Автобус МАЗ-206, МАЗ-226. Руководство - часть 9

33

206060-0000020 РЭ

3.5 ЭксплуАТАционные

МАТеРиАлы

Эксплуатационные материалы для со-

ставных частей автобуса должны соответс-

твовать их функциональному назначению.

Поэтому допускается применять только ре-

комендованные сорта топлива, масел, смазок

и технических жидкостей (см. химмотологи-

ческую карту, Инструкции по эксплуатации

составных частей).

Сорта масел, смазок и жидкостей, заправ-

ленных в составные части и системы на заводе-

изготовителе приведены в сервисной книжке

автобуса. Расположение точек заправки неко-

торых систем показано на рис 3.5.1.

3.5.1 МоТоРные МАслА

Моторные масла испытываются заводами-

изготовителями двигателей на пригодность

для конкретного типа двигателя. Поэтому

необходимо применять только допущенные

заводами-изготовителями двигателей мотор-

ные масла.

Перечень допущенных к применению в

двигателях ОМ масел приведен в «Предпи-

саниях «Мерседес-Бенц» по эксплуатаци-

онным материалам». Актуальные перечни

можно найти в Интернете по адресу www.

bevo.mercedes-benz.com.

Температурный диапазон применения ма-

сел с обозначением вязкости по SAE при-

веден в «Руководстве по эксплуатации» и

«Сервисной книжке» двигателя.

Периодичность замены масла регламенти-

руется в «Сервисной книжке двигателя».

Периодичность замены масла зависит от

качества применяемого масла, а также от со-

держания серы в применяемом топливе.

Рисунок 3.5.1 – Расположение

точек заправки и элементов

систем:

1 - расширительный бачок системы

охлаждения; 2 - пробка заливной гор-

ловины; 3 - датчик уровня охлаждаю-

щей жидкости; 4 - датчик положения

крышки моторного отсека; 5 - залив-

ная пробка со щупом системы ГУР;

6 - датчик уровня масла в баке ГУР;

7 - масляный бак гидроусилителя

рулевого управления; 8 - заливная

пробка со щупом системы гидропри-

вода вентилятора; 9 - масляный бак

системы гидропривода вентилятора;

10 - фильтр грубой очистки топлива;

11 - ручной топливоподкачивающий

насос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

34

Актуальные перечни масел можно найти

в Интернете по адресу www.bevo.mercedes-

benz.com.

Справку по вопросам технического обслу-

живания двигателей Вы можете получить на

СТО «Daimler».

3.5.2 диЗельное ТоплиВо

Требования к применяемому топливу

приведены в Руководстве по эксплуатации

двигателя. Применять топливо, рекомендо-

ванное заводом-изготовителем двигателя, в

соответствии с температурой окружающего

воздуха.

Внимание! использование смеси ди-

зельного топлива с бензином категори-

чески запрещается.

3.5.3 охлАждАющАя жидкосТь

Применять охлаждающие жидкости в со-

ответствии с указаниями, приведенными в

«Руководстве по эксплуатации двигателя».

Охлаждающая жидкость представляет со-

бой смесь, состоящую из дистиллированной

воды и концентрата антифриза с антикорро-

зионными и другими присадками. Перечень

допущенных к применению жидкостей при-

веден в «Предписаниях Mercedes-Benz» по

эксплуатационным материалам.

Актуальные перечни допущенных к приме-

нению жидкостей можно найти в Интернете

по адресу www.bevo.mercedes-benz.com.

Для обеспечения защиты элементов сис-

темы охлаждения двигателя и системы отоп-

ления от коррозии, понижения температуры

замерзания и повышения температуры ки-

пения охлаждающая жидкость должна нахо-

диться в системе круглый год.

Внимание! обращать внимание на

предписания изготовителя охлаждаю-

щей жидкости по срокам замены и сме-

шиваемости с другими охлаждающими

жидкостями.

Предостережение! низкозамерзаю-

щая жидкость – ядовита, поэтому при

обращении с ней надо соблюдать меры

предосторожности.

3.5.4 гидРАВлические МАслА

Система гидроусилителя рулевого управ-

ления и гидропривод вентилятора должны

быть заправлены гидравлическим маслом в

соответствии с химмотологической картой.

Для заправки ГМП должны использо-

ваться масла согласно спецификации ZF

ТЕ-ML 14 по перечню ТЕ-ML 14 Е. Специ-

фикацию можно запросить во всех отделе-

ниях сервисной службы фирмы ZF. Акту-

альную информацию по эксплуатационным

материалам и периодичности их замены в

составных частях фирмы ZF можно также

найти в интернете по адресу www.zf.com

или www.zf-russia.ru.

35

206060-0000020 РЭ

3.5.5 ТРАнсМиссионные МАслА

Ведущий мост должен быть заправлен

маслом соответствующим спецификации

MIL-L-2105D. Спецификация MIL-L-2105D

определяет характеристики и требование

к вязкости масел и включает в себя мине-

ральные и синтетические трансмиссионные

масла. Применение синтетических масел

обеспечивает экономию топлива, уменьшает

износ и увеличивает интервал смены масла.

При выборе применяемого масла следует

руководствоваться условиями эксплуатации

автобуса. Рекомендуемая вязкость масла в

зависимости от условий эксплуатации (ко-

лебаний температуры окружающей среды)

приведена в таблице 3.5.1. При эксплуата-

ции автобуса при температуре окружающей

среды ниже минус 40 °С необходимо обра-

титься в представительство Dana Corporation

за указаниями по применяемому маслу.

