Автобус МАЗ-105. Руководство - часть 6

21

При открытом кране отопления рабочего места водителя 24 (рис. 2.8, рис. 4.1.5.1) ох-

лаждающая жидкость проходит также через конвектор 26.

Внимание! Во избежание термических трещин ветрового стекла не включать

максимальную мощность обдува обмерзшего ветрового стекла горячим воздухом!

В холодное время года включать обдув ветрового стекла при открытом кране 24

сразу после запуска холодного двигателя или ПЖД.

При недостаточной температуре охлаждающей жидкости (ниже 70 °С) необхо-

димо выключателем 10 (рис. 2.5) включить ПЖД. При включенном ПЖД повыша-

ется температура охлаждающей жидкости, а также увеличивается скорость ее цирку-

ляции через отопитель. Для информации о процессе работы ПЖД в щитке приборов

установлена контрольная лампа.

Для эффективного отопления салона кран прогрева двигателя 23 (рис. 2.8,

рис. 4.1.5.1) должен быть закрыт, а краны отопления салона 22 и 25 – открыты.

В любом случае при работе ПЖД один или несколько кранов должны быть от-

крыты, в противном случае будет закрыт поток охлаждающей жидкости, что может

вызвать перегрев подогревателя.

В зимний период для поддержания необходимого теплового режима двигателя,

салона автобуса и места водителя рекомендуется работа подогревателя одновре-

менно с двигателем во время движения автобуса. При использовании ПЖД необхо-

димо строго выполнять требования Руководства по устройству и эксплуатации ПЖД.

Предостережение! При движении автобуса включать Пжд только при от-

крытом кране отопления салона или фронтального отопителя (либо тех и дру-

гих одновременно).

Для обеспечения оптимального температурного режима на рабочем месте водителя

рядом с сиденьем установлен независимый воздушный отопитель. Управление воздуш-

ным отопителем осуществляется регулятором 3 (рис. 2.7). При промежуточном поло-

жении ручки регулятора отопитель автоматически обеспечивает заданную температуру

(от 10 °С до 35 °С). Контроль над температурой осуществляется блоком управления

по сигналу, получаемому от датчика температуры установленного в отопителе. При

крайнем правом положении ручки регулятора отопитель включается на максимальную

мощность, при этом автоматической регулировки температуры не происходит.

Предостережение! Запрещается эксплуатировать жидкостный и воздушный

подогреватели в закрытых помещениях из-за опасности отравления и удушья.

Предостережение! Запрещается эксплуатировать жидкостный и воздушный

подогреватель на автозаправочных станциях и в местах, где могут образовы-

ваться горючие пары и пыль (например, вблизи топливных, угольных, древесных

складов и т.п.). При подъезде к автозаправочной станции подогреватели должны

быть выключены заблаговременно (минимум за 5 мин. до въезда в опасную зону).

Обогрев салона производится естественной конвекцией от отопителей и конвек-

торов салона при открытых кранах отопления салона 22 и 25 (рис. 2.8, рис. 4.1.5.1).

Интенсивность обогрева может быть увеличена включением ПЖД и вентиляторов

отопителей.

Естественная вентиляция салона осуществляется через люки крыши и форточки.

Принудительная вентиляция осуществляется через крышные вентиляторы, кото-

рые включаются выключателем 4 (рис. 2.5). Крышки крышных вентиляторов откры-

ваются при повороте крышки вручную против часовой стрелки. Крышные вентиля-

торы включать при открытых крышках.

22

3 ЭксплуАТАция АВТобусА

3.1 обкАТкА АВТобусА

Одним из решающих условий обеспечения долговечности, эксплуатационной

надежности и экономичности автобуса является правильная его обкатка в началь-

ный период эксплуатации. Для новых автобусов установлен период обкатки, рав-

ный 1000 км.

В течение всего периода обкатки следует соблюдать следующие ограничения:

– скорость движения не должна превышать 3/4 максимальной для соответствую-

щей передачи, т.е. обороты двигателя не должны превышать 1700 мин

-1

;

– нагрузка автобуса не должна быть более 75 % от номинальной;

– недопустим перегрев двигателя.

После первых 100 км пробега обязательно подтянуть гайки крепления колес.

В процессе обкатки необходимо:

– проверять степень нагрева ступиц колес, тормозных дисков, картера главной

передачи ведущего моста сразу после остановки автобуса. При повышенном нагреве

необходимо выяснить причину и устранить неисправность;

– следить за уровнем масла в агрегатах и системах и при необходимости доли-

вать;

– следить за состоянием всех креплений. Ослабевшие гайки, винты и болты под-

тянуть. Особое внимание обращать на крепление рулевой сошки, картера рулевого

механизма, болтов крепления подвески, шаровых пальцев рулевых тяг, рычагов по-

воротных кулаков передней оси, гаек крепления колес, фланцев карданного вала;

– во время движения следить за показаниями приборов и своевременно прини-

мать меры по устранению ненормальной работы узлов и агрегатов автобуса.

После обкатки и проведения технического обслуживания можно постепенно вы-

ходить на эксплуатацию автобуса с полной нагрузкой.

3.2 подгоТоВкА АВТобусА к ЭксплуАТАции

Перед вводом автобуса в эксплуатацию следует провести ряд подготовительных

операций, связанных с контролем и заправкой эксплуатационными материалами.

Если автобус был законсервирован, то провести расконсервацию.

Кроме того, следует проверить:

– наличие охлаждающей жидкости и ее уровень в расширительном бачке. В слу-

чае необходимости, долить охлаждающую жидкость до необходимого уровня;

– уровень масла в поддоне двигателя, коробке передач, ведущем мосту, в сис-

теме гидроусилителя рулевого управления. Если необходимо, долить масло до тре-

буемого уровня;

– натяжение приводных ремней;

– давление воздуха в шинах, при необходимости довести его до нормы;

– степень заряженности АКБ, при необходимости провести обслуживание;

– положение рамки сочленения.

