Автобус МАЗ-206, МАЗ-226. Руководство - часть 15
57
206060-0000020 РЭ
Поверхность «А» (рис. 4.1.8.1) скольже-
ния муфты выключения сцепления 9 не сма-
зывать (специальное покрытие)!
Ведомый диск 19 должен легко переме-
щаться по шлицам первичного вала коробки
передач 16. Если в шлицах ведомого диска
нет смазки, то смазать шлицы небольшим ко-
личеством смазки (графитная смазка УСсА).
Лишнюю смазку удалить, так как при вра-
щении смазка может попасть на рабочую
поверхность ведомого диска, что приведет к
ухудшению работоспособности сцепления.
Поверхность «Б» также смазать небольшим
количеством графитной смазки.
Ведомый диск 19 устанавливать высту-
пающей стороной ступицы 17 в сторону ко-
робки передач с помощью центрирующей
оправки. Болты 2 крепления кожуха сцепле-
ния 20 затягивать крест на крест, подтягивая
их каждый раз не более чем на один оборот,
следить за центрированием ведомого диска.
В заключение затянуть болты динамомет-
рическим ключом моментом 41...51 Н·м.
Центрирующая оправка должна легко выни-
маться.
Коробку передач не вывешивать за пер-
вичный и выходной вал. При установке КПП
вручную включить передачу и повернуть вы-
ходной фланец так, чтобы зубья первичного
вала легко вошли в шлицы ведомого диска.
Обеспечить плотное прилегание картера
сцепления 4 к картеру маховика 1, а затем
затянуть болты крепления крест на крест. В
заключение затянуть болты динамометри-
ческим ключом моментом 41...51 Н·м.
Для крепления применять высокопрочные
болты (класс прочности не менее 8.8).
4.1.9 коРобкА пеРедАч и
пРиВод упРАВления
коРобкой пеРедАч
На автобусе могут устанавливаться раз-
личные коробки передач в зависимости от
комплектации (см. табл.1.1). Обслуживание
коробки передач следует проводить согласно
«Инструкции по эксплуатации коробки пе-
редач».
На автобусы может устанавливаться меха-
ническая шестиступенчатая синхронизиро-
ванная коробка передач ZF 6S 710 ВО или
ZF 6S 1010 ВО.
Силовой агрегат может комплектуется
гидромеханической коробкой передач со
встроенным гидравлическим тормозом-за-
медлителем ZF или Allison.
Корпус ГМП ZF 7 (рис. 4.1.8.1а) крепится
к картеру маховика 3 болтами 5 (момент за-
тяжки болтов – 42...54 Н·м).
Мембрана 11 по внутреннему диаметру
закреплена болтами 9 между махови-
ком 1 и фланцем 10 (момент затяжки бол-
тов 9 - 112...117 Н·м), по наружному диа-
метру мембрана крепится болтами 8 к
насосному колесу ГМП (момент затяжки
болтов 8 – 81..83 Н·м).
Актуальную информацию по устройс-
тву и обслуживанию коробок передач ZF
можно посмотреть в Интернете по адресу
Коробка передач Allison – гидромехани-
ческая со встроенным гидравлическим тор-
мозом-замедлителем.
Кольцо-адаптер 12 (рис. 4.1.9.1в) крепится
к фланцу ГМП 14 болтами 13 (момент за-
тяжки болтов – 35…37 Н·м). Мембрана 11
крепится к кольцу-адаптеру болтами 8 (мо-
мент затяжки болтов – 66…70 Н·м), и к ма-
Рис. 4.1.8.1 Соединение двигателя с
ГМП:
а) – с Voith Diwa; б) – с ZF; в) – с Allison:
1 - маховик; 5, 8, 9, 13 - болт; 3 - картер маховика;
7 - ГМП; 10 - фланец; 11 - мембрана; 12 - кольцо-
адаптер; 14 - фланец ГМП
1
10
3
5 7
8
9
11
б)
а)
10
1
3
7
5
12
13
11
9
14
А
8
58
ховику 1 болтами 9 (момент затяжки бол-
тов – 100…115 Н·м).
