Автобус МАЗ-105. Руководство - часть 2

5

Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при работе в моторной

шахте и отсеке ПЖД.

Запрещается эксплуатация автобуса при наличии подтекания топлива, масла и

других эксплуатационных жидкостей.

Запрещается эксплуатация автобуса при повреждении изоляции проводов элект-

рооборудования.

Запрещается разогревать двигатель открытым пламенем.

Запрещается использование открытого пламени в салоне и кабине водителя.

Запрещается хранить и перевозить в автобусе горючие жидкости и газы.

Запрещается во время эксплуатации и хранения автобуса наличие в моторном от-

секе и отсеке ПЖД любых материалов, не предусмотренных конструкцией автобуса.

Запрещается движение со спущенным одним или двумя спаренными колесами.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители в закрытых помеще-

ниях из-за опасности отравления и удушья.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители на автозаправочных

станциях и в местах, где могут образовываться горючие пары и пыль (например,

вблизи топливных, угольных, древесных складов и т.п.).

При появлении сигнала «ПОЖАР» на пульте управления системой автоматичес-

кого пожаротушения во время движения водитель обязан:

– немедленно остановить автобус, открыть все двери, нажать кнопку аварийного

выключателя, высадить пассажиров и удалить их на безопасное расстояние;

– действовать в строгом соответствии с требованиями Руководства по эксплуата-

ции «Система автоматического пожаротушения транспортного средства».

– люки моторного отсека можно открывать не ранее, чем через 5 минут после

включения системы пожаротушения (признак включения - выход белого аэрозоля из

отсека) с целью исключения повторного возгорания из-за уменьшения концентрации

аэрозоля вследствие его утечки и разбавления свежим воздухом;

– после тушения очага возгорания остатки аэрозоля удалить проветриванием,

осевший аэрозоль удалить сухой или влажной протиркой;

– заходить в автобус можно только после проветривания салона.

ЭксплуАТАционные огРАничения

К управлению автобусом допускать водителей, прошедших обучение правилам

эксплуатации автобуса МАЗ 105. Особое внимание должно быть уделено изучению

требований Руководства по эксплуатации «Системы автоматического пожаротуше-

ния транспортного средства».

Прежде чем приступить к эксплуатации автобуса, необходимо внимательно

изучить его устройство, указания по эксплуатации, техническому обслуживанию и

уходу, изложенные в данном Руководстве и Руководствах по эксплуатации состав-

ных частей автобуса.

Нормальная работа агрегатов и механизмов автобуса обеспечивается, если топ-

ливо, масла и другие эксплуатационные материалы применяются в соответствии с

указаниями, приведенными в «Химмотологической карте» настоящего Руководства.

Необходимо соблюдать объем и периодичность технического обслуживания, указан-

ные в настоящем Руководстве, с корректировкой периодичности в зависимости от

дорожных и климатических условий эксплуатации согласно ГОСТ 21624-81 с отмет-

кой проведенных работ в сервисной книжке.

6

В период обкатки автобуса строго выполнять указания, приведенные в данном

Руководстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как дальнейшая его работоспособ-

ность в большой степени зависит от того, насколько хорошо приработаются детали в

начальный период эксплуатации.

Во время движения следить за показаниями контрольно-измерительных прибо-

ров и за сигналами контрольных ламп.

Не начинать движение автобуса при давлении воздуха в контурах пневматичес-

кого привода тормозных механизмов ниже 550 кПа (5,5 кгс/см

2

), т.е. пока не погаснут

контрольные лампы, сигнализирующие о падении давления воздуха.

Запрещается запуск двигателя без масла и охлаждающей жидкости.

Запрещается заливать масло выше верхней метки на щупе.

Запрещается эксплуатация автобуса при отсутствии масла в ГМП или при уровне

масла ниже минимальной отметки.

Запрещается открывать крышку с паровым клапаном на расширительном бачке.

Запрещается запускать двигатель от внешнего источника питания присоедине-

нием проводов на клеммы стартера.

Запрещается использование зарядной станции или пускового устройства для

пуска двигателя.

Запрещается начинать движение при работающем зуммере.

Запрещается эксплуатация автобуса с неисправным или отказавшим гидроусили-

телем рулевого управления.

Запрещается движение при включенном нейтральном положении ГМП (нажата

клавиша «N»).

Запрещается отключать провода от выводов генератора и аккумуляторной бата-

реи при работающем двигателе.

Запрещается буксировка автобуса с исправной ГМП с присоединенным к ней

карданным валом со скоростью больше 30 км/ч и на расстояние более 10 км.

Запрещается буксировка автобуса при подозрении на неисправность ГМП (меха-

нической части) с присоединенным к ней карданным валом.

При мойке автобуса запрещается направлять струю воды на решетку воздухозабор-

ника, а также на изделия электрооборудования и места соединения электропроводов.

В зимнее время при мойке автобуса запрещается направлять струю воды на тормоз-

ные аппараты. В случае замерзания конденсата в пневмоприводе тормозов запреща-

ется отогревать аппараты, трубопроводы и воздушные ресиверы открытым пламенем.

Автобус оборудован системой, препятствующей началу движения при открытых

дверях. В целях безопасности перевозки пассажиров настоятельно рекомендуем не

эксплуатировать на городских маршрутах автобусы с выключенной или неисправ-

ной системой автоматического включения остановочного тормоза при открытых

дверях пассажирского салона.

