Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 19

74

КОНТРОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ МАСЛЯНОГО НАСОСА

Продолжение табл. 48

Размер в корпусе 17,000-17,018

Размер А

Диаметр ведущего вала 16,973-16,984

Размер B

Диаметр промежуточного вала 15,034-15,025

47,025-47,000

Размер C

Ширина зубчатого колеса масляного насоса

46,960-46,920

Размер D

Высота установки промежуточного вала 46,2+0,3

Размер E

Допустимый зазор между косозубой цилиндрической передачей и
верхнем краем корпуса насоса

0,04

Размер F

Высота установки ведущего вала 0,5-0,8















РИС.140

Таблица 49

ТЕСТОВЫЕ ДАННЫЕ МАСЛЯНОГО НАСОСА

насос об/мин

Минимальный объём

300 10

л/мин

Объём подачи, измеренный с
маслом SAE 10 при 50°С и
4кг/см²

1400 50

л/мин

Предохранительный клапан отрегулирован на срабатывании при
давлении

5,2±0,5 кг/см²

ПРУЖИНА ДЛЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО МАСЛЯНОГО КЛАПАНА

Предварительная нагруз-
ка пружины

Окончательная нагрузка
пружины

Наружный

диаметр

Проволока

диаметр

Длина пружи-
ны в свобод-
ном состоянии

Длина

Усилие

Длина

Усилие

мм

мм

мм

мм

кг

мм

кг

9,3

1,7

49,4 45,4 4,39 36,2 14,5

Момент затяжки в кг·м

Болты крепления крышки к масляному насосу

3

Предохранительный масляный клапан к крышке

6

75

Продолжение табл. 49

Специальные инструменты
Динамометрический ключ

2-10 кг·м

Набор щупов

0,03-1,0 мм

Приспособление для установки шестерни масляного насоса

2574 5890 99 02

ОСМОТР И СБОРКА МАСЛЯНОГО НАСОСА:


1)

Нагрейте ведомое зубчатое колесо масляного насоса до температуры примерно 80° С и установите на

ведомый вал, убедитесь, что сегментная шпонка находится в нужном положении.

2)

Установите промежуточный вал в корпус.

3)

Вставьте ведущий вал с ведомым зубчатым колесом в

корпус.

4)

Вставьте промежуточное зубчатое колесо на промежу-

точный вал.

5)

Проверьте осевой зазор шестерни масляного насоса

(рис. 141)

6)

Проверьте радиальный зазор между зубчатыми коле-

сами и окружной зазор между зубьями шестерен и корпусом
(рис. 142).

7)

Нагрейте шестерню привода масляного насоса до тем-

пературы приблизительно 80° С и установите на ведущий вал.
Убедитесь, что сегментная шпонка в нужном положении. На-
жмите (или пристукните) на косозубую шестерню таким обра-
зом, чтобы получить необходимый осевой зазор между шестер-
ней и корпусом (см. рис. 143).

РИС. 141

8)

Установите крышку корпуса на корпус насоса и закрутите крепежные болты с усилием 3,5 кг·м.

9)

Установите предохранительный клапан на крышку корпуса масляного насоса и закрепите его до момен-

та 6 кг·м.

10) Установите маслоприёмник на крышку корпуса.






РИС. 142

РИС. 143


072.80.00 РАЗДЕЛ 8

РЕМОНТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

072.80.01 ТЕРМОСТАТ

Термостат, установленный в системе охлаждения между верхним патрубком и верхним баком радиатора,

обеспечивает оптимальную рабочую температуру двигателя, что является крайне важным для эффективной рабо-
ты двигателя и его более длительного срока службы. Пока двигатель холодный (сразу же после запуска), термо-
стат не пропускает жидкость в радиатор, таким образом отсоединяя его от системы охлаждения. Жидкость течёт
в направлении водяного насоса через байпасный выход термостата и циркулирует обратно в двигатель, осущест-
вляя малый цикл. Таким образом, быстро достигается рабочая температура двигателя.

