Автобус МАЗ-105. Руководство - часть 1
- < Предыдущая
- Следующая >
Автобусный завод
ОАО «Минский автомобильный завод»
Автобусы МАЗ 105
Руководство по эксплуатации
Минск 2013
2
Руководство по эксплуатации* содержит сведения о конструкции, характеристи-
ках автобуса МАЗ 105, его составных частей и указания, необходимые для правиль-
ной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта,
хранения и транспортирования.
В первых трех разделах содержится информация по управлению и правилам экс-
плуатации автобуса. Так как эта информация предназначена в основном для води-
теля, то содержание первых трех разделов должно обязательно находиться в авто-
бусе.
В четвертом и пятом разделах содержится информация по устройству и техни-
ческому обслуживанию систем и составных частей автобуса. Информация предна-
значена для обслуживающего персонала.
Устройство и порядок обслуживания составных частей и систем автобуса (дви-
гателя, коробки передач, ПЖД, подогревателя воздуха, централизованной системы
смазки, системы автоматического пожаротушения) приведены в эксплуатационной
документации на эти составные части и системы.
Руководство разработано коллективом службы главного конструктора автобус-
ного завода ОАО МАЗ.
Ответственный за выпуск Липский Н.А.
Свои замечания и предложения по содержанию Руководства высылайте по ад-
ресу: sgk.doc-amaz@maz.by.
* В дальнейшем Руководство
Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ».
Перепечатка, перевод и размножение, даже вы-
борочно, без письменного разрешения ОАО «МАЗ»
запрещены.
3
ВВедение
Настоящее Руководство по эксплуатации предназначено для водителей и обслу-
живающего персонала эксплуатирующих организаций. В нем содержится техничес-
кое описание и правила эксплуатации автобуса МАЗ 105.
Руководство распространяется на автобусы различных комплектаций.
Автобус МАЗ 105 – сочлененный автобус, класс I согласно классификации Пра-
вил ЕЭК ООН №36, категория М3 согласно ГОСТ 31286.
Автобусы изготавливаются в климатическом исполнении У1 по ГОСТ 15150 и
предназначены для эксплуатации по дорогам с усовершенствованным покрытием.
Обслуживание составных частей автобуса, выпускаемых другими предприяти-
ями, следует производить в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации
этих составных частей.
В настоящем Руководстве приняты следующие условные обозначения и сокра-
щения:
АБС (ABS) – антиблокировочная система;
ПБС (ASR) – противобуксовочная система;
АКБ – аккумуляторная батарея;
АЦСС – автоматическая централизованная система смазки;
БК – блок коммутации;
БУ – блок управления;
ГМП – гидромеханическая передача;
ГУР – гидроусилитель руля;
КЛ – контрольная лампа;
КИП – контрольно-измерительные приборы;
ПЖД – подогреватель жидкости двигателя;
ЭФУ – электрофакельное устройство.
Руководство разработано по состоянию производства автобусов на 01.02.2013 года.
В связи с постоянной работой по совершенствованию автобусов в конструкцию мо-
гут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании.
В настоящем Руководстве по эксплуатации используются следующие указания
по технике безопасности:
Предостережение!
Служит для указаний по технике безопасности, несоблю-
дение которых опасно для жизни и здоровья людей.
Внимание!
Служит для указаний на способы и приемы, несоблюдение кото-
рых может привести к нарушениям в работе изделия (риск пов-
реждения изделия), или требуется повышенная осторожность в
обращении с изделием или материалами.
4
ТРебоВАния беЗопАсносТи
При работе на смотровой яме, а также в случае применения подъемных уст-
ройств, колеса автобуса должны быть надежно застопорены. При необходимости
следует применять предохранительные подставки.
Перед проведением работ по ремонту или монтажу электрооборудования необхо-
димо обесточить электрооборудование в целом.
Перед проведением любых работ в моторном отсеке и отсеке ПЖД, с целью ис-
ключения срабатывания системы автоматического пожаротушения, отключить АКБ
от бортовой сети, отсоединив провод «массы» от клеммы АКБ.
Выполнение ремонта на автобусе с запущенным двигателем не допускается, за
исключением производства контрольных и регулировочных работ, требующих вклю-
чения двигателя (если работы проводятся в отсеке двигателя или ПЖД, то перед
проведением работ необходимо отключить разъем питания базового блока системы
автоматического пожаротушения).
Поскольку охлаждающие жидкости и тормозные жидкости ядовиты, следует
строго соблюдать правила обращения с ними.
При проведении электросварочных работ на автобусе отключить АКБ от борто-
вой сети, соединить провода «+» и «-» между собой и разъединить разъемы элект-
ронных блоков управления (управления двигателем, ГМП, АБС, ЭФУ, ПЖД). Присо-
единять провод «массы» сварочного аппарата в непосредственной близости от места
сварки. Запрещается прокладывать кабель сварочного аппарата параллельно элект-
ропроводке автобуса.
При проведении сварочных и сверлильных работ в местах укладки пластмассо-
вых трубопроводов предохранять их от высоких температур (свыше 60 °C) и свароч-
ных брызг. Не допускается наличие воздуха под давлением в пневмосистеме при ее
ремонте, а также при проведении работ, связанных со сваркой и сверлением.
После ремонта сильно поврежденного автобуса перед его пуском в эксплуатацию
выполнить все технические контрольные измерения, предусмотренные для автобуса.
Запрещается покидать рабочее место водителя при работающем двигателе и не-
задействованном стояночном тормозе.
ТРебоВАния пожАРной беЗопАсносТи
Строго соблюдать требования безопасности, приведенные в Руководстве по
эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства»
(БЕЛСПЕЦРЕМОНТ).
Строго соблюдать требования пожарной безопасности для предприятий и орга-
низаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных
средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).
В процессе ремонта приборов электрооборудования применение бензина и дру-
гих взрывоопасных растворителей категорически запрещается. При проведении
таких работ следует пользоваться неогнеопасными растворителями. Сборку необ-
ходимо выполнять после предварительной сушки деталей. Избегать попадания раз-
личных моечных растворов в соединительные панели, пучки проводов и обмотки
приборов электрооборудования.
Не допускается скопление на двигателе и обшивке моторного отсека грязи, сме-
шанной с маслом или топливом, не допускается оставлять в моторной шахте обти-
рочные материалы.
- < Предыдущая
- Следующая >