Автобус МАЗ-206, МАЗ-226. Руководство - часть 11
41
206060-0000020 РЭ
4.1.3 сисТеМА пиТАния
дВигАТеля ВоЗдухоМ
Система питания двигателя воздухом
предназначена для забора воздуха из атмос-
феры, очистки его от пыли и распределения
по цилиндрам.
Она состоит из воздухозаборника 1
(рис. 4.1.3.1), соединенного угловым шлан-
гом 2 с впускным патрубком воздушного
фильтра 15, воздуховодов, соединительных
шлангов, охладителя наддувочного воз-
духа 10, трубопроводов. Для контроля засо-
ренности фильтрующего элемента воздуш-
ного фильтра на воздуховоде 14 установлен
датчик засоренности воздушного фильтра 3.
Охладитель наддувочного воздуха типа
«воздух-воздух» изготовлен из плоских теп-
лообменных элементов с нарезанным ореб-
рением.
Воздушный фильтр (рис. 4.1.3.2) сухого
типа, двухступенчатый, с бункером для сбора
пыли и сменным картонным фильтрующим
элементом. Герметичность корпуса (соеди-
нения бункера с корпусом) обеспечивает
уплотнительное кольцо 5, герметичность
полости фильтрующего элемента обеспечи-
вается прокладкой 1 и прокладками 6. Филь-
трующий элемент крепится к корпусу гай-
кой-барашком 9. Бункер к корпусу крепится
гайкой-барашком 8.
Воздух из заборника через входной пат-
рубок 12 попадает в первую инерционную
ступень для предварительной очистки. В
результате спирального завихрения потока
воздуха крупные частицы пыли под дейс-
твием инерционных сил попадают в окно
бункера 10 и оседают в нем. Предварительно
очищенный в первой ступени воздух посту-
пает во вторую ступень со сменным картон-
5
6
8
9
10
11
12
4
3
2
7
1
13
14
Рисунок 4.1.3.1 – Систем питания воздухом:
1 - воздухозаборник; 2 - угловой шланг; 3 - датчик засоренности воздушного фильтра; 4, 6, 8, 11, 14 - воз-
духовод; 5 - трубопровод питания компрессора; 7 - свеча ЭФУ; 9 - датчик температуры наддувочного
воздуха (для ГПВ); 10 - охладитель наддувочного воздуха; 12 - шланг вентиляции картера двигателя;
13 - турбокомпрессор; 15 - воздушный фильтр.
15
42
ным фильтрующим элементом 2, с помо-
щью которого осуществляется более тонкая
очистка. Затем, через выходной патрубок 12
и воздуховод 14 (рис. 4.1.3.1), очищенный
воздух нагнетается турбокомпрессором 13
по воздуховодам 4 и 8 в охладитель надду-
вочного воздуха 10. Далее охлажденный воз-
дух под давлением поступает через воздухо-
воды 11 и 6 во впускной коллектор двигателя
для распределения его по цилиндрам.
Охладитель наддувочного воздуха типа
воздух-воздух изготовлен из плоских тепло-
обменных элементов с нарезанным оребре-
нием.
4.1.3.1 Техническое
обслужиВАние сисТеМы
пиТАния дВигАТеля ВоЗдухоМ
При проведении всех ТО:
– проверить состояние и крепление хому-
тами патрубков, соединяющих воздуховоды,
турбокомпрессор, охладитель наддувочного
воздуха и впускной коллектор. При наличии
изменений в структуре материала патрубков,
их следует заменить.
– проверить по загоранию символа
за-
соренность фильтрующего элемента воз-
душного фильтра;
– произвести очистку бункера фильтра.
При эксплуатации автобуса в зонах с боль-
шой запыленностью воздуха очистку бун-
кера производить еженедельно.
При ТО-2 провести проверку герметич-
ности всасывающего тракта двигателя (про-
верку герметичности проводить также после
внеочередных разборок всасывающего
тракта).
При ТО-2, а также при сильной загрязнен-
ности наружной поверхности охладителя
наддувочного воздуха, очистить охладитель
совместно с радиатором системы охлажде-
ния.
Обслуживание воздушного фильтра необ-
ходимо проводить, если фильтрующий эле-
мент исчерпал свой ресурс. При определе-
нии срока обслуживания руководствоваться
данными датчика засоренности.
Для проверки засоренности фильтрую-
щего элемента воздушного фильтра необхо-
димо кратковременно довести разогретый
двигатель до максимальной частоты вра-
щения. Обслуживание воздушного фильтра
проводить, если загорается символ
за-
соренности воздушного фильтра.
Для снятия фильтрующего элемента
необходимо отвернуть гайку-барашек 8
(рис. 4.1.3.2), снять шайбы и бункер 10.
Отвернуть гайку-барашек 9, снять уплот-
нительную прокладку 6, шайбу и извлечь
фильтрующий элемент 2. Если корпус
фильтра сильно загрязнен, то необходимо
отсоединить хомуты и снять корпус фильтра
с автобуса.