76

При достижении рабочей температуры определённых значений, клапан термостата начинает постепенно под-

ниматься, давая возможность жидкости из рубашки охлаждения циркулировать по радиатору. Термостат контро-
лирует рабочую температуру двигателя, регулируя количество потока жидкости, проходящего через радиатор в
соответствии с рабочей температурой двигателя. Работа двигателя без термостата приведет к переохлаждению
двигателя, особенно если двигатель используется на автобусах для пробегов на небольшие расстояния или город-
ских маршрутах. Хотя неблагоприятное воздействие переохлаждения на работу двигателя без термостата можно
не сразу заметить, оно оказывает значительное влияние на срок службы двигателя. Поэтому не используйте дви-
гатель без термостата.


ПРОВЕРКА ТЕРМОСТАТА:

1)

Снимите термостат с двигателя автобуса.

2)

Установите термостат на испытательном стенде

3)

Установите индикатор, соединяя его плунжер с диафрагмой клапана термостата (рис. 144).

4)

Отрегулируйте предварительный натяг плунжера индикатора до 0,5 мм и установите стрелку индикато-

ра на ноль.

5)

Установите испытательный стенд с термостатом в ёмкость, заполненную водой.

6)

Поместите подходящий термометр (желательно градуированный телетермометр) в воду.

7)

Запишите показания температуры тогда, когда стрелка индикатора начнет двигаться, указывая на от-

крытие клапана (температура начала открытия).

8)

Одновременно запишите температуру, когда клапан открыт на 7,5 – 8,5 мм (полностью открыт).

9)

Если термостат начинает открываться между температурой 72 – 76°С и полностью открыт между

83 – 87°С, следует считать, что термостат в удовлетворительном состоянии.

10) Когда термостат установлен на испытательном стенде, подсоедините ручной водяной насос на выходе

термостата (в направлении стрелки).

11) Подсоедините вход термостата к ручному водяному насосу (температура воды + 20°С).
12) Проверьте время выхода 1 литра воды под давлением 1 бар. Норма выхода воды в количестве 1 литр

примерно за 10мин. 30сек.

ПРИМЕЧАНИЕ:

а)

Этот поток образуется из-за наличия отверстия в головке клапана или рифлением на гнезде клапана, предусмотренным для
того, чтобы система охлаждения была полностью заполнена охлаждающей жидкостью, когда двигатель не прогрет. Если
скорость потока слишком высокая, проверьте визуально, не загрязнено ли гнездо клапана.

б)

Если отверстие в головке клапана забито, его надо прочистить острым предметом.









РИС. 144

РИС. 145

072.80.02 РЕМОНТ ВОДЯНОГО НАСОСА

СНЯТИЕ:

1)

Слейте охлаждающую жидкость в чистую ёмкость для того, чтобы её можно было использовать еще раз.

2)

Снимите соединительный патрубок с термостатом.

3)

Снимите ремень вентилятора, открутите болты крепления вентилятора и снимите вентилятор, шкив во-

дяного насоса и водяной насос (рис. 145).

4)

Открутите четыре крепежных болта водяного насоса от блока цилиндров и снимите водяной насос.

На рисунке 146 показана схема устройства водяного насоса.

77























2.

Задняя крышка 10.

Вал

3.

Прокладка 11.

Внутренний подшипник

4.

Крыльчатка насоса 12.

Внешний подшипник

5.

Уплотнительный элемент 13.

Внешняя манжета

6 – 7. Уплотнение водяного насоса

14. Передняя крышка

8.

Корпус 15

Болт крепления внешней крышки

9.

Внутренняя манжета 16.

Прокладки (должны обеспечивать зазор подшипников 0,02 – 0,07 мм)

17.

Ступица фланца привода водяного насоса

ВОДЯНОЙ НАСОС В СБОРЕ

РИС. 146

РАЗБОРКА ВОДЯНОГО НАСОСА:

1)

Зажмите съемник 2576 5890 3522 на ступице. Установите держатель 2576 5890 3509 на съёмник, чтобы

избежать вращения ступицы.

2)

Снимите ступицу из вала водяного насоса (рис. 147).

3)

Открутите болты крепления передней крышки водяного насоса и снимите её с манжетой и прокладкой.

Снимите прокладки. Удалите манжету с крышки, используя оправку 2523 5890 9902.

Рассказать друзьям