Автобус МАЗ-206, МАЗ-226. Руководство - часть 1
- < Предыдущая
- Следующая >
ОАО «Минский автомобильный завод»
Автобусы МАЗ 206 и МАЗ 226
Руководство по эксплуатации
206060-0000020 РЭ
Минск 2016
2
Руководство по эксплуатации* содержит
сведения о конструкции, характеристиках
автобусов МАЗ 206 и МАЗ 226, их состав-
ных частей и указания, необходимые для
правильной и безопасной эксплуатации, тех-
нического обслуживания, текущего ремонта,
хранения и транспортирования.
Во втором и третьем разделах содержится
информация по управлению и правилам экс-
плуатации автобуса. Эта информация пред-
назначена в основном для водителя, поэтому
обязательно должна находиться в автобусе у
водителя.
В четвертом и пятом разделах содержится
информация по устройству и техническому
обслуживанию систем и составных частей
автобуса. Информация предназначена для
обслуживающего персонала. Содержание
разделов должно находиться на участках, ко-
торые проводят соответствующие работы по
обслуживанию.
Устройство и порядок обслуживания со-
ставных частей автобуса (двигателя, ГМП,
КПП, ПЖД, подогревателя воздуха, диско-
вых тормозов, кондиционера, информацион-
ной системы, ведущего моста, передней оси)
приведены в эксплуатационной документа-
ции на эти составные части.
В руководстве по эксплуатации редак-
ции 2015 года внесен ряд изменений, каса-
ющихся технического обслуживания (отме-
нена обязательная установка шторки перед
блоком радиаторов в зимний период, опти-
мизированы интервалы обслуживания сис-
тем (см. табл. 5.1 и Приложение «Ж»), уточ-
нена периодичность замены фильтра грубой
очистки топлива (см. п. 4.1.2.1) и т.д.).
Руководство разработано коллективом
службы главного конструктора по автобусам
ОАО «МАЗ».
Свои замечания и предложения по содер-
жанию Руководства высылайте по адресу:
Ответственный за выпуск Липский Н.А.
* В дальнейшем Руководство
Сохраняется право печати за ОАО МАЗ.
Перепечатка, перевод и размножение, даже
выборочно, без письменного разрешения ОАО
МАЗ запрещены.
3
206060-0000020 РЭ
ВВедение
Настоящее Руководство по эксплуатации
предназначено для водителей и обслужи-
вающего персонала эксплуатирующих ор-
ганизаций. В нем содержится техническое
описание и правила эксплуатации автобусов
МАЗ 206 и МАЗ 226.
Руководство распространяется на авто-
бусы различных комплектаций:
– МАЗ 2060ХХ – городской автобус об-
щего назначения, категория М3, класс I со-
гласно классификации Правил ООН №107 и
ТР ТС 018/2011.
– МАЗ 226ХХ – категория М3, класс II со-
гласно классификации Правил ООН №107
и Автобус МАЗ 203 – городской автобус об-
щего назначения, категория М3, класс I со-
гласно классификации Правил ООН №107 и
ТР ТС 018/2011.
Автобусы изготавливаются в климати-
ческом исполнении У1 по ГОСТ 15150 и
предназначены для эксплуатации по авто-
мобильным дорогам общего пользования и
улицам населенных пунктов, допускающим
осевые нагрузки, указанные в таблице 1.2,
и соответствующим по своему эксплуата-
ционному состоянию требованиям стандар-
тов (в РБ – СТБ 1291).
Обслуживание составных частей авто-
буса, выпускаемых другими предприятиями,
следует производить в соответствии с указа-
ниями инструкций по эксплуатации этих со-
ставных частей.
В данном Руководстве приняты некоторые
условные обозначения и сокращения:
АБС (ABS) – антиблокировочная система;
ПБС (ASR) – противобуксовочная сис-
тема;
АКБ – аккумуляторная батарея;
БК – блок коммутации;
БУ – блок управления;
ГМП – гидромеханическая коробка пере-
дач;
ГУР – гидроусилитель руля;
ЖК-дисплей – жидкокристаллический
дисплей;
КЛ – контрольная лампа;
КИП – контрольно-измерительные при-
боры;
КПП – коробка перемены передач;
ПЖД – подогреватель жидкости двига-
теля;
ПГУ – пневмогидроусилитель;
ЭБУ– электронный блок управления;
ЭФУ – электрофакельное устройство,
SCR – (Selective Catalitic Reduction) сис-
тема подавления токсичности отработавших
газов, основанная на принципе селективного
каталитического восстановления.
