Автобус МАЗ-206, МАЗ-226. Руководство - часть 11

41

206060-0000020 РЭ

4.1.3 сисТеМА пиТАния

дВигАТеля ВоЗдухоМ

Система питания двигателя воздухом

предназначена для забора воздуха из атмос-

феры, очистки его от пыли и распределения

по цилиндрам.

Она состоит из воздухозаборника 1

(рис. 4.1.3.1), соединенного угловым шлан-

гом 2 с впускным патрубком воздушного

фильтра 15, воздуховодов, соединительных

шлангов, охладителя наддувочного воз-

духа 10, трубопроводов. Для контроля засо-

ренности фильтрующего элемента воздуш-

ного фильтра на воздуховоде 14 установлен

датчик засоренности воздушного фильтра 3.

Охладитель наддувочного воздуха типа

«воздух-воздух» изготовлен из плоских теп-

лообменных элементов с нарезанным ореб-

рением.

Воздушный фильтр (рис. 4.1.3.2) сухого

типа, двухступенчатый, с бункером для сбора

пыли и сменным картонным фильтрующим

элементом. Герметичность корпуса (соеди-

нения бункера с корпусом) обеспечивает

уплотнительное кольцо 5, герметичность

полости фильтрующего элемента обеспечи-

вается прокладкой 1 и прокладками 6. Филь-

трующий элемент крепится к корпусу гай-

кой-барашком 9. Бункер к корпусу крепится

гайкой-барашком 8.

Воздух из заборника через входной пат-

рубок 12 попадает в первую инерционную

ступень для предварительной очистки. В

результате спирального завихрения потока

воздуха крупные частицы пыли под дейс-

твием инерционных сил попадают в окно

бункера 10 и оседают в нем. Предварительно

очищенный в первой ступени воздух посту-

пает во вторую ступень со сменным картон-

5

6

8

9

10

11

12

4

3

2

7

1

13

14

Рисунок 4.1.3.1 – Систем питания воздухом:

1 - воздухозаборник; 2 - угловой шланг; 3 - датчик засоренности воздушного фильтра; 4, 6, 8, 11, 14 - воз-

духовод; 5 - трубопровод питания компрессора; 7 - свеча ЭФУ; 9 - датчик температуры наддувочного

воздуха (для ГПВ); 10 - охладитель наддувочного воздуха; 12 - шланг вентиляции картера двигателя;

13 - турбокомпрессор; 15 - воздушный фильтр.

15

42

ным фильтрующим элементом 2, с помо-

щью которого осуществляется более тонкая

очистка. Затем, через выходной патрубок 12

и воздуховод 14 (рис. 4.1.3.1), очищенный

воздух нагнетается турбокомпрессором 13

по воздуховодам 4 и 8 в охладитель надду-

вочного воздуха 10. Далее охлажденный воз-

дух под давлением поступает через воздухо-

воды 11 и 6 во впускной коллектор двигателя

для распределения его по цилиндрам.

Охладитель наддувочного воздуха типа

воздух-воздух изготовлен из плоских тепло-

обменных элементов с нарезанным оребре-

нием.

4.1.3.1 Техническое

обслужиВАние сисТеМы

пиТАния дВигАТеля ВоЗдухоМ

При проведении всех ТО:

– проверить состояние и крепление хому-

тами патрубков, соединяющих воздуховоды,

турбокомпрессор, охладитель наддувочного

воздуха и впускной коллектор. При наличии

изменений в структуре материала патрубков,

их следует заменить.

– проверить по загоранию символа

за-

соренность фильтрующего элемента воз-

душного фильтра;

– произвести очистку бункера фильтра.

При эксплуатации автобуса в зонах с боль-

шой запыленностью воздуха очистку бун-

кера производить еженедельно.

При ТО-2 провести проверку герметич-

ности всасывающего тракта двигателя (про-

верку герметичности проводить также после

внеочередных разборок всасывающего

тракта).

При ТО-2, а также при сильной загрязнен-

ности наружной поверхности охладителя

наддувочного воздуха, очистить охладитель

совместно с радиатором системы охлажде-

ния.

Обслуживание воздушного фильтра необ-

ходимо проводить, если фильтрующий эле-

мент исчерпал свой ресурс. При определе-

нии срока обслуживания руководствоваться

данными датчика засоренности.

Для проверки засоренности фильтрую-

щего элемента воздушного фильтра необхо-

димо кратковременно довести разогретый

двигатель до максимальной частоты вра-

щения. Обслуживание воздушного фильтра

проводить, если загорается символ

за-

соренности воздушного фильтра.

Для снятия фильтрующего элемента

необходимо отвернуть гайку-барашек 8

(рис. 4.1.3.2), снять шайбы и бункер 10.

Отвернуть гайку-барашек 9, снять уплот-

нительную прокладку 6, шайбу и извлечь

фильтрующий элемент 2. Если корпус

фильтра сильно загрязнен, то необходимо

отсоединить хомуты и снять корпус фильтра

с автобуса.