При складывании секций автобуса на угол более 50° происходит замыкание

контактов конечного выключателя. В этом случае включается предупредительный

зуммер, загорается контрольная лампа аварийного складывания секций, а при вклю-

ченной передаче заднего хода автоматически включается остановочный тормоз. При

загорании контрольной лампы аварийного складывания секций необходимо принять

все меры для уменьшения угла складывания. Маневры, ведущие к увеличению угла,

могут повлечь поломку механизма поворота рамки сочленения.

7

1 общее описАние АВТобусоВ, Технические

хАРАкТеРисТики

1.1 инфоРМАционные дАнные АВТобусА

Идентификационный номер автобуса выбит снаружи автобуса на передней стенке

колесной арки правого переднего колеса, а также на заводской табличке, которая рас-

положена внутри автобуса на лицевой панели передка (справа от входа в переднюю

дверь).

Структура идентификационного номера (VIN) имеет следующий вид:

Y3М105465С0003906 (17 знаков), где:

Y – географическая зона РБ;

3 – международный код РБ;

М – международный код Минского автомобильного завода;

105465 (6 знаков) – обозначение модели (модификации) автобуса, где:

1 (4-й знак) – порядковый номер поколения автобуса (1-ое поколение);

0 (5-й знак) – код назначения автобуса (0 - городские автобусы);

5 (6-й знак) – порядковый номер модели;

4 (7-й знак) – код модификации кузова;

6 (8-й знак) – фирма-производитель двигателя (6 – Daimler);

5 (9-й знак) – код комплектации силового агрегата;

С (10-й знак) – год выпуска автобуса (D – 2013 г.. E – 2014 г. и т.д.);

0003906 (7 знаков) – порядковый производственный номер транспортного средства.

На заводской табличке наряду с идентификационным номером также нанесены:

– фирменный знак Минского автомобильного завода;

– номер «Одобрение типа» транспортного средства;

– полная масса автобуса, кг;

– допустимая осевая нагрузка на каждую ось, кг;

– тип установленного двигателя.

Модель и производственный номер автобуса, модель и номер двигателя, а также

номера узлов и агрегатов приведены в «Сервисной книжке», которая прикладыва-

ется к каждому автобусу.

1.2 сосТАВ АВТобусоВ

Заводом по состоянию на 01.02.2013 г. выпускаются автобусы МАЗ 105 в комп-

лектации, приведенной в таблице 1.1. Технические характеристики двигателя приве-

дены в таблице 1.3, технические характеристики автобуса приведены в таблице 1.2,

основные размеры – на рисунке 1.1.

По требованию заказчика может устанавливаться автоматическая централизо-

ванная система смазки узлов трения.

Таблица 1.1 – Комплектация автобуса

Обозначение

комплектации

Двигатель

Коробка передач

Ведущий

мост, i

Максимальная

скорость, км/ч

105465

OM 906 LA (Евро-3) Voith Diwa D 851.3E

5,00

77

8

Таблица 1.2 - Технические характеристики автобуса

Параметры

Номинальная пассажировместимость, чел

175/170/160

Число пассажирских мест для сидения

30/33/36

Общая площадь, предназначенная для пассажиров, м

2

32,07

Площадь для размещения стоящих пассажиров, м

2

18,2/17,24/16,6

Количество дверей для пассажиров

7

Количество дверей для водителя

1

Внутренняя высота салона в среднем проходе, мм

2355

Высота первой ступеньки над уровнем дороги, мм, не более

345

Высота пола над уровнем дороги, мм

590

Угол продольной гибкости, град.

10

Угол поперечной гибкости, град.

4

Угол горизонтальной гибкости, град.

51

Дорожный просвет, мм

160

Статический радиус колеса, мм

447

Высота переднего буксирного устройства, мм

715

Высота заднего буксирного устройства, мм

485

Снаряженная масса, кг

16000

Полная конструктивная масса, кг

27830/ 27530/ 26925

Распределение снаряженной массы по осям, кг:

- передняя ось первой секции

4900

- задняя ось первой секции

6300

- ось второй секции

4800

Распределение полной конструктивной массы по осям, кг:

- передняя ось первой секции

7100/ 7040/ 6955

- задняя ось первой секции

11285/ 11210/ 11140

- ось второй секции

9445/ 9280/ 8833

Внешний минимальный габаритный радиус поворота, м, не более

12

Максимальный подъем, преодолеваемый автобусом с полной мас-

сой, %, не менее

30

Время разгона автобуса с номинальной нагрузкой с места до скоро-

сти 60 км/ч, сек, не более

50

Нормы эксплуатационного расхода топлива в Руководстве не приводятся, так как они являются

ведомственными документами автотранспорта (в РБ нормы расхода топлива разрабатывает и ут-

верждает Министерство транспорта и коммуникаций РБ, в РФ – Министерство транспорта РФ).

Таблица 1.3 – Техническая характеристика двигателя

Модель двигателя

OM 906 LA III/4

Тип

Дизельный, с турбонаддувом и охлаждением

наддувочного воздуха

Экологичность

Евро-3

Число цилиндров

6

Расположение цилиндров

рядное

Диаметр цилиндра, мм

102

Ход поршня, S, мм

130

Рабочий объем, л

6,37

Номинальная мощность, кВт (л.с.)

205 (279)

Частота при номинальной мощности, мин

-1

2200

Максимальный крутящий момент, Нм

1100

Частота при макс. крутящем моменте, мин

-1

1200-1600

Рассказать друзьям

Страницы