TATRA T815. Разборка и сборка двигателя T3C-928.90/572 - часть 3
TATRA T815. Разборка и сборка двигателя T3C-928.90/572 - часть 3
-
В картер двигателя вбить два штифта 10x20.
-
Уплотнение передней крышки 2 насадить на уплотняющую поверхность картера двигателя.
-
Переднюю крышку 1 насадить на штифты, вбить молотком.
-
Крышку симметрично притянуть болтами 3 (по окружности передней крышки), включая пружинные шайбы и прокладки.
-
В паз на шейке малой промежуточной распределительной шестерни 1 вставить шпонку 2.
-
Нагреть большую распределительную шестерню 3 до 230 250° C.
-
Распределительную шестерню 3 запрессовать на шейку распределительной шестерни 1.
Рис. 1.422 Установка передней крышки двигателя
Рис. 1.423 Установка части распределения
-
При установке собранной промежуточной шестерни 2 в посадку в картере двигателя 1 соблюдать взаимное расположение распределительных шестерен.
Рис. 1.424 Установка промежуточной распределительной шестерни
Рис. 1.425 Установка распределения двигателя
Рис. 1.426 Установка внутреннего кольца подшипника NU 1026
-
Взаимное расположение распределительных шестерен установить следующим способом:
-
коленчатый вал повернуть таким образом, чтобы отшлифованный зуб 1 на ведущей шестерне заскочил между двумя зубьями на большой промежуточной шестерне 2, обозначенной кернером,
-
одновременно повернуть шестерню 3 на распределительном валу таким образом, чтобы его зуб, обозначенный одним кернером, заскочил между двумя обозначенными зубьями на малой промежуточной шестерне 4.
-
-
На палец промежуточной шестерни 2 запрессовать подшипник 5 толкателем PRL 0923.
-
Нагреть внутреннее кольцо 1 подшипника NU 1026 до температуры макс. 150 °С и вставить в ведущую распределительную шестерню.
Рис. 1.427 Установка кожуха маховика
-
В картер двигателя вбить два штифта. Навинтить направляющие цапфы PRM 2390.
-
На кожух маховика 2 нанести (по шаблону) по внутренней окружности отверстий для болтов равномерный слой пластической смазки толщиной прим. 1 мм.
-
Кожух маховика 2 осторожно насадить на направляющие цапфы PRM 2390, равномерно вбить.
-
Привинтить болты 1, включая пружинные шайбы.
-
В отверстие 1 для вала привода вентилятора запрессовать приспособлением PRL 0655 гуферо 30x55x9.
-
В отверстие 1 для вала привода вентилятора запрессовать вбивателем PRL 0412.1 и и направляющим штырем PRL 0922 до упора (с другой стороны) шариковый подшипник 6206. Вставить стопорное кольцо.
-
В отверстие 2 для вала привода топливного насоса запрессовать с помощью приспособления PRL 1346 и монтажной втулки PRL 1345 гуферо 35x55x7.
-
С другой стороны вставить распорное кольцо и запрессовать вбивателем PRL 0923 и направляющим штырем PRL 0922 подшипник NJ 207
-
Зафиксировать подшипник стопорным кольцом.
Примечание:
Распорное кольцо установить скосом в направлении к уплотнению вала (гуферо).
Рис. 1.428 Установка подшипников и уплотнительных колец
-
В картер двигателя вставить ведущее колесо
2 топливного насоса и приводной вал 1.
-
Установить монтажную шайбу PRM 3798.1 и с помощью толкателя PRL 0730 запрессовать вал привода насоса.
Рис. 1.429 Установка привода топливного насоса
Рис. 1.430 Установка вала
-
Навинтить крепежные болты 2 вала 3 и зубчатого колеса 1.
77. Болты 2 затянуть моментом затяжки 65 Нм.
78.Снять приспособление PRM 3798.1.
Рис. 1.431 Закрепление ведущего колеса
Рис. 1.432 Запрессовка втулки подшипника
-
Во втулку подшипника 2 запрессовать подшипник 3306.
-
Вставить уплотнение и весь комплект запрессовать в кожух 1 приспособлением PRL 0923.
Рис. 1.433 Установка гайки привода
-
Привинтить и затянуть гайку 1 с прорезями. Затянуть ключом URN 0355 гайку 1 моментом 80 +40 Нм и зафиксировать ее вбиванием в паз в валу привода 2.
-
Вбить в вал привода вентилятора подшипник
1.
-
Вал привода вентилятора вместе с подшипником 1 вставить в зацепление c колесом привода топливного насоса и запрессовать с помощью приспособления PRL 0412.1.