ГМП 7 крепится к картеру махо-
вика 3 болтами 5 (момент затяжки бол-
тов – 45…49 Н·м). При сборке, цилиндри-
ческую поверхность «А» смазать тонким
слоем смазки, содержащей дисульфид мо-
либдена (смазка MIL-G-81827, TermoMax
MoS2 Li-Complex Grease EP3).
Техническое обслуживание ГМП и КПП
проводить в соответствии с Руководством по
эксплуатации коробки передач
4.1.9.1 пРиВод упРАВления кпп
На автобусах оснащенных механичес-
кой КПП ZF 6 S 710 BO и ZF 6 S 1010 BO
применяется дистанционный механичес-
кий привод управления. Привод управле-
ния коробкой передач состоит из рычага
переключения передач 1 (рис. 4.1.9.1), ус-
тановленного на полу автобуса, и передаю-
щего механизма, включающего валопровод,
подвешенный на скользящих сферических
опорах, реактивных тяг и устройства для со-
гласования движений рычага переключения
передач и движений валика механизма пере-
ключения передач.
Для включения передачи необходимо со-
вершить два движения – движение выбора и
движение включения передачи.
При движении выбора рычаг переключе-
ния передач 1 совершает качание относи-
тельно оси сферического подшипника 24 в
обе стороны перпендикулярно продольной
оси автобуса.
При включении передачи рычаг 1 совер-
шает качание параллельно продольной оси
автобуса в обе стороны. При этом валопро-
вод совершает линейное перемещение в обе
стороны по 20...25 мм в каждую.
Опора привода КПП состоит из кор-
пуса 18 и крышки 20 внутри которых разме-
щена сферическая полиамидная втулка 19.
По внутренней поверхности втулки сколь-
зит валик 8. С одной стороны валика распо-
ложен фланец крепления к другим валам, а
с другой – съемная вилка 11 на шпонке 14,
вилка стягивается болтом 10. Каждой опоре
соответствует свой карданный шарнир, пе-
редающий линейное движение и вращение
вилке-клемме 12.
Регулировка привода управления КПП
Регулировка привода КП заключается в
том, чтобы вертикальное положение рычага
переключения передач в кабине водителя
соответствовало нейтральному положению
рычага переключения на КПП и опора 3 на-
ходилась в среднем положении между вил-
кой 11 и фланцем валика 8. Эти регулировки
осуществляются изменением длины проме-
жуточных валов при отпущенных стяжных
болтах 13 вилок-клемм 12. На концах про-
межуточного вала 4 имеется правая и левая
резьбы с соответствующими клеммами, что
позволяет, не рассоединяя фланцы валов,
увеличивать или уменьшать длину привода.
Вращение вала на один оборот приводит к
изменению его длины на 3 мм.
Внимание! После регулировки длина
вкручивания вала в наконечники должна
быть не менее 15 мм.
Положение рычага переключения пе-
редач 1 в поперечном направлении регу-
лировать изменением длины реактивной
штанги 27 при отпущенных болтах клеммы
одного из промежуточных валов, так чтобы
хвостовик 6 оставался в положении соот-
ветствующем нейтрали. После регулировки
затянуть болты клеммы.
После регулировки проверить функцио-
нирование привода переключения передач.
Рычаг 1 должен перемещаться в крайние по-
ложения плавно, без заеданий и четко фик-
сироваться. В нейтральном положении вы-
ходного фланца механизма переключения
передач 7 рычаг переключения передач 1
должен занимать вертикальное положение.
Техническое обслуживание приво-
да управления КПП
При каждом ТО-2 необходимо произ-
водить смазку опор пластичной смазкой
ШРУС 4 ТУ У 23.2-00152365182-2003 через
пресс-масленку, сделав шприцем 3-4 качка.
Игольчатые подшипники карданных шар-
ниров смазывать при сборке и ремонте смаз-
кой 158 М ТУ 38.301-40-25-94 до появления
свежей смазки из-под уплотнений.
