Автобус МАЗ-206, МАЗ-226. Руководство - часть 1

ОАО «Минский автомобильный завод»

Автобусы МАЗ 206 и МАЗ 226

Руководство по эксплуатации

206060-0000020 РЭ

Минск 2016

2

Руководство по эксплуатации* содержит

сведения о конструкции, характеристиках

автобусов МАЗ 206 и МАЗ 226, их состав-

ных частей и указания, необходимые для

правильной и безопасной эксплуатации, тех-

нического обслуживания, текущего ремонта,

хранения и транспортирования.

Во втором и третьем разделах содержится

информация по управлению и правилам экс-

плуатации автобуса. Эта информация пред-

назначена в основном для водителя, поэтому

обязательно должна находиться в автобусе у

водителя.

В четвертом и пятом разделах содержится

информация по устройству и техническому

обслуживанию систем и составных частей

автобуса. Информация предназначена для

обслуживающего персонала. Содержание

разделов должно находиться на участках, ко-

торые проводят соответствующие работы по

обслуживанию.

Устройство и порядок обслуживания со-

ставных частей автобуса (двигателя, ГМП,

КПП, ПЖД, подогревателя воздуха, диско-

вых тормозов, кондиционера, информацион-

ной системы, ведущего моста, передней оси)

приведены в эксплуатационной документа-

ции на эти составные части.

В руководстве по эксплуатации редак-

ции 2015 года внесен ряд изменений, каса-

ющихся технического обслуживания (отме-

нена обязательная установка шторки перед

блоком радиаторов в зимний период, опти-

мизированы интервалы обслуживания сис-

тем (см. табл. 5.1 и Приложение «Ж»), уточ-

нена периодичность замены фильтра грубой

очистки топлива (см. п. 4.1.2.1) и т.д.).

Руководство разработано коллективом

службы главного конструктора по автобусам

ОАО «МАЗ».

Свои замечания и предложения по содер-

жанию Руководства высылайте по адресу:

sgk.doc-amaz@maz.by.

Ответственный за выпуск Липский Н.А.

* В дальнейшем Руководство

Сохраняется право печати за ОАО МАЗ.

Перепечатка, перевод и размножение, даже

выборочно, без письменного разрешения ОАО

МАЗ запрещены.

3

206060-0000020 РЭ

ВВедение

Настоящее Руководство по эксплуатации

предназначено для водителей и обслужи-

вающего персонала эксплуатирующих ор-

ганизаций. В нем содержится техническое

описание и правила эксплуатации автобусов

МАЗ 206 и МАЗ 226.

Руководство распространяется на авто-

бусы различных комплектаций:

– МАЗ 2060ХХ – городской автобус об-

щего назначения, категория М3, класс I со-

гласно классификации Правил ООН №107 и

ТР ТС 018/2011.

– МАЗ 226ХХ – категория М3, класс II со-

гласно классификации Правил ООН №107

и Автобус МАЗ 203 – городской автобус об-

щего назначения, категория М3, класс I со-

гласно классификации Правил ООН №107 и

ТР ТС 018/2011.

Автобусы изготавливаются в климати-

ческом исполнении У1 по ГОСТ 15150 и

предназначены для эксплуатации по авто-

мобильным дорогам общего пользования и

улицам населенных пунктов, допускающим

осевые нагрузки, указанные в таблице 1.2,

и соответствующим по своему эксплуата-

ционному состоянию требованиям стандар-

тов (в РБ – СТБ 1291).

Обслуживание составных частей авто-

буса, выпускаемых другими предприятиями,

следует производить в соответствии с указа-

ниями инструкций по эксплуатации этих со-

ставных частей.

В данном Руководстве приняты некоторые

условные обозначения и сокращения:

АБС (ABS) – антиблокировочная система;

ПБС (ASR) – противобуксовочная сис-

тема;

АКБ – аккумуляторная батарея;

БК – блок коммутации;

БУ – блок управления;

ГМП – гидромеханическая коробка пере-

дач;

ГУР – гидроусилитель руля;

ЖК-дисплей – жидкокристаллический

дисплей;

КЛ – контрольная лампа;

КИП – контрольно-измерительные при-

боры;

КПП – коробка перемены передач;

ПЖД – подогреватель жидкости двига-

теля;

ПГУ – пневмогидроусилитель;

ЭБУ– электронный блок управления;

ЭФУ – электрофакельное устройство,

SCR – (Selective Catalitic Reduction) сис-

тема подавления токсичности отработавших

газов, основанная на принципе селективного

каталитического восстановления.

