Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 14
54
РИС. 90
РИС. 91
072.40.12 ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕДЕЛ КЛАПАНОВ
РИС. 92
Таблица 33
Вставка седла клапана
(Головка цилиндра и клапана сняты)
Вставка седла впускного клапана
Вставка седла выпускного клапа-
на
Стандарт
Стадия
ремонта I
Стадия
ремонта
II
Стандарт
Стадия
ремонта I
Стадия
ремонта
II
45,08 45,38 45,58 38,08 38,38 38,58
Внешний диаметр вставки седла
клапана. Размер Д
45,07 45,37 45,57 38,07 38,37 38,57
45,02 45,32 45,52 38,02 38,32 38,52
Диаметр посадочного места в го-
ловке цилиндра для вставок седла
клапана. Размер Д1
45,00 45,30 45,50 38,00 38,30 38,50
Натяг вставки седла клапана в
головке цилиндра
0,05 – 0,08
0,05 – 0,08
Глубина посадочного места в
головке цилиндра. Размер "t"
11,1-11,2 11,1-11,2
Высота "Н" вставки седла клапана 8,5-8,4 8,7-8,6
Расстояние между разделительной
плоскостью головки цилиндра и по-
верхностью седла клапана. Размер
"t
1
"
2,8+0,2 2,6+0,2
ПРИМЕЧАНИЕ: Для впускных и выпускных клапанов вставки седла клапана запрессовываются в головку блока цилиндров. Удаление
вставок седла клапана следует производить только в случае их повреждения или износа сверх указанных пределов
(см. таблицу33 и рисунок 92 выше).
55
УДАЛЕНИЕ:
1)
Для удаления вставок седла из головки блока цилиндров используйте фрезерный станок с твёрдосплав-
ной фрезой. Сточите старую вставку до 0,5мм толщины и затем подденьте её.
2)
Измерьте посадочное место для вставок седла клапана с помощью индикатора. Если удаление вставки
седла клапана сделаны осторожно и посадочное место вставки не повреждено, в подгонке гнезда вставки нет не-
обходимости. Однако если размер посадочного места отклоняется от поля допуска, указанного в таблице, следует
расточить гнездо до следующего ремонтного размера.
3)
Очистите посадочное место седла клапана и вставку седла клапана перед установкой.
ЗАМЕНА:
1)
Положите вставки седла клапана в жидкий азот на 20-30мин, чтобы их температура опустилась до –195
0
С (если жидкий азот более не испаряется и не бурлит, то прокладки приблизительно охладились до–195
0
С).
ВНИМАНИЕ: Не дотрагивайтесь до жидкого азота или вставок седла клапана пальцами.
2)
Нагрейте головку цилиндра до температуры приблизительно 80°С.
3)
Достаньте вставки седла из жидкого азота клещами и положите в гнездо нагретой головки блока цилин-
дров. Быстро установите их, как это показано на ресунках 93-94.
4)
После того, как вставки установлены, проверьте расстояние между плоскостью головки блока
цилиндров и плоскостью седла клапана. Сравните размеры с данными в таблице и при необходимости
подвергните плоскость повторной обработке.
5)
Обработайте седла клапанов, как описано в пункте 072.40.09.
РИС. 93
РИС. 94
072.40.13 СНЯТИЕ И УСТАНОВКА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
СНЯТИЕ:
1)
Снимите крышку головки блока цилиндров.
2)
Снимите оси коромысел клапанов.
3)
Снимите крышку штанг толкателей.
4)
Снимите штанги толкателей и толкатели клапанов.
5)
Снимите воздушный компрессор.
6)
Снимите поддон картера после слива масла.
7)
Снимите масляный насос.
8)
Снимите демпфер колебаний с коленчатого вала.
9)
Снимите крышку корпуса распределительных шестерен.
10) Прокручивайте двигатель вручную, пока отверстие в
шестерне распределительного вала установится на одной линии с
монтажными болтами распределительного вала. Открутите 4 бол-
та, удерживающие упорную шайбу распределительного вала на
блоке цилиндров (рис. 95).
