МоАЗ-40484. Система гидравлическая


2.3.3

МоАЗ-40484. Система гидравлическая
Принципиальная схема гидравлической системы гидромеханической передачи показана на рисунке 2.3.8.
Гидравлическая система включает две основные магистрали - главную магистраль и магистраль питания гидротрансформатора. Эти магистрали включают в себя следующие основные системы:
1) систему питания рабочей жидкостью;
2) систему регулирования давления в главной магистрали и магистрали питания гидротрансформатора;
3) систему управления фрикционными муфтами;
4) систему смазки.
В системе питания гидравлической системы на картере гидротрансформатора установлен насос.
Передний насос, в соответствии с рисунком 2.3.8, шестеренного типа, состоит из двух секций: главной секции 17 и секции гидротрансформатора 18. Он предназначен для подачи рабочей жидкости в цилиндры фрикционов, магистраль гидротрансформатора и смазки подшипников шестерен и дисков фрикционов. Передний насос (рисунок 2.3.9) приводится во вращение от насосного колеса гидротрансформатора.

Для обеспечения быстрого заполнения гидравлической системы рабочей жидкостью в гидромеханической передаче установлен подпорный клапан (рисунок 2.3.10в). Клапан расположен на задней стенке картера коробки передач. Он состоит из клапана 23, поршня 26 и корпуса 28.
Рабочая жидкость поступает к насосам через маслозаборник 15 (в соответствии с рисунком 2.3.8), который предварительно очищает рабочую жидкость перед поступлением к узлам. Маслозаборник (рисунок 2.3.10а) состоит из корпуса 12, в котором на стержне установлены сетчатые фильтрующие элементы 6.



Рисунок 2.3.8 - Схема гидравлической системы гидромеханической передачи

1 - клапан подпорный; 2 - клапан блокировки гидротрансформатора; 3 - маслоохладитель; 4 - реле времени; 5 - фильтр тонкой очистки; 6 - регулятор давления в гидротрансформаторе; 7 - клапан давления в гидротрансформаторе аварийный; 8 - датчик числа оборотов гидравлический; 9 - клапан корректирующий; 10 и 13 - клапаны обратные; 11 - регулятор давления в главной гидролинии; 12 - золотник управления фрикционными муфтами; 14 - золотники пилотов; 15 - маслозаборник; 16 - клапан давления главной магистрали аварийный; 17 - секция переднего насоса главная; 18 - секция переднего насоса гидротрансформатора; 19 - фильтр полнопоточный;
А1, А2, А3, А4, А5 - электромагниты; М1, М2, М3, М4, М5, М6 - фрикционы; Р(1, 4), Р(2, 5), Р(3, 6) - передачи переднего хода; К - диапазон; Зх - передача заднего хода



Такие же элементы установлены и в полнопоточном фильтре, (рисунок 2.3.10 б).
Полнопоточный фильтр и маслозаборник расположены в нижней части картера коробки передач.
В гидравлической системе (рисунок 2.3.8) гидромеханической передачи установлен также фильтр 5 тонкой очистки с бумажным фильтрующим элементом.
Рабочая жидкость поступает к фильтру из магистрали входа в гидротрансформатор и, очищенная, сливается на выходе из гидротрансформатора. Расход жидкости через фильтр

ограничивается калиброванным отверстием.
Регулирование давления рабочей жидкости в гидравлической системе осуществляется регуляторами и клапанами, установленными в золотниковой коробке, в соответствии с рисунком 2.3.11.
Регулирование давления рабочей жидкости в магистрали главного давления осуществляется регулятором давления главной гидролинии 20 (рисунок 2.3.11).
После пуска двигателя насос подает рабочую жидкость в полость золотника 13 (рисунок 2.3.12) регулятора давления масла в главной гидролинии, к золотникам пилотов и золотникам управления фрикционами. Под давлением рабочей жидкости золотник 13, сжимая пружину, смещается и излишки рабочей жидкости поступают в магистраль гидротрансформатора. При включении I, IV ступеней и ступеней заднего хода полость пружины

регулятора через обратный клапан 10, в соответствии с рисунком 2.3.8, сообщается с каналами включения этих ступеней. Давление рабочей жидкости в полости пружины увеличивает сопротивление перемещению золотника регулятора. В результате этого давление рабочей жидкости в цилиндрах фрикционов I, IV ступеней и заднего хода возрастает, увеличивая передаваемый этими фрикционами крутящий момент.

