Автобус МАЗ-206, МАЗ-226. Руководство - часть 14

53

206060-0000020 РЭ

Внимание! В бак заливать только

жидкость AdBlue™ соответствующую

стандарту DIN 70070 . Попадание других

жидкостей может привести к выходу

из строя системы. При попадании в бак

для AdBlue даже незначительного коли-

чества дизельного топлива может про-

изойти разрушение системы!

При попадании в бак для AdBlue каких-

либо инородных веществ бак необходимо

опорожнить, демонтировать и тщательно

промыть. Если дизтопливо попало в другие

составные части системы (насосный модуль,

дозатор), то вся система подлежит замене.

Жидкость AdBlue не токсична, но оказы-

вает высокое коррозийное воздействие и об-

ладает высокой проникающей способнос-

тью. Поэтому при попадании жидкости на

детали автобуса ее необходимо немедленно

удалить и промыть поверхность теплой во-

дой.

При нагревании бака с AdBlue до темпе-

ратуры выше 50 °С могут образовываться

пары аммиака.

Предостережение! Во избежание

выхода паров аммиака запрещается

открывать крышку бака при высокой

температуре бака. следует избегать

вдыхания паров аммиака, так как они

раздражают кожу, глаза и слизистые

оболочки.

Предостережение! При попадании

AdBlue на кожу или в глаза необходимо

промыть места контакта большим ко-

личеством чистой воды.

4.1.7 сисТеМы обеспечения

ЗАпускА дВигАТеля пРи

ниЗких ТеМпеРАТуРАх

4.1.7.1 сисТеМА пРедпускоВого

пРогРеВА дВигАТеля

В системе предпускового прогрева двига-

теля устанавливается независимый подог-

реватель жидкости (ПЖД). Подогреватель

жидкости предназначен для предпускового

разогрева двигателя, а также для длитель-

ного поддержания в автоматическом режиме

теплового состояния двигателя, салона ав-

тобуса и рабочего места водителя. Схема

подключения ПЖД к системе охлаждения

двигателя и отопления салона показана на

рис. 4.1.5.1. При использовании подогрева-

теля необходимо строго выполнять требова-

ния Руководства по устройству и эксплуата-

ции подогревателя.

Порядок прогрева двигателя перед запус-

ком приведен в пункте 3.3.3

Питание ПЖД топливом производится по

топливопроводам из основного топливного

бака (см. рис. 4.1.2.1).

4.1.7.2 сисТеМы улучшения

услоВий ЗАпускА дВигАТеля

На двигателе ОМ для улучшения условий

пуска при низких температурах установ-

лено электрофакельное устройство (ЭФУ).

Указания по использованию и обслужива-

нию ЭФУ содержатся в «Инструкции по экс-

плуатации двигателя».

54

4.1.8 сцепление и пРиВод

упРАВления сцеплениеМ

Силовой агрегат с механической коробкой

передач комплектуется фрикционным, одно-

дисковым сцеплением с гасителем крутиль-

ных колебаний и диафрагменной нажимной

пружиной 14 (рис. 4.1.8.1). Комплектация

автобусов механическими КПП и соответс-

твующими им сцеплениями приведена в таб-

лице 1.1.

На автобусе применяется гидравлический

привод сцепления с пневматическим усиле-

нием.

При нажатии на педаль 11 (рис. 4.1.8.2)

при выключении сцепления усилие от ноги

водителя через рычаг и толкатель 16 переда-

ется к подпедальному цилиндру 10, откуда

жидкость под давлением по трубопроводу 7

поступает в пневмогидроусилитель 3, при

этом обеспечивается подача сжатого воздуха

в ПГУ по трубопроводу 6.

Суммарное усилие, определяемое давле-

нием воздуха в цилиндре ПГУ и давлением

жидкости, передается на толкатель 2 и через

рычаг-вилку 1 обеспечивает перемещение

муфты с выжимным подшипником, необхо-

димое для выключения сцепления.

Пневмогидроусилитель привода сцепле-

ния служит для уменьшения усилия на пе-

дали сцепления. На автобусах применяются

ПГУ «WABCO» или «KNORR-BREMSE».