59
206060-0000020 РЭ
5
4
3
2
1
3
3
6
3
1
3
12
8
9
10
11
13
14
2
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27 26
28
29
30
31
6
7
Рисунок 4.1.9.2 – Привод управления КПП:
1 - рычаг переключения передач; 2 - передний вал; 3 – опора; 4, 5 - промежуточные валы; 6 - хвостовик;
7 - выходной фланец механизма переключения передач; 8 - валик; 9 - чехол; 10, 13 - стяжной болт;
11 - съемная вилка; 12 - вилка-клемма; 14 - шпонка; 16 - втулка; 17 - поворотная вилка; 18 - корпус
опоры; 19 - сферическая втулка; 20 - крышка опоры; 21 - масленка; 22 - стопорное кольцо; 23 - вилка;
24 - сферический подшипник; 25 - ось; 26 - наконечник; 27 - реактивная тяга; 28 - шаровый палец;
29 - сухари; 30 - пружина; 31 - пробка
60
Рисунок 4.2.1 – Карданный вал:
1, 7 - фланец-вилка; 2 - карданный вал; 3 - балансировочные пластины;
4 - установочные стрелки; 5 - контрольный клапан; 6 - скользящая вилка;
8 - масленка; 9,14 - манжеты; 10 - стопорное кольцо; 11 - крестовина;
12 - игольчатый подшипник; 13 - торцевое уплотнение
2
4
1
8
5
3
6
7
3
4
9
11
13
14
10
11
12
12
4.2 кАРдАннАя пеРедАчА
Карданная передача передает крутящий
момент от коробки передач к ведущему
мосту. Карданная передача состоит из кар-
данного вала 2 (рис. 4.2.1), скользящей
вилки 6 и двух карданных шарниров.
Карданные шарниры одинаковы по уст-
ройству и каждый из них состоит из вилки
карданного вала, фланца-вилки 1 (7) и крес-
товины 11, установленной в ушках вилок на
игольчатых подшипниках 12.
Уплотнение игольчатых подшипников
комбинированное. Оно состоит из ман-
жеты 14 и торцевого уплотнения 13, напрес-
сованного на шип крестовины.
Шлицевое соединение герметизируется
манжетой 9, установленной в трубе кардан-
ного вала 2. Для смазки шлицевого соеди-
нения в скользящей вилке установлена мас-
ленка 8.
Карданная передача отбалансирована. Для
отметки взаимного расположения отбалан-
сированного комплекта на трубах валов на-
несены стрелки 4. Разукомплектование кар-
данных валов не допускается.
ТЕхНичЕСКОЕ ОбСЛУЖиВАНиЕ
КАРДАННОй ПЕРЕДАчи
Обслуживание карданной передачи со-
стоит в проверке крепления фланцев кардан-
ного вала, смазке игольчатых подшипников
крестовин и скользящего шлицевого соеди-
нения. Карданные валы новой конструкции
могут не иметь масленки. В этом случае
смазка шлицев не требуется (шлицы имеют
специальное покрытие).
При износе или разрушении уплотнений
игольчатых подшипников их следует свое-
временно заменять новыми.
Крепление фланцев карданного вала сле-
дует проверять при каждом ТО-1. Гайки бол-
тов крепления фланцев должны быть затя-
нуты моментом 110…122 Н·м.
Внимание! карданный вал 2
(рис. 4.2.1) и скользящую вилку 6 необхо-
димо собирать таким образом, чтобы
стрелки 4 находились на одной линии.
При разборке следует помечать все детали
карданного шарнира, чтобы при сборке их
устанавливать на те же места. Шлицевый
вал и скользящую вилку необходимо собрать
так, чтобы стрелки 4 (рис. 4.2.1) находились
на одной линии.
Осевой зазор вдоль шипов крестовины
обеспечивается подбором стопорных ко-
лец 10.
После замены отдельных деталей кардан-
ный вал должен быть динамически сбалан-
сирован приваркой пластин 3.