РИС. 95
11. Снимите распределительный вал с шестерней с двигателя (рис. 96). Там, где регулятор момента впрыска
топлива вмонтирован в распределительный вал, следует сначала снять регулятор момента впрыска топлива,
чтобы получить доступ к болтам, удерживающим упорную шайбу на блоке цилиндра (рис. 97).
56
РИС. 96
РИС. 97
УСТАНОВКА:
Таблица 34
Момент затяжки в кгм
Болт крепления распределительного вала 3,5
Болт крепления регулятора момента впрыска 30
1)
Осторожно установите распределительный вал в картер блока цилиндров так, чтобы не повредить
подшипники (втулки) распределительного вала.
ПРИМЕЧАНИЕ: Убедитесь, что зубья шестерни распределительного вала помеченные 1-1; зацеплены с зубом шестерни коленчатого
вала, имеющим пометку 1 (см. рис. 103).
2)
Выровняйте отверстия упорной плиты шестерни распределительного вала и соответствующие резьбо-
вые отверстия в блоке (рис. 98). Вставьте монтажные болты распределительного вала и затяните их до момента
затяжки 3,5 кг·м .
3)
Там, где установлен регулятор момента впрыска топлива, вначале установите распредвал, а затем уста-
новите упорую шайбу на блок цилиндра. Установите регуля-
тор момента впрыска топлива на распределительный вал и за-
тяните болт крепления регулятора момента впрыска с усилием
30кгм (см. рис.99-100).
Установите масляный насос.
4)
Установите демпфер колебаний на коленчатый вал.
5)
Установите воздушный компрессор.
6)
Установите масляный насос.
7)
Установите толкатели клапанов и штанги толкателей.
8)
Установите коромысла клапанов.
9)
Отрегулируйте клапанные зазоры. Установите крыш-
ку головки блока цилиндров.
10) Прикрутите поддон картера и залейте масло для дви-
гателя.
РИС. 98
РИС. 99
РИС. 100
57
072.40.14 РЕМОНТ ШЕСТЕРНЕЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
Таблица 35
(Распределительный вал снят)
Диаметр шейки распределительного вала для шестерни привода ТНВД 35,059-35,043мм
Внутренний диаметр посадки шестерни привода ТНВД 35.000-35,043мм
Натяг между втулкой распределительного вала и шестерни привода ТНВД
0,018-0,059мм
Осевой зазор распределительного вала 0,09-0,27мм
Специальные инструменты
Набор щупов для измерения зазоров
Оправка для установки шестерни привода топливного насоса
2523 5890 9902
Момент затяжки в кг·м
Болты крепления шестерни привода распределительного вала
3,5
СНЯТИЕ:
1)
Открутите болты крепления шестерни привода распределительного вала. Снимите шестерню привода
распределительного вала.
2)
Удерживая шестерню привода топливного насоса
распределительного вала на кронштейне, выдавите
распределительный вал. Снимите упорную шайбу и прижимной
фланец (рис. 101).
3)
Снимите сегментную шпонку с распределительного вала.
ПРОВЕРКА И УСТАНОВКА:
1)
Проверьте зубья шестерней на износ, коррозию, наличие
сколов и другие повреждения. Замените шестерни в случае любого
из этих дефектов.
2)
Проверьте состояние упорной шайбы и прижимного флан-
ца и замените их при необходимости.
3)
Установите
новую
сегментную
шпонку
на
распределительный вал. Установите прижимной фланец и упорную
шайбу
РИС. 101
4)
Поставьте распределительный вал вертикально посадочным местом вверх.
5)
Нагрейте приводную шестерню топливного насоса до 80
0
С и быстро насадите её на распределительный
вал, совместив с линией сегментной шпонки (рис. 102).
ПРИМЕЧАНИЕ: Установите эту шестерню на распределительный вал таким образом, чтобы втулка для установки шестерни
распределительного вала была направлена вперед.
6)
Проверьте осевой зазор распределительного вала (зазор между прижимным фланцем и упорной шайбой)
набором пластинок для измерения зазоров, он должен быть 0,09-0,27мм.
7)
Установите шестерню привода распределительного вала, чтобы совпадали метки с шестерней
коленчатого вала и затяните их с усилием 3,5 кг·м (рис. 103).
РИС. 102
РИС. 103