Автобус МАЗ-206, МАЗ-226. Руководство - часть 15

57

206060-0000020 РЭ

Поверхность «А» (рис. 4.1.8.1) скольже-

ния муфты выключения сцепления 9 не сма-

зывать (специальное покрытие)!

Ведомый диск 19 должен легко переме-

щаться по шлицам первичного вала коробки

передач 16. Если в шлицах ведомого диска

нет смазки, то смазать шлицы небольшим ко-

личеством смазки (графитная смазка УСсА).

Лишнюю смазку удалить, так как при вра-

щении смазка может попасть на рабочую

поверхность ведомого диска, что приведет к

ухудшению работоспособности сцепления.

Поверхность «Б» также смазать небольшим

количеством графитной смазки.

Ведомый диск 19 устанавливать высту-

пающей стороной ступицы 17 в сторону ко-

робки передач с помощью центрирующей

оправки. Болты 2 крепления кожуха сцепле-

ния 20 затягивать крест на крест, подтягивая

их каждый раз не более чем на один оборот,

следить за центрированием ведомого диска.

В заключение затянуть болты динамомет-

рическим ключом моментом 41...51 Н·м.

Центрирующая оправка должна легко выни-

маться.

Коробку передач не вывешивать за пер-

вичный и выходной вал. При установке КПП

вручную включить передачу и повернуть вы-

ходной фланец так, чтобы зубья первичного

вала легко вошли в шлицы ведомого диска.

Обеспечить плотное прилегание картера

сцепления 4 к картеру маховика 1, а затем

затянуть болты крепления крест на крест. В

заключение затянуть болты динамометри-

ческим ключом моментом 41...51 Н·м.

Для крепления применять высокопрочные

болты (класс прочности не менее 8.8).

4.1.9 коРобкА пеРедАч и

пРиВод упРАВления

коРобкой пеРедАч

На автобусе могут устанавливаться раз-

личные коробки передач в зависимости от

комплектации (см. табл.1.1). Обслуживание

коробки передач следует проводить согласно

«Инструкции по эксплуатации коробки пе-

редач».

На автобусы может устанавливаться меха-

ническая шестиступенчатая синхронизиро-

ванная коробка передач ZF 6S 710 ВО или

ZF 6S 1010 ВО.

Силовой агрегат может комплектуется

гидромеханической коробкой передач со

встроенным гидравлическим тормозом-за-

медлителем ZF или Allison.

Корпус ГМП ZF 7 (рис. 4.1.8.1а) крепится

к картеру маховика 3 болтами 5 (момент за-

тяжки болтов – 42...54 Н·м).

Мембрана 11 по внутреннему диаметру

закреплена болтами 9 между махови-

ком 1 и фланцем 10 (момент затяжки бол-

тов 9 - 112...117 Н·м), по наружному диа-

метру мембрана крепится болтами 8 к

насосному колесу ГМП (момент затяжки

болтов 8 – 81..83 Н·м).

Актуальную информацию по устройс-

тву и обслуживанию коробок передач ZF

можно посмотреть в Интернете по адресу

www.zf.com.

Коробка передач Allison – гидромехани-

ческая со встроенным гидравлическим тор-

мозом-замедлителем.

Кольцо-адаптер 12 (рис. 4.1.9.1в) крепится

к фланцу ГМП 14 болтами 13 (момент за-

тяжки болтов – 35…37 Н·м). Мембрана 11

крепится к кольцу-адаптеру болтами 8 (мо-

мент затяжки болтов – 66…70 Н·м), и к ма-

Рис. 4.1.8.1 Соединение двигателя с

ГМП:

а) – с Voith Diwa; б) – с ZF; в) – с Allison:

1 - маховик; 5, 8, 9, 13 - болт; 3 - картер маховика;

7 - ГМП; 10 - фланец; 11 - мембрана; 12 - кольцо-

адаптер; 14 - фланец ГМП

1

10

3

5 7

8

9

11

б)

а)

10

1

3

7

5

12

13

11

9

14

А

8

58

ховику 1 болтами 9 (момент затяжки бол-

тов – 100…115 Н·м).

