Автобус МАЗ-206, МАЗ-226. Руководство - часть 9
33
206060-0000020 РЭ
3.5 ЭксплуАТАционные
МАТеРиАлы
Эксплуатационные материалы для со-
ставных частей автобуса должны соответс-
твовать их функциональному назначению.
Поэтому допускается применять только ре-
комендованные сорта топлива, масел, смазок
и технических жидкостей (см. химмотологи-
ческую карту, Инструкции по эксплуатации
составных частей).
Сорта масел, смазок и жидкостей, заправ-
ленных в составные части и системы на заводе-
изготовителе приведены в сервисной книжке
автобуса. Расположение точек заправки неко-
торых систем показано на рис 3.5.1.
3.5.1 МоТоРные МАслА
Моторные масла испытываются заводами-
изготовителями двигателей на пригодность
для конкретного типа двигателя. Поэтому
необходимо применять только допущенные
заводами-изготовителями двигателей мотор-
ные масла.
Перечень допущенных к применению в
двигателях ОМ масел приведен в «Предпи-
саниях «Мерседес-Бенц» по эксплуатаци-
онным материалам». Актуальные перечни
можно найти в Интернете по адресу www.
bevo.mercedes-benz.com.
Температурный диапазон применения ма-
сел с обозначением вязкости по SAE при-
веден в «Руководстве по эксплуатации» и
«Сервисной книжке» двигателя.
Периодичность замены масла регламенти-
руется в «Сервисной книжке двигателя».
Периодичность замены масла зависит от
качества применяемого масла, а также от со-
держания серы в применяемом топливе.
Рисунок 3.5.1 – Расположение
точек заправки и элементов
систем:
1 - расширительный бачок системы
охлаждения; 2 - пробка заливной гор-
ловины; 3 - датчик уровня охлаждаю-
щей жидкости; 4 - датчик положения
крышки моторного отсека; 5 - залив-
ная пробка со щупом системы ГУР;
6 - датчик уровня масла в баке ГУР;
7 - масляный бак гидроусилителя
рулевого управления; 8 - заливная
пробка со щупом системы гидропри-
вода вентилятора; 9 - масляный бак
системы гидропривода вентилятора;
10 - фильтр грубой очистки топлива;
11 - ручной топливоподкачивающий
насос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
34
Актуальные перечни масел можно найти
в Интернете по адресу www.bevo.mercedes-
benz.com.
Справку по вопросам технического обслу-
живания двигателей Вы можете получить на
СТО «Daimler».
3.5.2 диЗельное ТоплиВо
Требования к применяемому топливу
приведены в Руководстве по эксплуатации
двигателя. Применять топливо, рекомендо-
ванное заводом-изготовителем двигателя, в
соответствии с температурой окружающего
воздуха.
Внимание! использование смеси ди-
зельного топлива с бензином категори-
чески запрещается.
3.5.3 охлАждАющАя жидкосТь
Применять охлаждающие жидкости в со-
ответствии с указаниями, приведенными в
«Руководстве по эксплуатации двигателя».
Охлаждающая жидкость представляет со-
бой смесь, состоящую из дистиллированной
воды и концентрата антифриза с антикорро-
зионными и другими присадками. Перечень
допущенных к применению жидкостей при-
веден в «Предписаниях Mercedes-Benz» по
эксплуатационным материалам.
Актуальные перечни допущенных к приме-
нению жидкостей можно найти в Интернете
по адресу www.bevo.mercedes-benz.com.
Для обеспечения защиты элементов сис-
темы охлаждения двигателя и системы отоп-
ления от коррозии, понижения температуры
замерзания и повышения температуры ки-
пения охлаждающая жидкость должна нахо-
диться в системе круглый год.
Внимание! обращать внимание на
предписания изготовителя охлаждаю-
щей жидкости по срокам замены и сме-
шиваемости с другими охлаждающими
жидкостями.
Предостережение! низкозамерзаю-
щая жидкость – ядовита, поэтому при
обращении с ней надо соблюдать меры
предосторожности.
3.5.4 гидРАВлические МАслА
Система гидроусилителя рулевого управ-
ления и гидропривод вентилятора должны
быть заправлены гидравлическим маслом в
соответствии с химмотологической картой.
Для заправки ГМП должны использо-
ваться масла согласно спецификации ZF
ТЕ-ML 14 по перечню ТЕ-ML 14 Е. Специ-
фикацию можно запросить во всех отделе-
ниях сервисной службы фирмы ZF. Акту-
альную информацию по эксплуатационным
материалам и периодичности их замены в
составных частях фирмы ZF можно также
найти в интернете по адресу www.zf.com
или www.zf-russia.ru.
35
206060-0000020 РЭ
3.5.5 ТРАнсМиссионные МАслА
Ведущий мост должен быть заправлен
маслом соответствующим спецификации
MIL-L-2105D. Спецификация MIL-L-2105D
определяет характеристики и требование
к вязкости масел и включает в себя мине-
ральные и синтетические трансмиссионные
масла. Применение синтетических масел
обеспечивает экономию топлива, уменьшает
износ и увеличивает интервал смены масла.
При выборе применяемого масла следует
руководствоваться условиями эксплуатации
автобуса. Рекомендуемая вязкость масла в
зависимости от условий эксплуатации (ко-
лебаний температуры окружающей среды)
приведена в таблице 3.5.1. При эксплуата-
ции автобуса при температуре окружающей
среды ниже минус 40 °С необходимо обра-
титься в представительство Dana Corporation
за указаниями по применяемому маслу.