После заправки топливного бака заполнить систему питания двигателя топливом

(удалить воздух из системы).

23

3.3 упРАВление АВТобусоМ и конТРоль его РАбоТы

3.3.1 конТРольные опеРАции, пРоиЗВодиМые пеРед ВыеЗдоМ

нА линию

Перед выездом на линию до запуска двигателя проверить:

– укомплектованность аварийными принадлежностями (аптечка, огнетушители,

молотки для разбивания стекол, знак аварийной остановки);

– функционирование привода дверей;

– состояние пассажирского салона, крепление сидений;

– уровень масла в поддоне двигателя;

– наличие топлива в топливном баке (по указателю уровня топлива);

– положение рамки сочленения (визуально).

После запуска двигателя проверить:

– функционирование приборов световой и звуковой сигнализации, контрольно-

измерительных приборов, контрольных ламп, стеклоочистителя и стеклоомывателя;

– свободный ход рулевого колеса. Проверку свободного хода рулевого колеса осу-

ществлять при работе двигателя на малых оборотах холостого хода и положении уп-

равляемых колес, соответствующем движению по прямой. Производить вращение ру-

левого колеса вправо-влево до начала поворота управляемых колес. Свободный ход не

должен превышать величины, установленной Правилами дорожного движения;

– положение кузова. Если положение кузова не соответствует норме, то провести

регулировку согласно пунктам 4.6.1 и 4.6.2;

Проверить визуально давление в шинах и крепление колес, при необходимости

подтянуть регламентированным моментом. Давление в шинах контролировать по

показаниям шинного манометра не реже одного раза в неделю, при необходимости

довести до нормы.

Осмотреть площадку под автобусом, чтобы выявить возможные течи масла, топ-

лива или охлаждающей жидкости по их следам на поверхности стояночной пло-

щадки. Эксплуатация автобуса с негерметичными системами запрещена.

Сразу после начала движения, на сухой дороге с твердым покрытием, проверить

работу рабочего и стояночного тормозов частичным приведением в действие орга-

нов управления тормозами.

После возвращения в парк необходимо произвести уборку пассажирского салона

и мойку автобуса.

3.3.2 ЗАпуск и пРогРеВ дВигАТеля пРи ТеМпеРАТуРе Выше - 5 °с

Запуск двигателя возможен только при нажатой клавишей «N» на пульте управ-

ления ГМП.

Запуск двигателя путем буксировки невозможен, так как нет механической связи:

колеса - карданный вал - ГМП - двигатель.

Запуск холодного двигателя при температуре окружающего воздуха выше -5 °С

производить в следующей последовательности:

– вставить ключ зажигания;

– убедиться в том, что включен стояночный тормоз, а коробка передач находится

в нейтральном положении (контроллер в положении «N»);

– перевести ключ в положение «I», при этом загорается контрольная лампа вклю-

чения ЭФУ 8 (табл. 2.1). При горящей контрольной лампе 21 электронной системы

управления двигателем запускать двигатель запрещается.

24

– после того как погаснет контрольная лампа ЭФУ 8 (приблизительно 20 секунд),

в течение 30 секунд запустить двигатель – перевести ключ в положение «II», не на-

жимая на педаль подачи топлива (положение педали подачи топлива при запуске

приводится в Инструкции по эксплуатации двигателя);

– сразу после запуска двигателя отпустить ключ (ключ автоматически возвраща-

ется в положение «I»).

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20 с.

Повторное включение стартера для запуска двигателя производить по истечении не

менее 1 мин.

После запуска двигателя зуммер не должен включаться. В противном случае вы-

яснить причину по сигналам контрольных ламп и устранить неисправность.

ПРОгРеВ ДВигАТеЛя

После пуска необходимо прогреть двигатель в течение 2-3 мин на минимальных

оборотах холостого хода, постепенно повышая обороты двигателя до средних (не

более 1600 об/мин).

Температура двигателя повышается на холостых оборотах очень медленно. Поэ-

тому двигатель следует прогревать не при стоящем автобусе, а в движении при сред-

ней нагрузке. Таким образом двигатель, ГМП и ведущий мост достигают рабочей

температуры наиболее экономичным способом.

Внимание! не допускается длительная (более 15 мин.) работа двигателя на

малых оборотах холостого хода!

Внимание! При отсутствии давления масла в системе смазки немедленно ос-

тановить двигатель!

3.3.3 пРогРеВ и ЗАпуск дВигАТеля с пРиМенениеМ пжд

При температуре окружающего воздуха ниже -5 °С двигатель перед запуском ре-

комендуется прогреть с помощью ПЖД.

ПЖД включается и выключается клавишным выключателем 10 (рис. 2.5), распо-

ложенным на левой панели переключателей. Для контроля процесса работы в щитке

приборов установлена контрольная лампа 31 (табл. 2.1).

Для быстрого прогрева двигателя перед запуском ПЖД необходимо открыть кран

прогрева двигателя 23 (рис. 4.1.5.1), а краны системы отопления 22, 24, 25 – закрыть.

После прогрева запустить двигатель, как указано в п. 3.3.2.

Внимание! не допускать работу Пжд при всех закрытых кранах, так как это

может привести к перегреву котла подогревателя.

После прогрева двигателя кран 23 должен быть закрыт, поскольку если его оста-

вить открытым, то значительно снизится эффективность обогрева салона и рабочего

места водителя.

Предостережение! Запрещается эксплуатировать жидкостный и воздушный

подогреватели в закрытых помещениях из-за опасности отравления и удушья.

Рассказать друзьям

Страницы