ГМП 7 крепится к картеру махо-

вика 3 болтами 5 (момент затяжки бол-

тов – 45…49 Н·м). При сборке, цилиндри-

ческую поверхность «А» смазать тонким

слоем смазки, содержащей дисульфид мо-

либдена (смазка MIL-G-81827, TermoMax

MoS2 Li-Complex Grease EP3).

Техническое обслуживание ГМП и КПП

проводить в соответствии с Руководством по

эксплуатации коробки передач

4.1.9.1 пРиВод упРАВления кпп

На автобусах оснащенных механичес-

кой КПП ZF 6 S 710 BO и ZF 6 S 1010 BO

применяется дистанционный механичес-

кий привод управления. Привод управле-

ния коробкой передач состоит из рычага

переключения передач 1 (рис. 4.1.9.1), ус-

тановленного на полу автобуса, и передаю-

щего механизма, включающего валопровод,

подвешенный на скользящих сферических

опорах, реактивных тяг и устройства для со-

гласования движений рычага переключения

передач и движений валика механизма пере-

ключения передач.

Для включения передачи необходимо со-

вершить два движения – движение выбора и

движение включения передачи.

При движении выбора рычаг переключе-

ния передач 1 совершает качание относи-

тельно оси сферического подшипника 24 в

обе стороны перпендикулярно продольной

оси автобуса.

При включении передачи рычаг 1 совер-

шает качание параллельно продольной оси

автобуса в обе стороны. При этом валопро-

вод совершает линейное перемещение в обе

стороны по 20...25 мм в каждую.

Опора привода КПП состоит из кор-

пуса 18 и крышки 20 внутри которых разме-

щена сферическая полиамидная втулка 19.

По внутренней поверхности втулки сколь-

зит валик 8. С одной стороны валика распо-

ложен фланец крепления к другим валам, а

с другой – съемная вилка 11 на шпонке 14,

вилка стягивается болтом 10. Каждой опоре

соответствует свой карданный шарнир, пе-

редающий линейное движение и вращение

вилке-клемме 12.

Регулировка привода управления КПП

Регулировка привода КП заключается в

том, чтобы вертикальное положение рычага

переключения передач в кабине водителя

соответствовало нейтральному положению

рычага переключения на КПП и опора 3 на-

ходилась в среднем положении между вил-

кой 11 и фланцем валика 8. Эти регулировки

осуществляются изменением длины проме-

жуточных валов при отпущенных стяжных

болтах 13 вилок-клемм 12. На концах про-

межуточного вала 4 имеется правая и левая

резьбы с соответствующими клеммами, что

позволяет, не рассоединяя фланцы валов,

увеличивать или уменьшать длину привода.

Вращение вала на один оборот приводит к

изменению его длины на 3 мм.

Внимание! После регулировки длина

вкручивания вала в наконечники должна

быть не менее 15 мм.

Положение рычага переключения пе-

редач 1 в поперечном направлении регу-

лировать изменением длины реактивной

штанги 27 при отпущенных болтах клеммы

одного из промежуточных валов, так чтобы

хвостовик 6 оставался в положении соот-

ветствующем нейтрали. После регулировки

затянуть болты клеммы.

После регулировки проверить функцио-

нирование привода переключения передач.

Рычаг 1 должен перемещаться в крайние по-

ложения плавно, без заеданий и четко фик-

сироваться. В нейтральном положении вы-

ходного фланца механизма переключения

передач 7 рычаг переключения передач 1

должен занимать вертикальное положение.

Техническое обслуживание приво-

да управления КПП

При каждом ТО-2 необходимо произ-

водить смазку опор пластичной смазкой

ШРУС 4 ТУ У 23.2-00152365182-2003 через

пресс-масленку, сделав шприцем 3-4 качка.

Игольчатые подшипники карданных шар-

ниров смазывать при сборке и ремонте смаз-

кой 158 М ТУ 38.301-40-25-94 до появления

свежей смазки из-под уплотнений.