Рисунок 2.3.9 - Насос передний

I - пробка; 2 - корпус главной секции; 3 - пластина промежуточная; 4, 13 - кольца уплотнительные; 5 - шпонка; 6 - корпус секции гидротрансформатора; 7 - вал ведущий; 8 - подшипник роликовый; 9 - пластина торцевого уплотнения; 10 - вал ведомый;
II - шестерня; 12 - прокладки регулировочные

Рисунок 2.3.10 - Фильтры масляные и подпорный клапан

а - фильтр-маслозаборник; б - полнопоточный фильтр; в- подпорный клапан;
1 - патрубок; 2 - втулка; 3 - днище фильтра маслозаборника; 4 - стопорное кольцо; 5 - днище каркаса; 6 - фильтрующий элемент; 7 - каркас с сеткой; 8 - кожух фильтра маслозаборника; 9 - стержень; 10, 18 - фланец; 11 - крышка; 12 - корпус; 13 - направляющая пружины; 14 - защитная шайба; 15 - опорное кольцо; 16 - днище полнопоточного фильтра; 17 - кожух; 19 - фиксатор; 20 - регулировочные прокладки; 21 - стопорное кольцо; 22 - седло; 23 - клапан; 24 - пружина подпорного клапана; 25 - гильза; 26 - поршень; 27 - стопорное кольцо; 28 - корпус подпорного клапана; 29 - картер гидромеханической передачи

Для повышения давления в главной гидролинии при работе на режиме гидротрансформатора, когда давление рабочей жидкости на выходе из гидротрансформатора выше, чем на входе, в гидравлической системе установлен корректирующий клапан 9, в соответствии с рисунком 2.3.8. В этом случае золотник корректирующего клапана под действием разности давления перемещается и рабочая жидкость из гидротрансформатора поступает под торец золотника регулятора давления в главной гидролинии. Под давлением рабочей жидкости сопротивление перемещению золотника регулятора увеличивается и давление в главной гидролинии повышается. Регулирование давления рабочей жидкости в магистрали гидротрансформатора осуществляется регулятором 21 (рисунок 2.3.11). При повышении давления рабочей жидкости в магистрали гидротрансформатора золотник регулятора смещается и рабочая жидкость сливается, минуя гидротрансформатор, а при дальнейшем увеличении давления золотник смещается дальше и рабочая жидкость сливается по специальной трубке в поддон.
В главной гидролинии и магистрали гидротрансформатора установлены аварийные клапаны 7 и 16, в соответствии с рисунком 2.3.8, которые предохраняют гидросистему от перегрузки в случае неисправности основных регуляторов давления.
Управление переключением ступеней - электрогидравлическое и состоит из пульта командного управления, расположенного в кабине, и механизма управления (рисунок
2.3.12).
Рабочая жидкость из нагнетательного канала гидролинии поступает к пилотам управления в полость золотника регулятора главной гидролинии, полости IV и VII (рисунок
2.3.12) золотниковых пар механизма управления и полость аварийного клапана 16 (рисунок 2.3.8). В исходном положении золотников механизма управления цилиндры фрикционов, кроме фрикциона повышающего диапазона, сообщены со сливом по каналам в коробке передач и через полости VI и IX механизма управления. Фрикцион понижающего диапазона включается сразу после пуска двигателя в исходном положении пульта командного управления.

