МАЗ-256. Аккумуляторные батареи

4.11.5

МАЗ-256. Аккумуляторные батареи
На автобусах в специальном отсеке кузова установлены две аккумуляторные батареи типа 6СТ-140. Аккумуляторные батареи установлены на салазках, которые позволяют выдвигать каждый из аккумуляторов из отсека для его обслуживания. В транспортном положении салазки, с закрепленными на них аккумуляторными батареями, зафиксированы фиксаторами.
Для извлечения АКБ из отсека необходимо приподнять фиксатор и выдвинуть за ручку АКБ из отсека.
ОБСЛУЖИВАНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Обслуживание аккумуляторных батарей при проведении ТО-1 заключается в следующем:
- не реже одного раза в 2 недели проверить надежность крепления батарей и плотность контакта наконечников проводов с выводами батарей;
- наконечники проводов и выводы смазать техническим вазелином ВТ13-1 ТУ 38.101180-76 или смазками Литол-24 ГОСТ 21150-75, солидол С ГОСТ 4366-76;
- очистить батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытереть чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды (10 % раствор);
- проверить и, при необходимости, прочистить вентиляционные отверстия;
- проверить уровень электролита во всех аккумуляторах и, при необходимости, довести его до нормы дистиллированной водой. В холодное время года, во избежание замерзания, воду заливать непосредственно перед запуском двигателя для быстрого перемешивания ее с электролитом.
Не реже одного раза в квартал, а также при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя, проверить степень заряженности батареи по плотности электролита (таблица 4.11.1), одновременно замеряя его температуру, чтобы учесть температурную поправку, указанную в таблице 4.11.2
Батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом, снять с эксплуатации и поставить на зарядку.
Доливать электролит в аккумулятор запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его утечки. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в аккумуляторе до утечки.
Хранение Аккумуляторных Батарей
Батареи, снятые с автобуса на хранение, зарядить и довести плотность электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району.
Батареи устанавливать на хранение в состоянии полной заряженности и, по возможности, в прохладном помещении при температуре не выше 0 °С что замедляет саморазряд и коррозию аккумуляторных пластин. Это особенно важно для батарей, снятых с автобуса после длительной эксплуатации. Минимальная температура хранения должна быть не ниже -30 °С, что позволяет избежать образования трещин мастики. Установка батарей производится в один ряд выводными клеммами вверх.
В период хранения необходимо ежемесячно контролировать плотность электролита в батареях.
Заряжать батареи, поставленные на хранение, следует непосредственно перед их пуском в эксплуатацию или в тех случаях, когда выявлено падение плотности электролита (приведенной к 25 °С) ниже 1,230 г/см3.

МАЗ-256. ПРИВЕДЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ
Электролит для заливки батарей готовится из серной кислоты (ГОСТ 667-73) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72).
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, должна быть не выше 30 °С. Не рекомендуется заливать батареи электролитом с температурой ниже 15 °С.
Для получения электролита соответствующей плотности руководствуйтесь таблицей 4.11.3. Плотность электролита должна соответствовать климатической зоне в которой эксплуатируется автобус (см. табл. 4.11.1).
ЗАРЯДКА БАТАРЕЙ
Зарядку производить в помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.
Присоединить положительный вывод батарей к положительному полюсу источника тока, а отрицательный - к отрицательному. Включать батареи на зарядку, если температура электролита в них не выше 35 °С.
Ток зарядки для батарей 6СТ-140А - 14 А.
Зарядка батареи проводится до тех пор, пока не наступит обильное выделение газов во всех аккумуляторных батареях, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 часов.

Таблица 4.11.1 – Зависимость плотности электролита от климатических условий


Климатические условия

Плотность электролита аккумулятора

в полностью заряженной батарее

при разрядке на 25%

при разрядке на 50%

при полной разрядке

Северные районы с резко континентальным климатом и температурой окружающего воздуха ниже

-40 С: зимой………………

летом ………………


1,31

1,27


1,27

1,23


1,23

1,19


1,19

1,14

Северные районы с температурой окружающего воздуха до -40 С …………


1,29


1,25


1,21


1,16

Центральные районы

1,27

1,23

1,19

1,14

Южные районы

1,25

1,21

1,17

1,1

Таблица 4.11.2 – Температурная поправка для определения плотности электролита


Температура электролита при изменении его плотности, °С

-55…-41

-40…-26

-25…-11

-10…+4

5…19

20…30

31…45

46…60

Поправка к показанию денсиметра, г/см3

-0,05

-0,04

-0,03

-0,02

-0,01

0

0,01

0,02

Таблица 4.11.3 – Приготовление электролита необходимой плотности

Требуемая плотность электролита при 25 °С, г/см3

Количество воды и серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 при 25 °С, требующееся для получения 1 л электролита, л

вода

кислота

1,2

0,859

0,2

1,22

0,839

0,221

1,24

0,819

0,242

1,26

0,8

0,263

1,28

0,781

0,285

1,4

0,65

0,423

Напряжение контролировать вольтметром ГОСТ 8711-78 класса точности 1,0 со шкалой на 3 В и ценой деления 0,02 В.

Во время зарядки периодически проверять температуру электролита и следить, чтобы она не поднималась выше 45 °С. В случае, если температура окажется выше указанных значений, следует уменьшить зарядный ток наполовину или прервать зарядку на время, необходимое для снижения температуры до 30…35 °С.

В конце зарядки, если плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки, будет отличаться от нормы, необходимо произвести корректировку плотности электролита доливкой дистиллированной воды, если плотность выше нормы, или раствора кислоты плотностью 1,40 г/см3 , если она ниже нормы.

После корректировки плотности продолжить зарядку в течение 30 минут для полного перемешивания электролита, затем отключить батареи и через 30 минут произвести замер его уровня во всех аккумуляторах.

Если уровень электролита выше нормы, удалить его избыток резиновой грушей. После зарядки батареи сдаются в эксплуатацию.

Во время зарядки и обслуживания аккумуляторных батарей запрещается курить и пользоваться открытым пламенем.

Для приготовления электролита применять стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, пластмассовую, эбонитовую, свинцовую), в которую заливается сначала вода, а затем, при непрерывном перемешивании – серная кислота.


image

Предостережение! Во избежание несчастного случая запрещается вливать воду в концентрированную серную кислоту.

image

При приготовлении электролита и заливке батарей необходимо надевать очки, резиновые перчатки, резиновые сапоги, фартук или костюм из кислотостойкого материала.

При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу немедленно, до оказания медицинской помощи, осторожно удалите кислоту ватой, промыть пораженные места обильной струей воды, а затем 5 %-ным раствором кальцинированной соды.

Рассказать друзьям

Страницы