Производители двигателей рекомендуют
менять фильтрующий элемент, а не чис-
тить, чтобы избежать повреждений и обес-
печить максимальную защиту двигателя.
Если чистка фильтрующего элемента
неизбежна, то продувать фильтрующий
элемент сухим сжатым воздухом под дав-
лением не более 5 бар, направляя струю воз-
духа под углом к поверхности внутреннего
кожуха, до полного удаления пыли.
Рисунок 4.1.3.2 – Воздушный фильтр:
1 - прокладка фильтрующего элемента; 2 - филь-
трующий элемент; 3 - кронштейн; 4 - держатель
фильтрующего элемента; 5 - уплотнительное
кольцо; 6 - прокладка; 7 - шпилька; 8, 9 - гайка-
барашек; 10 - бункер; 11 - корпус; 12 - входной
патрубок; 13 - выходной патрубок
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
12
43
206060-0000020 РЭ
Внимание! Чистка выбиванием не
допускается! Фильтрующий элемент
заменяется даже при незначительном
повреждении, иначе в двигатель попа-
дает неочищенный воздух!
После каждого обслуживания, а также при
установке нового фильтрующего элемента,
необходимо произвести визуальную про-
верку, просветив его изнутри. При наличии
механических повреждений фильтрующего
элемента он подлежит замене.
После каждой разборки впускного тракта
необходимо производить проверку его герме-
тичности. Система должна быть герметична
при давлении воздуха 20+2 кПа от фильтра
до входа в турбокомпрессор и 200±20 кПа
от турбокомпрессора до входа в двигатель.
Проверку на герметичность проводить в те-
чение 5 минут. Места неплотностей соеди-
нений допускается определять методами
задымления, обмыливания или ультразвуко-
вым течеискателем.
Внимание! При испытаниях воз-
душного тракта на промежутке от
фильтра до входа в турбокомпрессор,
предварительно вывернуть электри-
ческий датчик засоренности воздуш-
ного фильтра и заглушить отверстие
в бобышке. После проверки датчик за-
вернуть обратно (момент затяжки не
более 2 н•м).
Если при проверке герметичности сис-
темы обнаружено нарушение герметичности
охладителя наддувочного воздуха, то его не-
обходимо снять для исправления дефектов,
отсоединив подводящий и отводящий тру-
бопроводы.
После ремонта охладителя наддувочного
воздуха его необходимо проверить на герме-
тичность. Для этого опустить охладитель в
воду и подать внутрь воздух под давлением
300 кПа. Отсутствие пузырьков воздуха ука-
зывает на герметичность охладителя.
Размещение перед охладителем каких-
либо предметов, не предусмотренных конс-
трукцией автобуса, не рекомендуется из-за
возможного снижения мощностных пара-
метров двигателя и увеличения количества
вредных веществ в отработавших газах.
4.1.4 сисТеМА сМАЗки
дВигАТеля
Описание устройства и технического об-
служивания системы смазки приведено в Ру-
ководстве по эксплуатации двигателя.
44
4.1.5 сисТеМА охлАждения
дВигАТеля
Система охлаждения предназначена для
поддержания оптимального температурного
режима работы двигателя. Система охлаж-
дения жидкостная, закрытого типа, с при-
нудительной циркуляцией охлаждающей
жидкости, рассчитана на применение низко-
замерзающей охлаждающей жидкости. Сис-
тема охлаждения двигателя объединена с
системой отопления салона и рабочего места
водителя. Схема системы охлаждения двига-
теля и отопления салона автобуса с механи-
ческой КПП приведена на рис. 4.1.5.1а. На
автобусах с ГМП, теплообменник ГМП под-
ключается к системе охлаждения по схеме,
приведенной на рис. 4.1.5.1б.
Оптимальная температура охлаждающей
жидкости в системе при работающем двига-
теле (80...98 °С) поддерживается автомати-
чески термостатами и производительностью
вентилятора, изменяющейся в зависимости
от температуры охлаждающей жидкости и
температуры наддувочного воздуха.
Рисунок 4.1.5.1а – Схема системы охлаждения
двигателя и отопления салона:
1 - термостат, 2 - кран климатической установки; 3 - подогре-
ватель жидкостный; 4 - циркуляционный насос подогревателя;
5 - двигатель; 6 - воздухоотделительный бачок; 7 - конвектор;
8 - салонный отопитель; 9 - отопитель рабочего места водителя;
10 - кран отопления рабочего места водителя; 11 - кран отопления
салона; 12 - кран прогрева двигателя; 13 - напорный коллектор;
15 - циркуляционный насос двигателя; 16 - радиатор; 17 - рас-
ширительный бачок; 18 - обратный клапан
5
19
1
5
6
8
9
10
11
4
2
7
1
7
8
8
13
17
16
16
7
15
15
3
3
12
18
Рисунок 4.1.5.1б – Схема подключения
теплообменника ГМП к системе охлаждения:
1 - термостат, 3 - ПЖД; 5 - двигатель; 15 - циркуляционный
насос двигателя; 16 - радиатор; 19 - теплообменник ГМП