Рис. 1.434 Установка вала привода вентилятора
-
Вставить распорный вкладыш, установить на вал вентилятора крышку 2 , включая уплотнительное кольцо (гуферо 40x52x7 запрессовать оправкой PRL 0926) и привинтить с помощью трех болтов вместе с пружинными шайбами.
-
На поверхность соприкосновения крышки 3 привода топливного насоса нанести уплотняющую замазку. На валу привода топливного насоса установить крышку 3, привинтить с помощью трех болтов вместе с пружинными шайбами и уплотнениями.
-
Поверхности соприкосновения кронштейна генератора 1 перед монтажом смазать уплотняющей замазкой, привинтить кронштейн.
Рис. 1.435 Вид задней стороны двигателя
-
Отверстия вкладышей толкателя клапанов смазать маслом. В картер двигателя свободно вставить толкатели клапанов.
Рис. 1.436 Толкатель клапана установка
Рис. 1.437 Сборка поршневой группы
-
Демонтировать приспособление PRM 3572
или PRM 3267.
-
Вставить в поршень 2 с одной стороны стопорное кольцо 3 поршневого пальца.
-
Нагреть поршень до температуры 80° C
100° C.
-
Моторным маслом смазать поршневой палец, втулку шатуна и отверстия в поршне.
-
Вставить поршневой палец 4 частично в отверстие в поршне 2, поршень насадить на ушко шатуна, a поршневой палец прижать до упора к стопорному кольцу 3.
-
Зафиксировать с другой стороны поршневой палец стопорным кольцом 3.
-
Установить на поршне с помощью клещей поршневые кольца 1 в следующем порядке: маслосъемное поршневое кольцо, „минутное“ поршневое кольцо, трапецевидное поршневое кольцо.
-
Замки поршневых колец повернуть относительно друг друга на 120°. Поршневые кольца смазать моторным маслом.
Примечание:
При монтаже поршня стрелка, обозначенная на днище поршня, должна быть направлена к топливному насосу. На двигателях T3C 928.81 монтируются поршни KOLBEN SCHMIT с охлаждающей полостью в днище поршня. Поршни KOLBEN SCHMIT можно заменить поршнями ALMET, однако они отличаются шириной канавки для маслосъемного поршневого кольца и разным весом (поршни ALMET прим. на 60 г легче). В случае необходимости замены одного поршня необходимо монтировать поршень KOLBEN SCHMIT. Если заменяются поршни во всем двигателе, то можно использовать поршни фирмы ALMET.
Диаметр поршневого пальца ........................................ 45,00 -0,005 мм
Радиальный зазор поршневого пальца
во втулке шатуна ....... ...................................................0,038 0,060 мм макс. 0,10 мм
Поршневые кольца, устанавливаемые на поршне KOLBEN SCHMIT (мм)
Трапецевидное поршневое кольцо высота 3,50
осевой зазор 0,115 0,135 макс.. 0,20
зазор в замке 0,250 0,400 макс.. 2,00
„Минутное“ поршневое кольцо: высота 3
–0,010 –0,022
осевой зазор 0,05 0,082 макс.. 0,20
зазор в замке 0,25 0,400 макс.. 2,00
Маслосъемное поршневое кольцо: высота 4 –0,010 –0,025
осевой зазор 0,05 0,085 макс.. 0,15
зазор в замке 0,30 0,500 макс.. 2,00
-
Надеть на поршень манжету для поршневых колец PRM 0765.
-
Цилиндр согласно размеру поршня осторожно насадить на поршень таким образом, чтобы поршень вместе с цилиндром при монтаже не опирался о стержень шатуна. Возникает опасность заклинивания поршня.
Примечание:
Цилиндры с регулировочными прокладками и поршнями установить в первоначальном месте.
При замене цилиндра и поршня использовать полный комплект (поршень с цилиндром), в комплект входят цилиндр, поршень, поршневой палец, два стопорных кольца поршневого пальца и поршневые кольца (комплект правильно укомплектован с учетом допусков).
Если не имеется в распоряжении полный комплект (поршень с цилиндром), при комплектовке отдельных деталей (цилиндров, поршней, поршневых колец и поршневых пальцев) необходимо соблюдать требуемые монтажные данные.
Рис. 1.438 Установка цилиндра двигателя
Диаметр отверстий новых цилиндров – 120 мм. При шлифовании допускается увеличить этот диаметр максимально до 121 мм. Для цилиндров, обработанных шлифованием, поставляются поршни двух увеличенных размеров.
Цилиндры новые и отшлифованные обозначены буквами A , B , C или одной – тремя точками: A
(одна точка), B (две точки), C (три точки). Такими же буквами обозначены и поршни.