Интервалы смены масла зависят от со-
става применяемого масла и условий экс-
плуатации (см. табл. 3.5.2). Необходимо
произвести замену масла через 8000 км,
если залито масло не одобренное Dana
Corporation, или произведена замена редук-
тора. Если автобус эксплуатируется при тем-
пературах близких к граничным для приме-
няемого масла (см. табл. 3.5.1), в пыльных
или влажных районах, то интервалы смены
масла необходимо сократить.
В механической коробке передач ZF при-
менять трансмиссионное масло по специфи-
кации TE-ML 02, в этой же спецификации при-
ведены интервалы замены масла (см. также
химмотологическую карту). Актуальную ин-
формацию можно найти в интернете по ад-
ресу www.zf.com. или www.zf-russia.ru.
3.5.6 жидкосТь сисТеМы
подАВления ТоксичносТи
оТРАбоТАВших гАЗоВ
В бак системы подавления токсичности
отработавших газов заливать только жид-
кость AdBlue™ / DEF, соответствующую
стандарту DIN 70070 / ISO 22241.
Наряду с обозначением «AdBlue» упот-
ребляются также обозначения «Urea» или
«DEF».
Попадание других жидкостей может при-
вести к выходу из строя системы.
Внимание! При попадании в бак для
AdBlue даже незначительного количес-
тва дизельного топлива может про-
изойти разрушение системы!
Жидкость AdBlue не токсична, но оказы-
вает высокое коррозийное воздействие и об-
ладает высокой проникающей способнос-
тью. Поэтому при попадании жидкости на
детали автобуса ее необходимо немедленно
удалить и промыть поверхность теплой во-
дой.
Предостережение! При попадании
AdBlue на кожу или в глаза необходимо
промыть места контакта большим ко-
личеством чистой воды.
Таблица 3.5.1 – Зависимость вязкости
масла применяемого в заднем мосту от усло-
вий эксплуатации автобуса
Температурный диапазон Вязкость по
SAE
от -40 °C до -26 °С
75W
от -40 °C до 21 °С
75W-80
от -40 °C до 38 °С
75W-90
от -40 °C и выше
75W-140
от -26 °C до 38 °С
80W-90
от -26 °C и выше
80W-140
от -12 °C и выше
85W-140
Таблица 3.5.2 – интервалы смены масла в заднем мосту
Применяемое масло
Условия эксплуатации
Минеральные масла по специ-
фикации MIL-L-2105D
Синтетические масла по спе-
цификации
MIL-L-2105D
Эксплуатация автобуса на дорогах с усо-
вершенствованным покрытием
5ТО2, но не реже 1 раза в год
12ТО2, но не реже 1 раза
в 3 года
Эксплуатация автобуса в районах c тем-
пературами близкими к критическим, с
влажным или запыленным воздухом
2ТО2, но не реже 1 раза в год
5ТО2, но не реже 1 раза
в год
36
4 усТРойсТВо, РАбоТА и
обслужиВАние сосТАВных
чАсТей АВТобусА
4.1 силоВой АгРегАТ, его
сисТеМы и пРиВоды
Описание устройства двигателя, КПП, а
также указания по эксплуатации и уходу за
ними приведены в Инструкциях по эксплу-
атации на соответствующие агрегаты. Если
имеются разногласия между данным Руко-
водством и Инструкциями на агрегаты, при-
ложенными к автобусу, то руководствоваться
последними.
На автобусах МАЗ 206/226 силовой агре-
гат расположен в заднем свесе вдоль про-
дольной оси автобуса. Силовые агрегаты,
применяемые на автобусах МАЗ 206/226,
приведены в таблице 1.1.
Расположение элементов систем силового
агрегата приведено на рис. 3.5.1 и рис. 4.1.1.
4.1.1 подВескА силоВого
АгРегАТА
Подвеска силового агрегата эффективно
снижает ударные нагрузки при движении
по неровной дороге и гасит реактивные мо-
менты, возникающие при работе двигателя.
Силовой агрегат крепится к каркасу авто-
буса на четырех опорах (две передние и две
задние).
Каждая из передних опор силового аг-
регата состоит из резинометаллического
амортизатора 11 (рис. 4.1.1.1), закреплен-
ного болтами с гайками 10 (момент затяжки
гаек – 28...36 Н·м) на кронштейне кар-
каса 7 (кронштейн 7 закреплен на каркасе
болтами 6 с гайками, момент затяжки бол-
тов – 275...314 Н·м). Силовой агрегат закреп-
лен на амортизаторах через кронштейны
передних опор 8 болтами 9 с гайками 10 (мо-
мент затяжки гаек – 110...140 Н·м). После за-
тягивания гайки стопорятся шплинтами или
котргайками.
1
2
3
4
5
6
9
Рисунок 4.1.1 – Расположение элементов систем:
1 - воздушный фильтр; 2 - датчик засоренности воздушного фильтра; 3 - кран прогрева двигателя;
4 - свеча ЭФУ; 5 - масляный фильтр двигателя; 6 - электромагнитный клапан ЭФУ; 7 - датчик тем-
пературы охлаждающей жидкости (управление ПЖД); 8 - ПЖД; 9 - воздухоотделительный бачок
7
8