Работа рулевого управления скрепера МоАЗ-6014 и тягача МоАЗ-6442

4.4.II.

Работа рулевого управления скрепера МоАЗ-6014 и тягача МоАЗ-6442
При движении самоходного скрепера по прямой золотник рулевого механизма с распределителем находится в нейтральном положении. Рабочая жидкость засасывается насосами 10 (см. рис.33) из масляного бака I и нагнетается по маслопроводу в распределитель.
Через щели между рабочими кромками золотника и корпуса золотника рабочая жидкость поступает в сливную полость распределителя и далее по маслопроводу в бак через фильтр. Щели между рабочими кромками золотника и корпуса золотника подобраны таким образом, что давление в магистрали нагнетания при нейтральном положении золотника составляет 0,6-1,2 МПа (6-12 кгс/см2) в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
При повороте рулевого колеса вращение через колонку и карданный вал передается червяку рулевого механизма, при этом

червяк перемещается относительно сектора, а закрепленный на червяке золотник - относительно корпуса золотника
В результате перемещения золотника рабочие полости бустеров соединяются с магистралями слива и нагнетания. Рабочая жидкость из магистрали нагнетания давит на поршни бустеров 3 и 4 и перемещает их со штоками относительно цилиндров. Усилия бустеров передаются седельно-сцепному устройству, которое поворачивается одновременно с тягачом относительно стойки полуприцепного агрегата.
Рабочая жидкость, вытесняемая поршнями из бустера, поступает в магистраль слива
Одновременно с тягачом поворачивается и бустеры относительно своих точек крепления на опоре седельно-сцепного устройства. Вместе с бустерами перемещаются шарнирно сочлененные с ними тяги переключения золотниковой коробки. Когда какой-либо из бустеров подходит к положению мертвой точки, то его тяга переключения золотниковой коробки поворачивает шарнирно соединенный с ней
коленчатый рычаг, который плавно перемещает золотник золотниковой коробки. За 2° до положения мертвой точки перемещаемый золотник соединяет рабочие полости соответствующего бустера между собой и с магистралью слива или нагнетания (в зависимости от направления поворота). После прохождения положения мертвой точки коленчатый рычаг продолжает перемещать золотник золотниковой коробки до тех пор, пока полости бустера снова не соединятся с магистралями слива и нагнетания таким образом, что бустер поменяет направление на обратное.
Переключение полостей бустера происходит через 2° после положения мертвой точки.
Следовательно, в период прохождения первым бустером положения мертвой точки поворот тягача производится только вторым бустером. Дальнейший поворот тягача снова осуществляется двумя бустерами.
После поворота тягача на 90° в любую сторону относительно полуприцепного агрегата дальнейший поворот тягача невозможен, так как кронштейн седельно-сцепного устройства упирается в стойку полуприцепного агрегата. Если и после этого продолжать поворот рулевого колеса в сторону поворота тягача, то давление в магистрали нагнетания будет повышаться до тех пор, пока не откроется предохранительный клапан
Когда в процессе поворота тягача прекращается поворот рулевого колеса и оно фиксируется в данном положении, тягач будет еще какое-то время продолжать поворот в заданном направлении до тех пор, пока следящее устройство не установит золотник в распределителе в нейтральное положение. Поэтому для сохранения желаемого

направления движения следует на короткое время отпустить рулевое колесо для того, чтобы реактивный механизм возвратил золотник распределителя в нейтральное положение
' При самопроизвольном изменении направления движения тягача из-за дорожных препятствий (колесо переезжает через большой камень, глубокую выбоину и т.п.) следящее устройство смещает золотник распределителя с нейтрального положения, в результате чего рабочая жидкость из магистрали нагнетания направляется в рабочие полости гидроцилиндров поворота, которые описанным выше образом будут поворачивать тягач до тех пор, пока золотник снова не установится в нейтральное положение.
Таким образом, следящее устройство фиксирует любое заданное
рулевым колесом направление движения тягача и не допускает самопроизвольного изменения направления его движения.

