Автобус МАЗ-105. Руководство - часть 1

Автобусный завод

ОАО «Минский автомобильный завод»

Автобусы МАЗ 105

Руководство по эксплуатации

Минск 2013

2

Руководство по эксплуатации* содержит сведения о конструкции, характеристи-

ках автобуса МАЗ 105, его составных частей и указания, необходимые для правиль-

ной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта,

хранения и транспортирования.

В первых трех разделах содержится информация по управлению и правилам экс-

плуатации автобуса. Так как эта информация предназначена в основном для води-

теля, то содержание первых трех разделов должно обязательно находиться в авто-

бусе.

В четвертом и пятом разделах содержится информация по устройству и техни-

ческому обслуживанию систем и составных частей автобуса. Информация предна-

значена для обслуживающего персонала.

Устройство и порядок обслуживания составных частей и систем автобуса (дви-

гателя, коробки передач, ПЖД, подогревателя воздуха, централизованной системы

смазки, системы автоматического пожаротушения) приведены в эксплуатационной

документации на эти составные части и системы.

Руководство разработано коллективом службы главного конструктора автобус-

ного завода ОАО МАЗ.

Ответственный за выпуск Липский Н.А.

Свои замечания и предложения по содержанию Руководства высылайте по ад-

ресу: sgk.doc-amaz@maz.by.

* В дальнейшем Руководство

Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ».

Перепечатка, перевод и размножение, даже вы-

борочно, без письменного разрешения ОАО «МАЗ»

запрещены.

3

ВВедение

Настоящее Руководство по эксплуатации предназначено для водителей и обслу-

живающего персонала эксплуатирующих организаций. В нем содержится техничес-

кое описание и правила эксплуатации автобуса МАЗ 105.

Руководство распространяется на автобусы различных комплектаций.

Автобус МАЗ 105 – сочлененный автобус, класс I согласно классификации Пра-

вил ЕЭК ООН №36, категория М3 согласно ГОСТ 31286.

Автобусы изготавливаются в климатическом исполнении У1 по ГОСТ 15150 и

предназначены для эксплуатации по дорогам с усовершенствованным покрытием.

Обслуживание составных частей автобуса, выпускаемых другими предприяти-

ями, следует производить в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации

этих составных частей.

В настоящем Руководстве приняты следующие условные обозначения и сокра-

щения:

АБС (ABS) – антиблокировочная система;

ПБС (ASR) – противобуксовочная система;

АКБ – аккумуляторная батарея;

АЦСС – автоматическая централизованная система смазки;

БК – блок коммутации;

БУ – блок управления;

ГМП – гидромеханическая передача;

ГУР – гидроусилитель руля;

КЛ – контрольная лампа;

КИП – контрольно-измерительные приборы;

ПЖД – подогреватель жидкости двигателя;

ЭФУ – электрофакельное устройство.

Руководство разработано по состоянию производства автобусов на 01.02.2013 года.

В связи с постоянной работой по совершенствованию автобусов в конструкцию мо-

гут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании.

В настоящем Руководстве по эксплуатации используются следующие указания

по технике безопасности:

Предостережение!

Служит для указаний по технике безопасности, несоблю-

дение которых опасно для жизни и здоровья людей.

Внимание!

Служит для указаний на способы и приемы, несоблюдение кото-

рых может привести к нарушениям в работе изделия (риск пов-

реждения изделия), или требуется повышенная осторожность в

обращении с изделием или материалами.

4

ТРебоВАния беЗопАсносТи

При работе на смотровой яме, а также в случае применения подъемных уст-

ройств, колеса автобуса должны быть надежно застопорены. При необходимости

следует применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или монтажу электрооборудования необхо-

димо обесточить электрооборудование в целом.

Перед проведением любых работ в моторном отсеке и отсеке ПЖД, с целью ис-

ключения срабатывания системы автоматического пожаротушения, отключить АКБ

от бортовой сети, отсоединив провод «массы» от клеммы АКБ.

Выполнение ремонта на автобусе с запущенным двигателем не допускается, за

исключением производства контрольных и регулировочных работ, требующих вклю-

чения двигателя (если работы проводятся в отсеке двигателя или ПЖД, то перед

проведением работ необходимо отключить разъем питания базового блока системы

автоматического пожаротушения).

Поскольку охлаждающие жидкости и тормозные жидкости ядовиты, следует

строго соблюдать правила обращения с ними.

При проведении электросварочных работ на автобусе отключить АКБ от борто-

вой сети, соединить провода «+» и «-» между собой и разъединить разъемы элект-

ронных блоков управления (управления двигателем, ГМП, АБС, ЭФУ, ПЖД). Присо-

единять провод «массы» сварочного аппарата в непосредственной близости от места

сварки. Запрещается прокладывать кабель сварочного аппарата параллельно элект-

ропроводке автобуса.

При проведении сварочных и сверлильных работ в местах укладки пластмассо-

вых трубопроводов предохранять их от высоких температур (свыше 60 °C) и свароч-

ных брызг. Не допускается наличие воздуха под давлением в пневмосистеме при ее

ремонте, а также при проведении работ, связанных со сваркой и сверлением.

После ремонта сильно поврежденного автобуса перед его пуском в эксплуатацию

выполнить все технические контрольные измерения, предусмотренные для автобуса.

Запрещается покидать рабочее место водителя при работающем двигателе и не-

задействованном стояночном тормозе.

ТРебоВАния пожАРной беЗопАсносТи

Строго соблюдать требования безопасности, приведенные в Руководстве по

эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства»

(БЕЛСПЕЦРЕМОНТ).

Строго соблюдать требования пожарной безопасности для предприятий и орга-

низаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных

средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).

В процессе ремонта приборов электрооборудования применение бензина и дру-

гих взрывоопасных растворителей категорически запрещается. При проведении

таких работ следует пользоваться неогнеопасными растворителями. Сборку необ-

ходимо выполнять после предварительной сушки деталей. Избегать попадания раз-

личных моечных растворов в соединительные панели, пучки проводов и обмотки

приборов электрооборудования.

Не допускается скопление на двигателе и обшивке моторного отсека грязи, сме-

шанной с маслом или топливом, не допускается оставлять в моторной шахте обти-

рочные материалы.

Рассказать друзьям

Страницы