59

206060-0000020 РЭ

5

4

3

2

1

3

3

6

3

1

3

12

8

9

10

11

13

14

2

16

17

18
19
20
21

22

23

24

25

26

27 26

28
29
30

31

6

7

Рисунок 4.1.9.2 – Привод управления КПП:

1 - рычаг переключения передач; 2 - передний вал; 3 – опора; 4, 5 - промежуточные валы; 6 - хвостовик;

7 - выходной фланец механизма переключения передач; 8 - валик; 9 - чехол; 10, 13 - стяжной болт;

11 - съемная вилка; 12 - вилка-клемма; 14 - шпонка; 16 - втулка; 17 - поворотная вилка; 18 - корпус

опоры; 19 - сферическая втулка; 20 - крышка опоры; 21 - масленка; 22 - стопорное кольцо; 23 - вилка;

24 - сферический подшипник; 25 - ось; 26 - наконечник; 27 - реактивная тяга; 28 - шаровый палец;

29 - сухари; 30 - пружина; 31 - пробка

60

Рисунок 4.2.1 – Карданный вал:

1, 7 - фланец-вилка; 2 - карданный вал; 3 - балансировочные пластины;

4 - установочные стрелки; 5 - контрольный клапан; 6 - скользящая вилка;

8 - масленка; 9,14 - манжеты; 10 - стопорное кольцо; 11 - крестовина;

12 - игольчатый подшипник; 13 - торцевое уплотнение

2

4

1

8

5

3

6

7

3

4

9

11

13
14

10

11

12

12

4.2 кАРдАннАя пеРедАчА

Карданная передача передает крутящий

момент от коробки передач к ведущему

мосту. Карданная передача состоит из кар-

данного вала 2 (рис. 4.2.1), скользящей

вилки 6 и двух карданных шарниров.

Карданные шарниры одинаковы по уст-

ройству и каждый из них состоит из вилки

карданного вала, фланца-вилки 1 (7) и крес-

товины 11, установленной в ушках вилок на

игольчатых подшипниках 12.

Уплотнение игольчатых подшипников

комбинированное. Оно состоит из ман-

жеты 14 и торцевого уплотнения 13, напрес-

сованного на шип крестовины.

Шлицевое соединение герметизируется

манжетой 9, установленной в трубе кардан-

ного вала 2. Для смазки шлицевого соеди-

нения в скользящей вилке установлена мас-

ленка 8.

Карданная передача отбалансирована. Для

отметки взаимного расположения отбалан-

сированного комплекта на трубах валов на-

несены стрелки 4. Разукомплектование кар-

данных валов не допускается.

ТЕхНичЕСКОЕ ОбСЛУЖиВАНиЕ

КАРДАННОй ПЕРЕДАчи

Обслуживание карданной передачи со-

стоит в проверке крепления фланцев кардан-

ного вала, смазке игольчатых подшипников

крестовин и скользящего шлицевого соеди-

нения. Карданные валы новой конструкции

могут не иметь масленки. В этом случае

смазка шлицев не требуется (шлицы имеют

специальное покрытие).

При износе или разрушении уплотнений

игольчатых подшипников их следует свое-

временно заменять новыми.

Крепление фланцев карданного вала сле-

дует проверять при каждом ТО-1. Гайки бол-

тов крепления фланцев должны быть затя-

нуты моментом 110…122 Н·м.

Внимание! карданный вал 2

(рис. 4.2.1) и скользящую вилку 6 необхо-

димо собирать таким образом, чтобы

стрелки 4 находились на одной линии.

При разборке следует помечать все детали

карданного шарнира, чтобы при сборке их

устанавливать на те же места. Шлицевый

вал и скользящую вилку необходимо собрать

так, чтобы стрелки 4 (рис. 4.2.1) находились

на одной линии.

Осевой зазор вдоль шипов крестовины

обеспечивается подбором стопорных ко-

лец 10.

После замены отдельных деталей кардан-

ный вал должен быть динамически сбалан-

сирован приваркой пластин 3.

Рассказать друзьям