Автобус МАЗ-105. Руководство - часть 6
21
При открытом кране отопления рабочего места водителя 24 (рис. 2.8, рис. 4.1.5.1) ох-
лаждающая жидкость проходит также через конвектор 26.
Внимание! Во избежание термических трещин ветрового стекла не включать
максимальную мощность обдува обмерзшего ветрового стекла горячим воздухом!
В холодное время года включать обдув ветрового стекла при открытом кране 24
сразу после запуска холодного двигателя или ПЖД.
При недостаточной температуре охлаждающей жидкости (ниже 70 °С) необхо-
димо выключателем 10 (рис. 2.5) включить ПЖД. При включенном ПЖД повыша-
ется температура охлаждающей жидкости, а также увеличивается скорость ее цирку-
ляции через отопитель. Для информации о процессе работы ПЖД в щитке приборов
установлена контрольная лампа.
Для эффективного отопления салона кран прогрева двигателя 23 (рис. 2.8,
рис. 4.1.5.1) должен быть закрыт, а краны отопления салона 22 и 25 – открыты.
В любом случае при работе ПЖД один или несколько кранов должны быть от-
крыты, в противном случае будет закрыт поток охлаждающей жидкости, что может
вызвать перегрев подогревателя.
В зимний период для поддержания необходимого теплового режима двигателя,
салона автобуса и места водителя рекомендуется работа подогревателя одновре-
менно с двигателем во время движения автобуса. При использовании ПЖД необхо-
димо строго выполнять требования Руководства по устройству и эксплуатации ПЖД.
Предостережение! При движении автобуса включать Пжд только при от-
крытом кране отопления салона или фронтального отопителя (либо тех и дру-
гих одновременно).
Для обеспечения оптимального температурного режима на рабочем месте водителя
рядом с сиденьем установлен независимый воздушный отопитель. Управление воздуш-
ным отопителем осуществляется регулятором 3 (рис. 2.7). При промежуточном поло-
жении ручки регулятора отопитель автоматически обеспечивает заданную температуру
(от 10 °С до 35 °С). Контроль над температурой осуществляется блоком управления
по сигналу, получаемому от датчика температуры установленного в отопителе. При
крайнем правом положении ручки регулятора отопитель включается на максимальную
мощность, при этом автоматической регулировки температуры не происходит.
Предостережение! Запрещается эксплуатировать жидкостный и воздушный
подогреватели в закрытых помещениях из-за опасности отравления и удушья.
Предостережение! Запрещается эксплуатировать жидкостный и воздушный
подогреватель на автозаправочных станциях и в местах, где могут образовы-
ваться горючие пары и пыль (например, вблизи топливных, угольных, древесных
складов и т.п.). При подъезде к автозаправочной станции подогреватели должны
быть выключены заблаговременно (минимум за 5 мин. до въезда в опасную зону).
Обогрев салона производится естественной конвекцией от отопителей и конвек-
торов салона при открытых кранах отопления салона 22 и 25 (рис. 2.8, рис. 4.1.5.1).
Интенсивность обогрева может быть увеличена включением ПЖД и вентиляторов
отопителей.
Естественная вентиляция салона осуществляется через люки крыши и форточки.
Принудительная вентиляция осуществляется через крышные вентиляторы, кото-
рые включаются выключателем 4 (рис. 2.5). Крышки крышных вентиляторов откры-
ваются при повороте крышки вручную против часовой стрелки. Крышные вентиля-
торы включать при открытых крышках.
22
3 ЭксплуАТАция АВТобусА
3.1 обкАТкА АВТобусА
Одним из решающих условий обеспечения долговечности, эксплуатационной
надежности и экономичности автобуса является правильная его обкатка в началь-
ный период эксплуатации. Для новых автобусов установлен период обкатки, рав-
ный 1000 км.
В течение всего периода обкатки следует соблюдать следующие ограничения:
– скорость движения не должна превышать 3/4 максимальной для соответствую-
щей передачи, т.е. обороты двигателя не должны превышать 1700 мин
-1
;
– нагрузка автобуса не должна быть более 75 % от номинальной;
– недопустим перегрев двигателя.
После первых 100 км пробега обязательно подтянуть гайки крепления колес.
В процессе обкатки необходимо:
– проверять степень нагрева ступиц колес, тормозных дисков, картера главной
передачи ведущего моста сразу после остановки автобуса. При повышенном нагреве
необходимо выяснить причину и устранить неисправность;
– следить за уровнем масла в агрегатах и системах и при необходимости доли-
вать;
– следить за состоянием всех креплений. Ослабевшие гайки, винты и болты под-
тянуть. Особое внимание обращать на крепление рулевой сошки, картера рулевого
механизма, болтов крепления подвески, шаровых пальцев рулевых тяг, рычагов по-
воротных кулаков передней оси, гаек крепления колес, фланцев карданного вала;
– во время движения следить за показаниями приборов и своевременно прини-
мать меры по устранению ненормальной работы узлов и агрегатов автобуса.
После обкатки и проведения технического обслуживания можно постепенно вы-
ходить на эксплуатацию автобуса с полной нагрузкой.
3.2 подгоТоВкА АВТобусА к ЭксплуАТАции
Перед вводом автобуса в эксплуатацию следует провести ряд подготовительных
операций, связанных с контролем и заправкой эксплуатационными материалами.
Если автобус был законсервирован, то провести расконсервацию.
Кроме того, следует проверить:
– наличие охлаждающей жидкости и ее уровень в расширительном бачке. В слу-
чае необходимости, долить охлаждающую жидкость до необходимого уровня;
– уровень масла в поддоне двигателя, коробке передач, ведущем мосту, в сис-
теме гидроусилителя рулевого управления. Если необходимо, долить масло до тре-
буемого уровня;
– натяжение приводных ремней;
– давление воздуха в шинах, при необходимости довести его до нормы;
– степень заряженности АКБ, при необходимости провести обслуживание;
– положение рамки сочленения.
