топлива
мало. При попытке выйти на режим полных нагрузок расход топлива резко возрастает,

Д и а г н о с т и к а н е и с п р а в н о с т е й и м е т о д ы и х у с т р а н е н и я

- 55 -

проходимости засоренных топливных жиклеров не хватает, и возникает провал в работе
двигателя.
Легкие подергивания автомобиля в движении, вялый разгон при плавном нажатии

педали «газа» чаще всего могут быть вызваны слишком низким уровнем топлива в поплав-

ковой камере при неправильной регулировке поплавкового механизма.
Провалы, рывки, раскачивания автомобиля — встречаются при повышенных нагрузках и
исчезают при переходе на режим холостого хода; связаны с перебоями в топливопо-даче.
Это может быть вызвано негерметичностью клапанов топливного насоса, засорением
сетчатых фильтров топливозаборника, топливного насоса, карбюратора, повышенным
сопротивлением прохождению топлива через фильтр тонкой очистки топлива или подсосом

воздуха в систему питания.
Провалы, возникающие при резком нажатии педали «газа» и исчезающие при работе

двигателя в течение 2-5 с в том же режиме, вызваны неисправностью ускорительного
насоса.

Рекомендации по поиску неисправностей

и ремонту карбюратора

• Неисправности системы зажигания сказываются на всех режимах работы двигателя. При ее
проверке особое внимание следует уделить зазорам свечей, углу опережения зажигания,
чистоте высоковольтных проводов, состоянию катушки зажигания и разъему

распределителя, исправности вакуумного и центробежного регуляторов. Порядок поиска
неисправностей показан на схеме в [1] (см. с. 115).
• Перед тем как приступить к поиску неисправностей карбюратора, необходимо убедиться в
исправности системы топливоподачи. Основные работы по ее ремонту приведены в
следующей главе на примере системы питания автомобиля «Самара».

ВНИМАНИЕ!
При ремонте системы питания будьте осторожны! Разлитый бензин и
другие легковоспламеняющиеся жидкости могут стать причиной пожара.
Не включайте и не выключайте электроприборы — проскочившая искра
может вызвать взрыв.


• Отмывать карбюратор снаружи нужно без его разборки. Особое внимание необходимо
уделять чистоте подвижных соединений, осей заслонок, рычагов и тяг. Для промывки камер

и каналов карбюратор рекомендуется полностью разобрать. При частичной разборке грязь с
наружных поверхностей может попасть внутрь карбюратора.
• Для этого используются керосин или специальные промывочные жидкости и кисть с
умеренно жесткой щетиной. Промывать отдельные детали карбюратора можно ацетоном.
• Прокладки, диафрагмы и резиновые уплотнения не стойки к воздействию растворителей.
Эти детали необходимо снять и промыть отдельно и только в бензине.
• При наличии застарелых отложений в каналах карбюратора его корпусные детали можно
погрузить в моющие составы на несколько часов.
•Для окончательного удаления отложений все каналы после промывки необходимо продуть
сжатым воздухом под большим давлением (6-8 бар).
• Во избежание вредного воздействия жидкостей на кожу рук следует использовать

полиэтиленовые перчатки. Работы необходимо проводить в хорошо проветриваемом
помещении или на открытом воздухе.
• Не рекомендуется протирать детали и полости карбюратора ворсистой тканью.
Отделившиеся от нее даже мельчайшие волокна попадают в каналы и жиклеры, что может
привести к последующему налипанию на них грязи, уменьшению их пропускной
способности или закупориванию.

Д и а г н о с т и к а н е и с п р а в н о с т е й и м е т о д ы и х у с т р а н е н и я

- 56 -

ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ
ПИТАНИЯ*

Обслуживание системы питания заключается в регулярной замене фильтра тонкой очистки
топлива. Для растворения отложений и удаления воды из системы выпускаются препараты,
которые заливаются в бак вместе с топливом. В качестве профилактики эти препараты лучше
применять один раз в год перед зимней эксплуатацией автомобиля.
Если система питания сильно загрязнена по причине использования некачественного
бензина, после выработки смеси топлива с препаратом следует очистить сетчатые фильтры
топливозаборника, топливного насоса и карбюратора, а также заменить фильтр танкой
очистки топлива.


ВНИМАНИИЕ !
Необходимо следовать
инструкции по применению
препаратов по уходу за системой
питания.

Промывка
фильтра
топливозаборника

Крышка лючка топливного бака
установлена под подушкой заднего
сиденья. Для удобства работы на
автомобилях ВАЗ-2108, -21083 снимаем
подушку заднего сиденья. Отгибаем
шумоизоляционное покрытие над
крышкой лючка**.

Отворачиваем два самореза крепления…

...и снимаем крышку.

Отсоединяем колодку проводов от
датчика указателя уровня топлива.

Отверткой ослабляем затяжку хомутов

шлангов питающего и сливного

топливопроводов.

* Показано на автомобиле «Самара».
** На части автомобилей.

Рассказать друзьям

Страницы