МоАЗ-40484. Привод пневматический тормозных систем

2.10.4

МоАЗ-40484. Привод пневматический тормозных систем
Схема пневматического привода тормозов погрузчика показана на рисунке 2.10.6.
Источником сжатого воздуха в пневматическом приводе погрузчика является компрессор. Компрессор 12, водоотделитель 10, регулятор давления 16, противозамерзатель 15 и предварительный "мокрый" ресивер 9 составляют питающую магистраль погрузчика. Назначение предварительного "мокрого" ресивера - обеспечение нормальной работы регулятора давления и сбор оставшегося после водоотделителя конденсата. Удаление конденсата из ресивера - через кран слива конденсата 4.
Из питающей магистрали очищенный воздух под давлением подается в остальные части привода и к другим потребителям сжатого воздуха. Пневматический тормозной привод состоит из четырех контуров, разделенных разобщительным краном 14, двойным защитным клапаном 13 и одинарными защитными клапанами 7 и 18.
Контур I привода рабочих тормозных механизмов передней оси (моста) состоит из части двойного защитного клапана 13, двух воздушных ресиверов 5 и 11 с кранами слива конденсата 4, верхней секции тормозного крана 21 с датчиком манометра 20, датчиком

сигнализатора аварийного давления 19 и включателем сигнала торможения 22, ускорительного клапана 2, клапана контрольного вывода 17, тормозных цилиндров 1, трубопроводов и гибких рукавов 3. Через одинарный защитный клапан с обратным потоком 7 воздух из I контура поступает в воздушный ресивер 5 контура IV, предназначенного для питания потребителей сжатого воздуха, не связанных с тормозной системой - (отключение переднего моста, пневмосигнал и т.п.). Одинарный защитный клапан 7 с обратным потоком устроен так, что воздух в контур IV из контура I поступает при достижении давления в контуре I от 0,54 до 0,55МПа (от 5,4 до 5,6 кгс/см2), но в то же время при меньшем на величину от 0,01 до 0,02МПа (от 0,1 до 0,2 кгс/см2 ) давлении в контуре I, воздух из контура IV поступает в контур I, увеличивая таким образом емкость контура привода рабочих тормозных механизмов передней оси погрузчика. Устройство одинарного защитного клапана с обратным потоком показано на рисунке 2.10.7.
Контур II привода рабочих тормозных механизмов задней оси (моста) состоит из части двойного защитного клапана 13 (рисунок 2.10.6), воздушных ресиверов 5 и 11 с кранами 4 слива конденсата нижней секции тормозного крана 21, датчика 19 сигнализатора аварийного давления, включателя сигнала торможения 22, датчика 20 воздушного манометра, клапана 17 контрольного вывода, тормозных цилиндров 1, трубопроводов и рукавов, соединяющих эти аппараты.
Контур III привода стояночной и запасной тормозных систем состоит из разобщительного крана 14, двухмагистральных клапанов 8, одинарных защитных клапанов без обратного потока 18 тормозного крана 6 обратного действия с ручным управлением ускорительного клапана 2, пружинного энергоаккумулятора 24 стояночного тормоза, клапана 17 контрольного вывода, датчиков 19 сигнализатора аварийного давления, воздухопроводов и рукавов, соединяющих эти пневмоаппараты. Устройство одинарного защитного клапана показано на рисунке 2.10.8.
Все контуры тормозной системы через датчики 19 (рисунок 2.10.6) сигнализаторов аварийного давления подключены к контрольным лампам, которые в виде блока с соответствующими символами установлены на щитке приборов кабины. При снижении давления в воздушных ресиверах любого контура ниже 0,45 МПа (4,5 кгс/см2) датчик сигнализатора аварийного давления включает сигнальную лампочку с соответствующим символом. При включении стояночного и запасного тормозов включается лампочка с соответствующим символом (Р).

Рисунок 2.10.6. - Схема пневматического привода тормозов

1 - цилиндр тормозной; 2 - клапан ускорительный; 3 - рукав гибкий с наконечниками, большой; 4 - кран слива конденсата; 5 - ресивер; 6 - кран ручной тормозной; 7 - клапан защитный одинарный с обратным потоком; 8 - клапан двухмагистральный; 9 - ресивер «мокрый»; 10 - водоотделитель; 11 - ресивер; 12 - компрессор; 13 - клапан защитный двойной; 14 - кран разобщительный; 15 - про-тивозамерзатель; 16 - регулятор давления; 17 - клапан контрольного вывода; 18 - клапан защитный одинарный без обратного потока; 19 - датчик сигнализатора аварийного давления; 20 - датчик воздушного манометра; 21 кран тормозной; 22 - включатель сигнала торможения; 23 - рукав гибкий с наконечниками, малый; 24 - энергоаккумулятор пружинный; 25 - рукав гибкий дюритовый; 26 - клапан обратный;
I -контур привода рабочих тормозов передней оси; II - контур привода рабочих тормозов задней оси; III - контур стояночного и запасного тормоза; IV - контур других потребителей воздуха

Рисунок 2.10.7 - .Клапан одинарный защитный с обратным потоком

1 - клапан обратный; 2 - корпус; 3 - диафрагма; 4 - поршень; 5 - крышка; 6 - пружина; 7 - винт регулировочный