Так как исполнение автобусов ориентиру-

ется на заказ, оснащение Вашего автобуса

может иметь отклонения от отдельных опи-

саний и иллюстраций.

В связи с постоянной работой по совер-

шенствованию автобусов, направленной на

повышение их надежности, в конструкцию

могут быть внесены изменения, не отражен-

ные в настоящем издании.

Предостережение! –

Служит для

указаний по технике безопасности, несоблю-

дение которых опасно для жизни и здоровья

людей.

Внимание! –

Служит для указаний на

способы и приемы, несоблюдение которых

может привести к нарушениям в работе из-

делия (риск повреждения изделия), или тре-

буется повышенная осторожность в обраще-

нии с изделием или материалами.

4

ТРебоВАния беЗопАсносТи

При работе на смотровой яме, а также в

случае применения подъемных устройств,

колеса автобуса должны быть надежно за-

стопорены. При необходимости следует

применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или

монтажу электрооборудования необходимо

обесточить электрооборудование в целом.

Перед проведением любых работ в мотор-

ном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключе-

ния срабатывания системы автоматического

пожаротушения, отключить АКБ от бор-

товой сети, отсоединив провод «массы» от

клеммы АКБ.

Выполнение ремонта на автобусе с запу-

щенным двигателем не допускается, за ис-

ключением производства контрольных и ре-

гулировочных работ, требующих включения

двигателя (если работы проводятся в отсеке

двигателя или ПЖД, то перед проведением

работ необходимо отключить разъем пита-

ния базового блока системы автоматичес-

кого пожаротушения).

Поскольку охлаждающая жидкость и тор-

мозная жидкость ядовиты, следует строго

соблюдать правила обращения с ними.

При проведении электросварочных ра-

бот на автобусе отключить АКБ от бортовой

сети, соединить провода «+» и «-» между

собой и разъединить разъемы электронных

блоков управления (управления двигателем,

АБС, ЭФУ, ПЖД). Присоединять провод

«массы» сварочного аппарата в непосредс-

твенной близости от места сварки. Запреща-

ется прокладывать кабель сварочного аппа-

рата параллельно электропроводке автобуса.

При проведении сварочных и сверлиль-

ных работ в местах укладки пластмассовых

трубопроводов предохранять их от высо-

ких температур (свыше 60 °C) и сварочных

брызг. Не допускается наличие воздуха под

давлением в пневмосистеме при ее ремонте,

а также при проведении работ, связанных со

сваркой и сверлением.

После ремонта сильно поврежденного ав-

тобуса перед его пуском в эксплуатацию вы-

полнить все технические контрольные изме-

рения, предусмотренные для автобуса.

ТРебоВАния пожАРной

беЗопАсносТи

Строго соблюдать требования безопас-

ности, приведенные в Руководстве по экс-

плуатации «Система автоматического пожа-

ротушения транспортного средства».

Строго соблюдать требования пожарной

безопасности для предприятий и органи-

заций, осуществляющих техническое об-

служивание и ремонт автотранспортных

средств (на территории РБ – ППБ 01-2014).

В процессе ремонта приборов электро-

оборудования применение бензина и дру-

гих взрывоопасных растворителей категори-

чески запрещается. При проведении таких

работ следует пользоваться неогнеопасными

растворителями. Сборку необходимо выпол-

нять после предварительной сушки деталей.

Избегать попадания различных моечных

растворов в соединительные панели, пучки

проводов и обмотки приборов электрообору-

дования.

Не допускается скопление на двигателе и

обшивке моторного отсека грязи, смешан-

ной с маслом или топливом, не допускается

оставлять в моторной шахте обтирочные ма-

териалы.

Запрещается курить и пользоваться от-

крытым пламенем при работе в моторной

шахте и отсеке ПЖД.

Запрещается эксплуатация автобуса при

наличии подтекания топлива, масла и дру-

гих эксплуатационных жидкостей, особое

внимание обращать на герметичность сис-

темы гидропривода вентилятора.

Запрещается применять нестандартные

предохранители, а тем более, так называе-

мые «жучки».

Запрещается эксплуатация автобуса при

повреждении изоляции проводов электро-

оборудования.

Запрещается разогревать двигатель от-

крытым пламенем.

Запрещается использование открытого

пламени в салоне и кабине водителя.

Запрещается хранить и перевозить в авто-

бусе горючие жидкости и газы.

Запрещается во время эксплуатации и хра-

нения автобуса наличие в моторном отсеке и

Рассказать друзьям