Производители двигателей рекомендуют

менять фильтрующий элемент, а не чис-

тить, чтобы избежать повреждений и обес-

печить максимальную защиту двигателя.

Если чистка фильтрующего элемента

неизбежна, то продувать фильтрующий

элемент сухим сжатым воздухом под дав-

лением не более 5 бар, направляя струю воз-

духа под углом к поверхности внутреннего

кожуха, до полного удаления пыли.

Рисунок 4.1.3.2 – Воздушный фильтр:

1 - прокладка фильтрующего элемента; 2 - филь-

трующий элемент; 3 - кронштейн; 4 - держатель

фильтрующего элемента; 5 - уплотнительное

кольцо; 6 - прокладка; 7 - шпилька; 8, 9 - гайка-

барашек; 10 - бункер; 11 - корпус; 12 - входной

патрубок; 13 - выходной патрубок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

12

43

206060-0000020 РЭ

Внимание! Чистка выбиванием не

допускается! Фильтрующий элемент

заменяется даже при незначительном

повреждении, иначе в двигатель попа-

дает неочищенный воздух!

После каждого обслуживания, а также при

установке нового фильтрующего элемента,

необходимо произвести визуальную про-

верку, просветив его изнутри. При наличии

механических повреждений фильтрующего

элемента он подлежит замене.

После каждой разборки впускного тракта

необходимо производить проверку его герме-

тичности. Система должна быть герметична

при давлении воздуха 20+2 кПа от фильтра

до входа в турбокомпрессор и 200±20 кПа

от турбокомпрессора до входа в двигатель.

Проверку на герметичность проводить в те-

чение 5 минут. Места неплотностей соеди-

нений допускается определять методами

задымления, обмыливания или ультразвуко-

вым течеискателем.

Внимание! При испытаниях воз-

душного тракта на промежутке от

фильтра до входа в турбокомпрессор,

предварительно вывернуть электри-

ческий датчик засоренности воздуш-

ного фильтра и заглушить отверстие

в бобышке. После проверки датчик за-

вернуть обратно (момент затяжки не

более 2 н•м).

Если при проверке герметичности сис-

темы обнаружено нарушение герметичности

охладителя наддувочного воздуха, то его не-

обходимо снять для исправления дефектов,

отсоединив подводящий и отводящий тру-

бопроводы.

После ремонта охладителя наддувочного

воздуха его необходимо проверить на герме-

тичность. Для этого опустить охладитель в

воду и подать внутрь воздух под давлением

300 кПа. Отсутствие пузырьков воздуха ука-

зывает на герметичность охладителя.

Размещение перед охладителем каких-

либо предметов, не предусмотренных конс-

трукцией автобуса, не рекомендуется из-за

возможного снижения мощностных пара-

метров двигателя и увеличения количества

вредных веществ в отработавших газах.

4.1.4 сисТеМА сМАЗки

дВигАТеля

Описание устройства и технического об-

служивания системы смазки приведено в Ру-

ководстве по эксплуатации двигателя.

44

4.1.5 сисТеМА охлАждения

дВигАТеля

Система охлаждения предназначена для

поддержания оптимального температурного

режима работы двигателя. Система охлаж-

дения жидкостная, закрытого типа, с при-

нудительной циркуляцией охлаждающей

жидкости, рассчитана на применение низко-

замерзающей охлаждающей жидкости. Сис-

тема охлаждения двигателя объединена с

системой отопления салона и рабочего места

водителя. Схема системы охлаждения двига-

теля и отопления салона автобуса с механи-

ческой КПП приведена на рис. 4.1.5.1а. На

автобусах с ГМП, теплообменник ГМП под-

ключается к системе охлаждения по схеме,

приведенной на рис. 4.1.5.1б.

Оптимальная температура охлаждающей

жидкости в системе при работающем двига-

теле (80...98 °С) поддерживается автомати-

чески термостатами и производительностью

вентилятора, изменяющейся в зависимости

от температуры охлаждающей жидкости и

температуры наддувочного воздуха.

Рисунок 4.1.5.1а – Схема системы охлаждения

двигателя и отопления салона:

1 - термостат, 2 - кран климатической установки; 3 - подогре-

ватель жидкостный; 4 - циркуляционный насос подогревателя;

5 - двигатель; 6 - воздухоотделительный бачок; 7 - конвектор;

8 - салонный отопитель; 9 - отопитель рабочего места водителя;

10 - кран отопления рабочего места водителя; 11 - кран отопления

салона; 12 - кран прогрева двигателя; 13 - напорный коллектор;

15 - циркуляционный насос двигателя; 16 - радиатор; 17 - рас-

ширительный бачок; 18 - обратный клапан

5

19

1

5

6

8

9

10

11

4

2

7

1

7

8

8

13

17

16

16

7

15

15

3

3

12

18

Рисунок 4.1.5.1б – Схема подключения

теплообменника ГМП к системе охлаждения:

1 - термостат, 3 - ПЖД; 5 - двигатель; 15 - циркуляционный

насос двигателя; 16 - радиатор; 19 - теплообменник ГМП

Рассказать друзьям