ПГУ обеспечивает автоматическое подде-

ржание установленного при регулировке ра-

бочего хода педали сцепления.

Пневмогидроусилитель снабжен датчиком

износа ведомого диска сцепления 5.

4.1.8.1 Техническое

обслужиВАние сцепления

и пРиВодА упРАВления

сцеплениеМ

При ТО-1 проверить:

– герметичность гидравлической и пнев-

матической системы привода;

– уровень жидкости в пополнительном

бачке (бачок съемный), уровень жидкости

должен быть ниже кромки заливной горло-

вины пополнительного бачка 11 на 15 мм;

– свободный ход «А» педали сцепления,

при необходимости отрегулировать;

– износ ведомого диска. Износ проверять

по индикатору износа на ПГУ. При увели-

чении размера «Д» (рис. 4.1.8.2) до 15 мм

ведомый диск сцепления необходимо заме-

нить. После установки нового ведомого

диска сцепления и удаления воздуха из

привода сцепления отрегулировать рабо-

чий ход толкателя 2 и переместить стер-

жень датчика износа 5 до упора в сторону

двигателя, и кольцо на стержне – до упора

в корпус ПГУ. В процессе эксплуатации не

изменять вручную положение стержня

датчика;

Внимание! Запрещается эксплуа-

тация автобуса при критическом из-

носе ведомого диска (размер «д» боль-

ше 15 мм).

5

4

3

2

1

6

7

8

9

10

12

13

14

15

17

18

19

16

11

20

Рисунок 4.1.8.1 – Сцепление MF 395

(MF 362):

1 - картер маховика; 2, 3 - болты; 4 - картер

сцепления; 5 - крышка; 6 - шаровая опора

вилки; 7 - вилка выключения сцепления;

8 - коробка передач; 9 - муфта выключения;

10 - упорный подшипник; 11 - пневмогидро-

усилитель; 12 - толкатель; 13 - нажимной диск;

14 - диафрагменная пружина; 15 - подшиник;

16 - первичный вал КПП; 17 - ступица ведо-

мого диска; 18 - маховик; 19 - ведомый диск;

20 - кожух сцепления

55

206060-0000020 РЭ

– проверить функционирование привода

сцепления.

Рабочую жидкость заменять при каждом

4 ТО-2, но реже одного раза в 2 года.

Регулировка свободного и рабочего

хода педали сцепления

Свободный ход «В» (рис. 4.1.8.2) на

конце педали сцепления должен состав-

лять 5…7 мм, что обеспечивает необходи-

мый зазор «Г» между толкателем 16 и порш-

нем подпедального цилиндра 10.

Внимание! Запрещается эксплуа-

тация автобуса при отсутствии сво-

бодного хода педали сцепления, так как

это приведет к «пробуксовке» сцепле-

ния, и как следствие к его перегреву и

выходу из строя.

Свободный ход регулировать вращением

верхнего упорного болта 13 при отпущен-

ной контргайке 12 (при заворачивании болта

свободный ход педали увеличивается). При

«выборе» свободного хода, зазор «Б» между

головкой упорного болта 13 и кронштейном

должен составлять 0,8...1,2 мм. После регу-

лировки болт застопорить контргайкой 12.

Необходимость регулировки рабочего

хода может возникнуть только при замене

деталей привода сцепления. Рабочий ход

регулировать после полного удаления воз-

духа из гидропривода при рабочем давле-

нии в пневмосистеме автобуса. Регулировку

рабочего хода осуществлять вращением

упорного болта 14 при отпущенной контр-

гайке 15 (при заворачивании болта рабочий

ход педали увеличивается). Рабочий ход

считается правильным, если ход «Е» толка-

теля 2 составляет 27…30 мм.

После регулировки проверить функцио-

нирование привода. При работающем дви-

гателе и нажатой до упора педали сцепле-

6

7

9

10

11

4

3

2

1

8

5

12

15

13

16

14

6

16

Рисунок 4.1.8.2 – Гидропневматический привод

сцепления:

1 - рычаг-вилка; 2, 16 - толкатель; 3 - пневмогидроусилитель

(ПГУ); 4 - клапан прокачки; 5 - датчик износа ведомого

диска; 6 - воздушный трубопровод; 7 - гидравлический тру-

бопровод; 8 - оттяжная пружина; 9 - пополнительный бачок;

10 - подпедальный цилиндр; 11 - педаль; 12, 15 - контргайка;

13, 14 - упорный болт;

56

ния первая передача и передача заднего хода

должны включаться без шума.