Интервалы смены масла зависят от со-

става применяемого масла и условий экс-

плуатации (см. табл. 3.5.2). Необходимо

произвести замену масла через 8000 км,

если залито масло не одобренное Dana

Corporation, или произведена замена редук-

тора. Если автобус эксплуатируется при тем-

пературах близких к граничным для приме-

няемого масла (см. табл. 3.5.1), в пыльных

или влажных районах, то интервалы смены

масла необходимо сократить.

В механической коробке передач ZF при-

менять трансмиссионное масло по специфи-

кации TE-ML 02, в этой же спецификации при-

ведены интервалы замены масла (см. также

химмотологическую карту). Актуальную ин-

формацию можно найти в интернете по ад-

ресу www.zf.com. или www.zf-russia.ru.

3.5.6 жидкосТь сисТеМы

подАВления ТоксичносТи

оТРАбоТАВших гАЗоВ

В бак системы подавления токсичности

отработавших газов заливать только жид-

кость AdBlue™ / DEF, соответствующую

стандарту DIN 70070 / ISO 22241.

Наряду с обозначением «AdBlue» упот-

ребляются также обозначения «Urea» или

«DEF».

Попадание других жидкостей может при-

вести к выходу из строя системы.

Внимание! При попадании в бак для

AdBlue даже незначительного количес-

тва дизельного топлива может про-

изойти разрушение системы!

Жидкость AdBlue не токсична, но оказы-

вает высокое коррозийное воздействие и об-

ладает высокой проникающей способнос-

тью. Поэтому при попадании жидкости на

детали автобуса ее необходимо немедленно

удалить и промыть поверхность теплой во-

дой.

Предостережение! При попадании

AdBlue на кожу или в глаза необходимо

промыть места контакта большим ко-

личеством чистой воды.

Таблица 3.5.1 – Зависимость вязкости

масла применяемого в заднем мосту от усло-

вий эксплуатации автобуса

Температурный диапазон Вязкость по

SAE

от -40 °C до -26 °С

75W

от -40 °C до 21 °С

75W-80

от -40 °C до 38 °С

75W-90

от -40 °C и выше

75W-140

от -26 °C до 38 °С

80W-90

от -26 °C и выше

80W-140

от -12 °C и выше

85W-140

Таблица 3.5.2 – интервалы смены масла в заднем мосту

Применяемое масло

Условия эксплуатации

Минеральные масла по специ-

фикации MIL-L-2105D

Синтетические масла по спе-

цификации

MIL-L-2105D

Эксплуатация автобуса на дорогах с усо-

вершенствованным покрытием

5ТО2, но не реже 1 раза в год

12ТО2, но не реже 1 раза

в 3 года

Эксплуатация автобуса в районах c тем-

пературами близкими к критическим, с

влажным или запыленным воздухом

2ТО2, но не реже 1 раза в год

5ТО2, но не реже 1 раза

в год

36

4 усТРойсТВо, РАбоТА и

обслужиВАние сосТАВных

чАсТей АВТобусА

4.1 силоВой АгРегАТ, его

сисТеМы и пРиВоды

Описание устройства двигателя, КПП, а

также указания по эксплуатации и уходу за

ними приведены в Инструкциях по эксплу-

атации на соответствующие агрегаты. Если

имеются разногласия между данным Руко-

водством и Инструкциями на агрегаты, при-

ложенными к автобусу, то руководствоваться

последними.

На автобусах МАЗ 206/226 силовой агре-

гат расположен в заднем свесе вдоль про-

дольной оси автобуса. Силовые агрегаты,

применяемые на автобусах МАЗ 206/226,

приведены в таблице 1.1.

Расположение элементов систем силового

агрегата приведено на рис. 3.5.1 и рис. 4.1.1.

4.1.1 подВескА силоВого

АгРегАТА

Подвеска силового агрегата эффективно

снижает ударные нагрузки при движении

по неровной дороге и гасит реактивные мо-

менты, возникающие при работе двигателя.

Силовой агрегат крепится к каркасу авто-

буса на четырех опорах (две передние и две

задние).

Каждая из передних опор силового аг-

регата состоит из резинометаллического

амортизатора 11 (рис. 4.1.1.1), закреплен-

ного болтами с гайками 10 (момент затяжки

гаек – 28...36 Н·м) на кронштейне кар-

каса 7 (кронштейн 7 закреплен на каркасе

болтами 6 с гайками, момент затяжки бол-

тов – 275...314 Н·м). Силовой агрегат закреп-

лен на амортизаторах через кронштейны

передних опор 8 болтами 9 с гайками 10 (мо-

мент затяжки гаек – 110...140 Н·м). После за-

тягивания гайки стопорятся шплинтами или

котргайками.

1

2

3

4

5

6

9

Рисунок 4.1.1 – Расположение элементов систем:

1 - воздушный фильтр; 2 - датчик засоренности воздушного фильтра; 3 - кран прогрева двигателя;

4 - свеча ЭФУ; 5 - масляный фильтр двигателя; 6 - электромагнитный клапан ЭФУ; 7 - датчик тем-

пературы охлаждающей жидкости (управление ПЖД); 8 - ПЖД; 9 - воздухоотделительный бачок

7

8

Рассказать друзьям