Всегда устанавливайте поршень в цилиндр с таким же обозначением!
Во всех цилиндрах должны устанавливаться поршни одного и того же изготовителя.
-
Проверить расстояние между днищем поршня и головкой цилиндра с помощью контрольного приспособления PRM 3255.
99.Часовой индикатор 1 приспособления 2 установить в основное положение согласно карте образцов 3 (в основном положении индикатор должен показывать значение 1 мм).
Рис. 1.439 Установка приспособления PRM 3255
Рис. 1.440 Установка приспособления PRM 3255 на блоке цилиндров
Рис. 1.441 Вентиляционные кожухи -
установка
-
Контрольное приспособление 3 закрепить на цилиндр с помощью болтов, которые являются составной частью приспособления. Повернуть коленчатый вал так, чтобы поршень 1 достиг верхней мертвой точки – стрелки индикаторов 2 покажут фактическое расстояние между днищем поршня и приспособлением
-
если измеренное расстояние меньше 0,9 мм, подложить под цилиндр регулировочные прокладки толщиной 0,2 мм таким образом, чтобы расстояние достигло значение 0,9 -1,1 мм.
Примечание:
Если в распоряжении не имеется приспособление PRM 3255, то расстояние между днищем поршня и внутренней поверхностью головки цилиндра можно измерить с помощью небольших кусочков свинца.
-
-
Вставить и намонтировать вентиляционные кожухи 1, закрепленные между цилиндрами стягивающей проволокой и пружинами 2.
-
Установить привод вентилятора (См. Подглава 1.5.31).
-
Установить топливный насос (См. Подглава 1.5.14).
-
Установить вал привода вентилятора (См. Подглава 1.5.30).
-
Перед монтажом маховика нанести тонкий слой (прим. 0,4 мм) смазки (Petamo GHY
133) на уплотняющую поверхность (между кромкой и защитным чехлом от пыли) уплотнительных колец (гуферо 150x180x15).
-
Установить поршень первого цилиндра двигателя в верхней мертвой точке с помощью приспособления PRM 3255.
-
С помощью подъемного устройства поднять маховик 1 и с помощью направляющего штифта для монтажа маховика PRM 4041 вставить его в картер таким образом, чтобы риска на корпусе маховика соответствовала
„0“ на маховике. Если обозначение 0° не совпадает со знаком на картере маховика, то знак на картере необходимо изменить!
-
Последовательно привинтить все крепежные болты 2.
-
Крепежные болты 2 затянуть моментом силы
300 +30 Нм.
Примечание:
Зубчатый венец маховика не должен быть механически поврежден. Поврежденный венец маховика снять, повернуть, нагреть до температуры 160 180° C и снова установить на маховике.
Рис. 1.442 Установка маховика
-
Насадить и привинтить на 5-й цилиндр приспособление для установки положения поршня PRM 3255.
-
Установить положение поршня в верхней мертвой точке. Рабочий зазор должно быть 0,8 mm 1 мм.
Рис. 1.443 Установка 5-го цилиндра
Рис. 1.444 Установка приспособления PRM 3966
-
В паз 2 индуктивного датчика привинтить блокирующее приспособление для установки индуктивного датчика PRM 3966.
-
Весь комплект вставить в картер маховика 3 и закрепить болтами 1 таким образом, чтобы паз приспособления точно заскочил в один из четырех штифтов, размещенных по окружности маховика через 90°.
Рис. 1.445 Измерение значения для установки индуктивного датчика
-
На приспособлении PRM 3966 измерить значение между поверхностью соприкосновения 1 и верхней поверхностью приспособления 2.
-
От измеренного значения вычесть значение (константу), указанное на приспособлении PRM 3966. Окончательное значение – это толщина прокладок, которая должна использоваться для установки индуктивного датчика.
-
Отвинтить блокирующее приспособление для установки индуктивного датчка PRM 3966.
Рис. 1.446 Установка индуктивного датчика
-
В отверстие в держателе индуктивного датчика 1 вставить, завинтить и затянуть (макс. 40 Нм ) индуктивный датчик 2 , включая регулировочные прокладки 3.
-
Намонтировать передний и задний защитные кожухи.
-
На защитные трубки надеть силиконовые уплотнительные кольца 3.
-
На сливную трубку надеть силиконовое уплотнительное кольцо 1.
-
Силиконовые уплотнительные кольца слегка смазать моторным маслом.
-
Осторожно установить головку цилиндра 4, включая уплотнительные кольца 1 и 3 (без стоек оси коромысел) на цилиндр 2.