После заправки топливного бака заполнить систему питания двигателя топливом
(удалить воздух из системы).
23
3.3 упРАВление АВТобусоМ и конТРоль его РАбоТы
3.3.1 конТРольные опеРАции, пРоиЗВодиМые пеРед ВыеЗдоМ
нА линию
Перед выездом на линию до запуска двигателя проверить:
– укомплектованность аварийными принадлежностями (аптечка, огнетушители,
молотки для разбивания стекол, знак аварийной остановки);
– функционирование привода дверей;
– состояние пассажирского салона, крепление сидений;
– уровень масла в поддоне двигателя;
– наличие топлива в топливном баке (по указателю уровня топлива);
– положение рамки сочленения (визуально).
После запуска двигателя проверить:
– функционирование приборов световой и звуковой сигнализации, контрольно-
измерительных приборов, контрольных ламп, стеклоочистителя и стеклоомывателя;
– свободный ход рулевого колеса. Проверку свободного хода рулевого колеса осу-
ществлять при работе двигателя на малых оборотах холостого хода и положении уп-
равляемых колес, соответствующем движению по прямой. Производить вращение ру-
левого колеса вправо-влево до начала поворота управляемых колес. Свободный ход не
должен превышать величины, установленной Правилами дорожного движения;
– положение кузова. Если положение кузова не соответствует норме, то провести
регулировку согласно пунктам 4.6.1 и 4.6.2;
Проверить визуально давление в шинах и крепление колес, при необходимости
подтянуть регламентированным моментом. Давление в шинах контролировать по
показаниям шинного манометра не реже одного раза в неделю, при необходимости
довести до нормы.
Осмотреть площадку под автобусом, чтобы выявить возможные течи масла, топ-
лива или охлаждающей жидкости по их следам на поверхности стояночной пло-
щадки. Эксплуатация автобуса с негерметичными системами запрещена.
Сразу после начала движения, на сухой дороге с твердым покрытием, проверить
работу рабочего и стояночного тормозов частичным приведением в действие орга-
нов управления тормозами.
После возвращения в парк необходимо произвести уборку пассажирского салона
и мойку автобуса.
3.3.2 ЗАпуск и пРогРеВ дВигАТеля пРи ТеМпеРАТуРе Выше - 5 °с
Запуск двигателя возможен только при нажатой клавишей «N» на пульте управ-
ления ГМП.
Запуск двигателя путем буксировки невозможен, так как нет механической связи:
колеса - карданный вал - ГМП - двигатель.
Запуск холодного двигателя при температуре окружающего воздуха выше -5 °С
производить в следующей последовательности:
– вставить ключ зажигания;
– убедиться в том, что включен стояночный тормоз, а коробка передач находится
в нейтральном положении (контроллер в положении «N»);
– перевести ключ в положение «I», при этом загорается контрольная лампа вклю-
чения ЭФУ 8 (табл. 2.1). При горящей контрольной лампе 21 электронной системы
управления двигателем запускать двигатель запрещается.
24
– после того как погаснет контрольная лампа ЭФУ 8 (приблизительно 20 секунд),
в течение 30 секунд запустить двигатель – перевести ключ в положение «II», не на-
жимая на педаль подачи топлива (положение педали подачи топлива при запуске
приводится в Инструкции по эксплуатации двигателя);
– сразу после запуска двигателя отпустить ключ (ключ автоматически возвраща-
ется в положение «I»).
Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20 с.
Повторное включение стартера для запуска двигателя производить по истечении не
менее 1 мин.
После запуска двигателя зуммер не должен включаться. В противном случае вы-
яснить причину по сигналам контрольных ламп и устранить неисправность.
ПРОгРеВ ДВигАТеЛя
После пуска необходимо прогреть двигатель в течение 2-3 мин на минимальных
оборотах холостого хода, постепенно повышая обороты двигателя до средних (не
более 1600 об/мин).
Температура двигателя повышается на холостых оборотах очень медленно. Поэ-
тому двигатель следует прогревать не при стоящем автобусе, а в движении при сред-
ней нагрузке. Таким образом двигатель, ГМП и ведущий мост достигают рабочей
температуры наиболее экономичным способом.
Внимание! не допускается длительная (более 15 мин.) работа двигателя на
малых оборотах холостого хода!
Внимание! При отсутствии давления масла в системе смазки немедленно ос-
тановить двигатель!
3.3.3 пРогРеВ и ЗАпуск дВигАТеля с пРиМенениеМ пжд
При температуре окружающего воздуха ниже -5 °С двигатель перед запуском ре-
комендуется прогреть с помощью ПЖД.
ПЖД включается и выключается клавишным выключателем 10 (рис. 2.5), распо-
ложенным на левой панели переключателей. Для контроля процесса работы в щитке
приборов установлена контрольная лампа 31 (табл. 2.1).
Для быстрого прогрева двигателя перед запуском ПЖД необходимо открыть кран
прогрева двигателя 23 (рис. 4.1.5.1), а краны системы отопления 22, 24, 25 – закрыть.
После прогрева запустить двигатель, как указано в п. 3.3.2.
Внимание! не допускать работу Пжд при всех закрытых кранах, так как это
может привести к перегреву котла подогревателя.
После прогрева двигателя кран 23 должен быть закрыт, поскольку если его оста-
вить открытым, то значительно снизится эффективность обогрева салона и рабочего
места водителя.
Предостережение! Запрещается эксплуатировать жидкостный и воздушный
подогреватели в закрытых помещениях из-за опасности отравления и удушья.