МАЗ-256. Система отопления и вентиляции

4.12.6

МАЗ-256. Система отопления и вентиляции
Автобусы оборудованы системой отопления салона и рабочего места водителя с использованием тепла от системы охлаждения двигателя. Кроме этого для обогрева рабочего места водителя устанавливается независимый воздушный отопитель.
На автобусах применена двухконтурная система отопления. Принцип подключения и управление системой отопления приведены в разделах 4.1.5 «Система охлаждения двигателя» и 2.2.9. «Органы управления вентиляцией и отоплением».
Первый контур системы отопления, обогревающий рабочее место водителя, состоит из проходного крана 14 (рис. 4.1.5.1), трубопроводов и отопителя 1. Включение контура обогрева рабочего места водителя при выключенных контурах обогрева салона обеспечивает быстрый обогрев рабочего места водителя и устранение запотевания или обледенения ветрового стекла при подготовке автобуса к выезду. Отопление эффективно функционирует при закрытом кране быстрого прогрева двигателя 12.
Отопитель рабочего места водителя установлен в передней части автобуса. При открытом кране 14 теплоноситель подводится по шлангу 11 (рис. 4.12.6.1) к радиатору 4, установленному горизонтально в корпусе отопителя, и отводится в систему охлаждения двигателя по шлангу 8. Для удаления воздуха из системы на радиаторе установлен кран 3. Воздух через радиатор прогоняется тремя электрическими вентиляторами 15, интенсивность подачи теплого воздуха может изменяться регулятором, который расположен на левой панели щитка приборов. Забор воздуха для обогрева рабочего места водителя может осуществляться как снаружи, так и изнутри автобуса. Управление заслонкой 2 осуществляется ручкой 7. Правильное функционирова-ние привода заслонки обеспечивается закреплением оболочки троса 9 прижимом 10 при горизонтальном положении ручки 7 и рычага 12. При заборе воздуха снаружи воздух очищается от пыли фильтром 14, наклеенным на корпус отопителя.
Подогретый в отопителе воздух направляется через центральный воздуховод 5 в воздухораспределительную панель, а через воздуховоды 6 - в нишу к ногам водителя. Через отверстия в передней части панели и два центральных дефлектора воздух подается на ветровое стекло, через правый дефлектор воздух может подаваться на обогрев ветрового стекла или стекла двери водителя. Выход воздуховода 6 также оснащен дефлектором. Конструкция дефлектора позволяет регулировать как направление воздушного потока, так и количество подаваемого воздуха.
Съемная крышка 1 обеспечивает доступ к вентиляторам 15.
При наличии воздуха в контуре существенно снижается эффективность работы отопителя. Наиболее вероятно наличие воздуха в радиаторе отопителя. Воздух из радиатора отопителя удаляется при работающем двигателе и включенном ПЖД при открытом кране 14 (рис. 4.1.5.1) и закрытых кранах 11, 12 через кран выпуска воздуха 3 (рис. 4.12.6.1).
Для обеспечения оптимального температурного режима на рабочем месте водителя рядом с сиденьем установлен независимый воздушный отопитель. Управление воздушным отопителем осуществляется регулятором, расположенным на дополнительной панели слева от водителя. При промежуточном положении ручки регулятора отопитель автоматически обеспечивает заданную температуру (от 10 °С до 35 °С). Контроль над температурой осуществляется блоком управления по сигналу, получаемому от датчика температуры входящего в отопитель воздуха. При крайнем правом положении ручки регулятора отопитель включается на максимальную мощность, при этом автоматической регулировки температуры не происходит.

Рисунок 4.12.6.1 -Отопитель рабочего места водителя:
1 - крышка доступа к вентиляторам отопителя;
2 - заслонка;
3 - кран выпуска воздуха;
4 - радиатор отопителя;
5 - центральный воздуховод;
6 - воздуховоды;
7 - ручка переключения забора воздуха;
8 - шланг отвода жидкости;
9 - трос;
10 - прижим;
11 - шланг подвода жидкости;
12 - рычаг;
13 - электрический разъем вентиляторов отопителя;
14 - фильтр;
15 - вентиляторы

Максимальная теплопроизводительность отопителя составляет 2,0 кВт при расходе топлива 0,24 л/час и потреблении энергии 22 Вт.
В регулируемом диапазоне теплопроизводительность отопителя составляет 0,9.. .1,8 кВт при расходе топлива 0,12.0,22 л/час и потреблении энергии 9.18 Вт.
Вентиляция рабочего места водителя осуществляется через подвижное стекло окна водителя, а также через отопитель рабочего места водителя при закрытом кране 14 и заборе воздуха снаружи автобуса. Интенсивность вентиляции может быть повышена включением вентиляторов отопителя.
Естественная вентиляция салона на автобусах стандартной комплектации осуществляется через люки крыши и крышные вентиляторы (для автобусов МАЗ 256200 - через оконные форточки и люки крыши). В задней части боковин автобуса установлены решетки забора воздуха системы индивидуального обдува. По воздуховодам, расположенным в багажной полке воздух через дефлекторы индивидуального обдува 1 (рис. 4.12.6.2) подается к пассажирскому месту. Дефлектор позволяет регулировать как направление воздушного потока, так и количество подаваемого воздуха.

Рассказать друзьям

Страницы