Примечание:
-
перед началом монтажа головок проверить, оснащена ли каждая из головок кольцом;
-
соблюдать абсолютную чистоту и неповрежденность поверхности соприкосновения;
-
проверить установку силиконовых колец 1 и
3.
-
-
В головку цилиндра 1 вставить подъемные штанги 2 и 3.
Рис. 1.447 Установка головки цилиндра
Рис. 1.448 Установка подъемных штанг
-
На шпильки надеть стойку оси коромысел 4.
-
Ослабить гайки 6 установочных болтов 7.
-
Привинтить и затянуть гайки 3 и 5, включая пружинные шайбы.
-
Вставить и завинтить вручную болты 1,
включая шайбы 2.
Рис. 1.449 Установка стоек оси коромысел
Рис. 1.450 Установка головок цилиндров
-
На болты 1 выпускного трубопровода насадить планку PRM 3603. Отрегулировать головки цилиндра заподлицо.
-
Привинтить гайки 2 и затянуть.
-
Постепенно и осторожно затянуть болты головки цилиндра 3 с помощью ключа URN
0076.1 исходным моментом затяжки 20 Нм.
-
Последовательно затянуть каждый болт крестообразной схемой 3 раза по 60°.
-
Демонтировать контрольную рейку для установки головок цилиндров PRM 3603, закрыть отверстия впускного канала.
-
Проверить и отрегулировать зазор клапанов (См. Подглава 1.5.3).
-
В головки цилиндров намонтировать форсунки (См. Подглава 1.5.11).
-
Правый и левый выпускной трубопроводы собрать с уплотнительными кольцами (замки колец повернуть по направлению к себе на 180°).
-
Уплотнение 4 насадить на шпильки таким образом, чтобы кромка была направлена наружу от головки цилиндра.
-
На головки установить трубопровод выхлопа 1, прикрепить с помощью гаек 2 с дистанционными шайбами 3.
Рис. 1.451 Выпускной трубопровод -
установка
-
Открыть отверстия впускных каналов, на головки цилиндров надеть уплотнение и впускной трубопровод 2.
-
Привинтить и затянуть гайки 3, включая пружинные шайбы.
-
Затянуть скобы шлангов 1.
Рис. 1.452 Впускной трубопровод -
установка
-
Вставить трубку слива топлива 3
(соединение между головками цилиндров).
-
Завинтить пустотелые болты 2 , включая
уплотнительные кольца 1.
Рис. 1.453 Сливные трубки форсунок -
установка
-
Намонтировать линию впрыска (См. Подглава 1.5.12).
-
Присоединить электрические соединители 2 к электромагнитному клапану 3, кабель к гидравлической муфте 1 и к датчикам на головках цилиндров.
Рис. 1.454 Установка электрических кабелей
Рис. 1.455 Установка крышки головки цилиндра
-
На головку цилиндра надеть уплотнение 4,
крышку головки 3 и уплотнительное кольцо 1.
-
Привинтить колпачковую гайку 2.
-
Установить зубчатый гидрогенератор (См. Подглава 1.5.47).
-
Установить масляный насос (См. Подглава 1.5.22).
-
Установить kompressor (См. Подглава 1.5.48).
-
Установить масляный фильтр (См. Подглава 1.5.19).
-
Установить корпус масляного радиатора (См. Подглава 1.5.24).
-
Установить масляный радиатор вместе с кожухами (См. Подглава 1.5.23).
-
В пазы вала подогнать шпонку, запрессовать шкив 1.
-
Гайки 2 (M 20x1,5) с предохранительной шайбой затянуть моментом затяжки 80 +40 Nm.
Рис. 1.456 Установка ременного шкива генератора
-
На поверхность соприкосновения для удаления воздуха 2 нанести сплошной слой пластического уплотнения диаметром 1 мм.
-
Систему удаления воздуха 2, включая шланги прикрепить четырьмя болтами 1 со вставленными пружинными шайбами и прокладками. Болты 1 затянуть моментом 17
+ 4 Nm.
-
Привинтить грузовую петлю двигателя 3.
Рис. 1.457 Установка системы удаления воздуха двигателя
-
Установить центробежный фильтр (См. Подглава 1.5.21).
-
Установить стартер (См. Подглава 1.5.52).
-
Установить левый и правый промежуточный радиатор двигателя (См. Подглава 1.5.40).
-
Установить турбонагнетатель (См. Подглава 1.5.43).
-
Установить моторный тормоз (См. Подглава 1.5.45).
-
Установить левый и правый промежуточный радиатор двигателя (См. Подглава 1.5.42).
-
Двигатель проверить на обкатной станции (См. Подглава 1.5.64).