Рисунок 2.10.8 - Клапан защитный одинарный без обратного потока
1 - клапан обратный; 2 - корпус; 3 - диафрагма; 4 - поршень; 5 - крышка; 6 - пружина; 7 - винт регулировочный

Давление воздуха в I и II контурах контролируется двухстрелочным манометром, установленным на щитке приборов.
2.10.4.1 Работа пневматического привода тормозных систем.
Работа пневматического привода тормозов осуществляется следующим образом. Компрессор 12 (рисунок 2.10.6) через водоотделитель 10, регулятор давления 16 и противоза-мерзатель 15 нагнетает сжатый воздух в предварительный "мокрый" ресивер 9. Так как одинарный защитный клапан 18 без обратного потока, установленный на ресивере 9, отрегулирован на давление от 0,54 до 0,56 МПа (от 5,4 до 5,6 кгс/см ), то сжатый воздух, в первую очередь, поступает через разобщительный кран 14 в двухмагистральный клапан 8 к ручному тормозному крану 6 обратного действия с ручным управлением. В случае, если ручной кран 6 находится в положении "расторможено", сжатый воздух поступает через двухмагистральный клапан 8 и ускорительный клапан 2 в пружинный энергоаккумулятор 24, обеспечивая тем самым, в первую очередь, растормаживание стояночного тормозного механизма. При достижении в "мокром" ресивере 9 и контуре стояночной тормозной системы давления от ,54 до 0,56 МПа (от 5,4 до 5,6 кгс/см ) воздух через одинарный защитный клапан 18 поступает к двойному защитному клапану 13 и, далее, сжатый воздух поступает в I и II контуры рабочей тормозной системы, заполняя соответствующие воздушные ресиверы 5, 11 и, далее, к соответствующим секциям тормозного крана 21. Так как педаль тормоза не нажата, поток воздуха здесь остановлен. При достижении в контурах I и II рабочей тормозной системы давления от 0,54 до 0,56 МПа (от 5,4 до 5,6 кгс/см ) воздух через двухмагистральные клапаны 8 и одинарные защитные клапана 18 поступает к ускорительному клапану 2 управления стояночным тормозным механизмам и к ручному тормозному крану 6 обратного действия с ручным управлением. Такое снабжение сжатым воздухом контура III стояночной тормозной системы обеспечивает быстрое оттормажива-ние стояночного тормозного механизма при пуске двигателя, одновременно обеспечивая необходимый запас сжатого воздуха для нескольких растормаживаний стояночного тормоза при остановленном двигателе.
При торможении рабочей тормозной системой водитель в кабине нажимает на одну из тормозных педалей 1 или 3 (рисунок 2.10.9), усилие от которых с помощью системы рычагов и тяг передается тормозному крану 21 (рисунок 2.10.6), воздух из соответствующей секции тормозного крана поступает в тормозные цилиндры 1 задней оси и через ускори-тельный клапан 2 в тормозные цилиндры 1 передней оси. При торможении запасной тормозной системой водитель поворачивает рукоятку ручного тормозного крана 6 обратного действия, выпуская сжатый воздух из магистрали между краном 6 и ускорительным клапаном 2, который срабатывает, выпуская воздух из пружинного энергоаккумулятора 24.
Торможение стояночной тормозной системой происходит так же, как и запасной, только водитель поворачивает рукоятку ручного тормозного крана 6 обратного действия до упора, где она фиксируется. Эффективность стояночного торможения, таким образом, не регулируется.
При появлении неисправности в пневматическом приводе срабатывают защитные клапаны 7, 13, 18, отключая неисправный контур и обеспечивая функционирование исправных контуров при несколько меньшем давлении. При этом неисправность может быть обнаружена по двухстрелочному манометру и контрольным лампочкам, находящимся на щитке приборов.
В случае появления неисправности в задней части III контура (разрыв гибкого рукава от разобщительного крана 14 к двухмагистральному клапану 8), которая приводит к разгерметизации "мокрого" ресивера 9 и определяется по загоранию всех контрольных лампочек, необходимо остановить погрузчик и перекрыть разобщительный кран 14. При этом питание контура III будет происходить от контуров I и II, как описано выше, осуществляя нормальное функционирование пневмосистемы, за исключением быстрого оттормажива-ния стояночного тормоза при пуске двигателя. После восстановления воздухопровода необходимо кран 14 поставить в положение "открыто".
При полном выходе из строя контура III происходит автоматическое затормаживание погрузчика. Если остановка произошла в запрещенном для остановки месте то, для освобождения проезжей части, необходимо произвести механическое растормаживание стояночного тормоза (см. подраздел 2.10.3 "Энергоаккумулятор пружинный"). Для обеспечения функционирования рабочих тормозов также необходимо перекрыть разобщительный кран 14.
После восстановления работоспособности пневмосистемы необходимо восстановить работоспособность пружинного энергоаккумулятора и открыть разобщительный кран 14 на "мокром" ресивере 9.
Для контроля давления в контурах и "мокром" ресивере 9 имеются клапана контрольного вывода 17, к которым подключается контрольный манометр. Клапан контрольного

вывода 17, установленный на "мокром" ресивере 9 одновременно служит для подключения шланга для накачки шин.
Для слива конденсата из воздушных ресиверов служат краны 4.

Рассказать друзьям