Рисунок 2.3.11 - Коробка золотниковая

1-золотник регулятора давления масла в гидротрансформаторе; 2 - гильза регулятора; 3, 4 и 5 - винты регулировочные; 6 - гильза клапана блокировки гидротрансформатора; 7 - золотник клапана блокировки гидротрансформатора; 8 - корпус; 9 - крышка;
10 - гильза реле времени; 11 - золотник реле времени; 12 - гильза регулятора давления масла в главной гидролинии; 13 - золотник регулятора давления масла в главной гидролинии; 14 - толкатель; 15 - гильза толкателя; 16 - дистанционная втулка; 17 - крышка; 18 - корпус аварийного клапана; 19 - клапан блокировки гидротрансформатора; 20 - регулятор давления главной гидролинии; 21 - регулятор давления масла в гидротрансформаторе; 22 - винт стопорной крышки аварийного клапана; 23 - клапан аварийный; 24 - клапан обратный

Рисунок 2.3.12 - Механизм управления 2.3.16

1 - заглушка; 2, 16 - пружины; 3 17 - гильзы; 4 - золотник фрикционной муфты (соответствующей ступени); 5 - крышка; 6 - корпус; 7 - механизм разблокировки гидротрансформатора; 8 - электромагнит II и V ступени переднего хода; 9 - электромагнит III и VI ступени переднего хода; 10 - электромагнит I и IV ступени переднего хода; 11 - электромагнит фрикционной муфты заднего хода; 12 - электромагнит фрикционной муфты диапазонного вала; 13 - толкатель; 14 - золотник управления (пилот); 15 - гильза золотника управления (пилот); 18 - золотник фрикционных муфт диапазонного вала I, VIII - полости, сообщающиеся с нагнетательным каналом главной гидролинии; II, VII, IX - полости, сообщающиеся с цилиндрами фрикционных муфт; III - полость гидроблокировки; IV,V - полости управления; VI и X - полости, сообщающиеся со сливным каналом

Для включения какой-либо ступени электрический ток подается на соответствующие электромагниты. Сердечники электромагнитов перемещают золотники 14 управления и рабочая жидкость поступает в торцовые полости соответствующих золотников механизма управления. Золотники перемещаются и сообщают главную гидролинию с цилиндрами соответствующих фрикционов.
Порядок включения ступеней и электромагнитов показан в таблице 2.3.1 (нумерация электромагнитов приведена в соответствии с рисунком 2.3.8).


Таблица 2.3.1

Ступень Включаемые электромагниты Включаемые фрикционы

Н

5

Понижающего диапазона

I

3 и 5

Первой ступени и понижающего диапазона

II

1 и 5

Второй ступени и понижающего диапазона

III

2 и 5

Третьей ступени и понижающего диапазона

Н

-

Повышающего диапазона

IV

3

Первой ступени и повышающего диапазона

V

1

Второй ступени и повышающего диапазона

VI

2

Третьей ступени и повышающего диапазона

З.Х

4 и 5

Заднего хода и понижающего диапазона

Для исключения одновременного включения двух ступеней предусмотрена гидравлическая блокировка за счет последовательной запитки рабочей жидкостью золотников, включающих фрикционы. Золотник включения диапазонных фрикционов запитан самостоятельно.
Управление фрикционом блокировки гидротрансформатора осуществляется автоматически в зависимости от скорости вращения турбинного колеса с помощью гидравлического датчика 8 давления, в соответствии с рисунком 2.3.8, и клапанов блокировки 2.
При выходе гидротрансформатора на режим гидромуфты, когда частота вращения турбинного колеса достигает от 1750 до 1800 об/мин, давление рабочей жидкости в гидравлическом датчике достигает величины, на которую отрегулирована пружина клапана блокировки, и золотник клапана блокировки смещается, сообщая цилиндр фрикциона блокировки с главной магистралью.

Разблокировка гидротрансформатора происходит при увеличении нагрузки на колеса погрузчика, в результате чего снижается частота вращения турбинного колеса и, соответственно, давление рабочей жидкости в гидравлическом датчике. Усилием пружины золотник клапана блокировки сместится и соединит цилиндр фрикциона блокировки со сливом.
Разблокировка гидротрансформатора осуществляется также при переключении ступеней с помощью клапана 13 и гидравлической системы, связанной с золотниками переключения ступеней. При разблокированном гидротрансформаторе загорается контрольная лампа, установленная на пульте управления переключения ступеней.

Рассказать друзьям