4.4.12. Регулировка рулевого управления скрепера МоАЗ-6014 и тягача МоАЗ-6442

Для обеспечения безопасности движения и нормальной работы механизмов рулевого управления в процессе эксплуатации необходимо периодически производить регулировку рулевого управления тягача.
Если угловой зазор рулевого колеса при работающем двигателе превышает 35° до начала поворота колес тягача, необходимо отрегулировать угловой зазор следующим образом:
- устранить зазоры по горизонтальной оси шкворня седельносцепного устройства (см. раздел 4.8. Устройство седельно-сцепное);
- проверить затяжку резьбовых соединений пальцев тяг следящего устройства, рулевой сошки и вилок карданного вала;
- устранить осевой зазор в рулевой колонке;
- проверить и при необходимости отрегулировать зазоры между торцами толкателей золотниковой коробки и головками коленчатых рычагов изменением длины тяг переключения золотниковой коробки
в положении движения тягача с полуприцепным агрегатом по прямой (т.е. когда расстояния между осями пальцев крепления бустеров равны между собой).
Зазоры должны быть в пределах 7 мм.
Если после выполнения указанных работ угловой зазор рулевого колеса превышает допустимый, то необходимо произвести ремонт рулевого управления для устранения зазоров в шарнирном соединении двуплечего рычага, осевого перемещения сектора в картере рулевого механизма, зазора в сопряжении вал сектора - кронштейн•промежуточной опоры.
Если производилась разборка следящего устройства, то сборку необходимо выполнять в следующей последовательности:

- установить тягач со скрепером в положение движения по прямой;
- установить сектор рулевого механизма в среднее положение, для чего повернуть рулевое колесо до отказа по часовой стрелке, затем - до отказа против часовой стрелки и сосчитать число оборотов рулевого колеса при повороте из одного крайнего положения
в другое. Повернуть рулевое колесо в обратном направлении на половину отсчитанного числа оборотов;
- установить сошку на шлицевой конец вала сектора рулевого механизма, совместив метки на сошке и валу;
- соединить заднюю тягу следящего устройства .с верхним концом двуплечего рычага и нижним вертикальным пальцем седельно--сцепного устройства;
- соединить переднюю тягу следящего устройства с нижним концом двуплечего рычага и рулевой сошки, отрегулировав ее длину при помощи резьбового наконечника толкателя компенсатора и головки 8 (см. рис.41) тяги, после чего закрепить гайкой 7, упирающейся в головку 8.
ВНИМАНИЕ! При регулировке длины тяги не разрешается вращать гайку 7 и контргайку со стороны компенсатора относительно толкателя 4.
Уход за рулевым управлением в процессе эксплуатации заключается в периодической проверке начала открытия предохранительного клапана, люфта рулевого колеса, уровня рабочей жидкости в масляном баке, затяжки резьбовых соединений, смазки соединений трения и в своевременном устранении течи.
Производить- разборку и сборку сборочных единиц рулевого управления следует только в условиях, исключающих попадание на детали влаги, пыли и грязи.
Во время сборки тщательно осмотреть сопрягаемые с уплотнительными кольцами детали и устранить на них заусенцы, забоины и другие дефекты, которые могут привести к повреждению колец..
Перед сборкой тщательно промыть все детали рулевого управления в чистом бензине, керосине или дизельном топливе, просушить и смазать трущиеся поверхности тонким слоем рабочей жидкости.
При. замене рабочей жидкости в гидросистемах рулевого управления и навесного оборудования, а также при первоначальной заправке рабочей жидкостью гидросистем следует произвести их прокачку в следующей последовательности:
- слить рабочую жидкость из маслобака гвдропроводов, бустеров и гидроцилиндров;
- снять фильтр и промыть его в чистом топливе до полного удаления отложений на фильтрующих элементах;
- промыть внутренние полости маслобака чистым дизельным
топливом;

- установить фильтр и гидропроводы на место;
- залить свежую рабочую жидкость в маслобак на 20-40 мм выше верхней метки на маслоизмерительном стержне;
- пустить двигатель и повернуть тягач из одного крайнего положения в другое не менее двух раз.
При остановленном двигателе проверить уровень рабочей жидкости в баке и при необходимости долить ее до верхней метки на маслоизмерительном стержне
При наличии гидропривода рабочего оборудования произвести его прокачку в такой последовательности:
- пустить двигатель и переместить какой-либо из рабочих органов из одного крайнего положения в другое не менее двух раз;
- при остановленном двигателе проверить уровень рабочей жидкости в баке и при необходимости долить ее до верхней метки на маслоизмерительном стержне.
Аналогичным образом произвести прокачку каждого рабочего органа навесного оборудования до полного заполнения гидросистемы рабочей жидкостью.

Рассказать друзьям