Допускается в процессе эксплуатации ре-

гулировать рабочий ход педали сцепления

без контроля размера «Е». В этом случае

упорным болтом 14 обеспечить минималь-

ный рабочий ход педали сцепления, при

котором обеспечивается бесшумное вклю-

чение первой передачи и передачи заднего

хода.

Удаление воздуха из гидропривода

сцепления, замена рабочей жидкости

Для удаления воздуха из гидропривода

сцепления необходимо:

– удалить воздух из ресивера потребите-

лей через контрольный клапан в блоке диа-

гностики;

– проверить величину свободного

хода «В»;

– долить жидкость в пополнительный ба-

чок до нижней кромки наливной горловины

(для заливки жидкости необходимо снять ба-

чок);

– снять защитный колпачок с клапана про-

качки 4, надеть на головку клапана шланг и

опустить второй конец шланга в емкость с

тормозной жидкостью;

– отвернуть клапан на 1/2 - 3/4 оборота и

резко нажать на педаль сцепления, а затем

плавно отпустить. Продолжать «прокачку»

до выхода жидкости из шланга без пузырь-

ков воздуха. В процессе «прокачки» доли-

вать жидкость в пополнительный бачок и

следить за тем, чтобы шланг был постоянно

погружен в жидкость;

– при нажатой педали сцепления завер-

нуть клапан, отпустить педаль, снять с кла-

пана шланг и надеть защитный колпачок;

– долить жидкость до необходимого

уровня, установить бачок.

Для полной замены жидкости проводить

«прокачку» до выхода из системы около 0,4 л

рабочей жидкости.

Замену рабочей жидкости с использова-

нием источника подачи жидкости под давле-

нием 0,1...0,2 МПа проводить в следующем

порядке:

– удалить воздух из ресивера потребите-

лей через контрольный клапан в блоке диа-

гностики;

– проверить величину свободного

хода «В»;

– снять пополнительный бачок и подста-

вить под него емкость;

– снять защитный колпачок с клапана про-

качки 4 и надеть на головку клапана шланг

источника подачи рабочей жидкости под

давлением 0,1...0,2 МПа;

– включить источник подачи рабочей жид-

кости и отвернуть клапан прокачки на один

оборот. Продолжать подачу жидкости до вы-

хода из бачка около 0,4 л жидкости. Прекра-

тить подачу жидкости, только при выходе

жидкости из бачка без пузырьков воздуха;

– завернуть клапан 6, отключить источник

подачи жидкости;

– провести окончательную «прокачку» пе-

далью сцепления, установить бачок.

4.1.8.2 укАЗАния по МонТАжу

сцепления и коРобки

пеРедАч

При замене ведомого диска сцепления ру-

ководствоваться указаниями, приведенными

в Руководстве по монтажу сцепления и коро-

бок передач ZF (1295 754 905 21).

При замене комплекта сцепления допус-

кается, с целью сохранения герметичности

гидропривода, демонтировать ПГУ с кар-

тера сцепления и закрепить его на одной из

стенок моторной шахты, не допуская при

этом изгиб трубопроводов радиусом ме-

нее 250 мм;

Перед монтажом сцепления очистить все

детали сцепления от грязи масла и смазки.

Маховик, нажимной диск, подшипник вы-

ключения сцепления, направляющая труба

крышки первичного вала коробки передач,

накладки ведомого диска должны быть чис-

тыми. Для очистки использовать средство

для чистки тормозов, использование дизель-

ного топлива или растворителя не допуска-

ется. Накладки ведомого диска не трогать

жирными пальцами. При загрязнении накла-

док ведомого диска сцепления маслом или

смазкой – диск заменить на новый. Исполь-

зование даже слегка загрязненного диска

приводит к нарушению работы сцепления.

Даже после тщательной чистки и механи-

ческого снятия слоя это может привести к

проскальзыванию сцепления при нагрузках.

Рассказать друзьям