Так как исполнение автобусов ориентиру-
ется на заказ, оснащение Вашего автобуса
может иметь отклонения от отдельных опи-
саний и иллюстраций.
В связи с постоянной работой по совер-
шенствованию автобусов, направленной на
повышение их надежности, в конструкцию
могут быть внесены изменения, не отражен-
ные в настоящем издании.
Предостережение! –
Служит для
указаний по технике безопасности, несоблю-
дение которых опасно для жизни и здоровья
людей.
Внимание! –
Служит для указаний на
способы и приемы, несоблюдение которых
может привести к нарушениям в работе из-
делия (риск повреждения изделия), или тре-
буется повышенная осторожность в обраще-
нии с изделием или материалами.
4
ТРебоВАния беЗопАсносТи
При работе на смотровой яме, а также в
случае применения подъемных устройств,
колеса автобуса должны быть надежно за-
стопорены. При необходимости следует
применять предохранительные подставки.
Перед проведением работ по ремонту или
монтажу электрооборудования необходимо
обесточить электрооборудование в целом.
Перед проведением любых работ в мотор-
ном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключе-
ния срабатывания системы автоматического
пожаротушения, отключить АКБ от бор-
товой сети, отсоединив провод «массы» от
клеммы АКБ.
Выполнение ремонта на автобусе с запу-
щенным двигателем не допускается, за ис-
ключением производства контрольных и ре-
гулировочных работ, требующих включения
двигателя (если работы проводятся в отсеке
двигателя или ПЖД, то перед проведением
работ необходимо отключить разъем пита-
ния базового блока системы автоматичес-
кого пожаротушения).
Поскольку охлаждающая жидкость и тор-
мозная жидкость ядовиты, следует строго
соблюдать правила обращения с ними.
При проведении электросварочных ра-
бот на автобусе отключить АКБ от бортовой
сети, соединить провода «+» и «-» между
собой и разъединить разъемы электронных
блоков управления (управления двигателем,
АБС, ЭФУ, ПЖД). Присоединять провод
«массы» сварочного аппарата в непосредс-
твенной близости от места сварки. Запреща-
ется прокладывать кабель сварочного аппа-
рата параллельно электропроводке автобуса.
При проведении сварочных и сверлиль-
ных работ в местах укладки пластмассовых
трубопроводов предохранять их от высо-
ких температур (свыше 60 °C) и сварочных
брызг. Не допускается наличие воздуха под
давлением в пневмосистеме при ее ремонте,
а также при проведении работ, связанных со
сваркой и сверлением.
После ремонта сильно поврежденного ав-
тобуса перед его пуском в эксплуатацию вы-
полнить все технические контрольные изме-
рения, предусмотренные для автобуса.
ТРебоВАния пожАРной
беЗопАсносТи
Строго соблюдать требования безопас-
ности, приведенные в Руководстве по экс-
плуатации «Система автоматического пожа-
ротушения транспортного средства».
Строго соблюдать требования пожарной
безопасности для предприятий и органи-
заций, осуществляющих техническое об-
служивание и ремонт автотранспортных
средств (на территории РБ – ППБ 01-2014).
В процессе ремонта приборов электро-
оборудования применение бензина и дру-
гих взрывоопасных растворителей категори-
чески запрещается. При проведении таких
работ следует пользоваться неогнеопасными
растворителями. Сборку необходимо выпол-
нять после предварительной сушки деталей.
Избегать попадания различных моечных
растворов в соединительные панели, пучки
проводов и обмотки приборов электрообору-
дования.
Не допускается скопление на двигателе и
обшивке моторного отсека грязи, смешан-
ной с маслом или топливом, не допускается
оставлять в моторной шахте обтирочные ма-
териалы.
Запрещается курить и пользоваться от-
крытым пламенем при работе в моторной
шахте и отсеке ПЖД.
Запрещается эксплуатация автобуса при
наличии подтекания топлива, масла и дру-
гих эксплуатационных жидкостей, особое
внимание обращать на герметичность сис-
темы гидропривода вентилятора.
Запрещается применять нестандартные
предохранители, а тем более, так называе-
мые «жучки».
Запрещается эксплуатация автобуса при
повреждении изоляции проводов электро-
оборудования.
Запрещается разогревать двигатель от-
крытым пламенем.
Запрещается использование открытого
пламени в салоне и кабине водителя.
Запрещается хранить и перевозить в авто-
бусе горючие жидкости и газы.
Запрещается во время эксплуатации и хра-
нения автобуса наличие в моторном отсеке и
- < Предыдущая
- Следующая >