МАЗ-256. Антиблокировочная система тормозов
4.10.8
МАЗ-256. Антиблокировочная система тормозов
На автобусах установлена 4-х канальная антиблокировочная система (ABS) тормозов типа 4S/4K (4датчика /4 модулятора). Основное назначение системы - автоматическое поддержание максимальной эффективности торможения автобуса без блокировки (юза) колес независимо от того, на какой дороге происходит торможение - скользкой или сухой.
Кроме того, примененная конструкция ABS обеспечивает хранение (в том числе при отключении питания) и выдачу информации об отказах, возможность проведение компьютерной диагностики.
Работа системы
При включении питания (при повороте ключа в замке включения стартера в положение «I») загорается контрольная лампа 19 (рис. 2.4) с символом «АВS» и происходит тест-контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и устройств коммутации.
При исправной системе контрольная лампа гаснет через 2-3 секунды после включения питания или начале движения (когда автомобиль достигает скорости 5-7 км/ч). При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.) или контуров управления контрольная лампа загорается и не гаснет. При этом отключается питание соответствующих модуляторов и тормозная система или нерегулируемый ABS контур тормозной системы работает как при отсутствии ABS.
Система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков ABS при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или замене тормозных колодок (если при этом производилось снятие ступиц). Для нормальной работы ABS зазор (см. рис. 4.3.1) между индуктором 4 и датчиком 5 ABS не должен превышать 1,3 мм. Для установки минимального рабочего зазора между индуктором и датчиком необходимо, воздействуя на торец датчика с усилием 120-140 Н (12-14 кг с) или легким постукиванием неметаллическим предметом (в колесном узле заднего моста через специальное отверстие в суппорте и заглушку в щите тормоза) переместить в зажимной втулке в осевом направлении до упора в венец ротора и провернуть ступицу колеса на 2-3 оборота.
Устройство, обслуживание и диагностирование системы АБС «Экран» приведено в эксплуатационной документации на систему АБС, прикладываемой к автобусу.
Внимание! ремонт системы ABS должен проводиться высококвалифицированным персоналом прошедшим соответствующее обучение.
МАЗ-256. ПОИСК НЕИСПРАВНОСТЕЙ СИСТЕМЫ AB С ПОМОЩЬЮ ВСТРОЕННОЙ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ
Электронный блок управления ABS (ЭБУ) хранит в памяти каждую неисправность, которая была обнаружена.
Для включения режима считывания неисправностей необходимо держать нажатой кнопку диагностики ABS в течение 0,5.3 секунд после включения зажигания (кнопка расположена в блоке коммутации).
Световой мигающий код (блинк-код) неисправности выводится через контрольную лампу с символом «ABS» на щитке приборов. По блинк-коду, используя таблицу производителя системы ABS, можно установить тип неисправности или неисправный элемент. Возможные неисправности системы ABS и способы их устранения приведены в табл. 4.10.1.
Таблица 4.10.1 – Возможные неисправности ABS и способы их устранения
Проявления неисправности |
Причина |
Способ устранения неисправности |
При повороте ключа замка «зажигания» в положение “Приборы” не загорается контрольная лампа ABS |
Отсутствует или понижено напряжение бортовой сети автобуса. |
Проверить напряжение бортовой сети, при необходимости заменить АКБ. Проверить и при необходимости заменить предохранители питания ABS. |
Отсутствует напряжение питания на блоке управления ABS. |
Проверить предохранители питания блока управления ABS. Проверить проводку. |
|
Неисправность контрольной лампы или проводки. |
Заменить контрольную лампу. Устранить неисправность в проводке. |
|
Плохой контакт разъемов блока управления ABS |
Проверить контакт разъемов. Проверить штекеровку контактов. |
|
Неисправность блока управления ABS |
Заменить блок управления ABS. |
|
При движении со скоростью более 7 км/ч контрольная лампа ABS не гаснет. |
Увеличен зазор между датчиком и индуктором колеса. |
Проверить напряжение выходного сигнала датчика. Определить номер неисправного колеса и отрегулировать зазор. |
Неисправность катушки датчика, нарушен контакт в разъеме соединения датчика с кабелем, обрыв кабеля. |
Проверить активное сопротивление датчиков и кабелей, определить неисправные участок, цепь. Устранить неисправность путем замены датчика или кабеля. |
|
Неисправность катушки электромагнитных клапанов модулятора, нарушен контакт в разъеме, неисправность соединительного кабеля. |
Проверить активное сопротивление катушек электромагнитных клапанов модулятора, кабеля и разъема. Определить где неисправность. Устранить неисправность путем замены модулятора или кабеля. |
|
Замыкание на «массу» цепи контрольной лампы ABS |
Устранить неисправность путем тестирования проводки. |
|
Неисправность блока управления ABS. |
Заменить блок управления ABS. |
|
После достижения скорости 5…7 км/ч контрольная лампа ABS гаснет, но начинает мигать с частотой 0,5 Гц |
Выключатель ABS находится в положении “замкнуто”. |
Нажать выключатель в требуемое положение. Разомкнуть контакты выключателя. |
Неправильно оштекерованы провода в колодке выключателя ABS. |
Устранить неисправность путем тестирования проводки и штекеровки контактов. |
|
Замыкание на массу провода от выключателя ABS. |
Устранить неисправность путем тестирования проводки и штекеровки контактов. |
|
При торможении зажигается контрольная лампа, ABS работает с перебоями. |
Нарушение контакта в колодках блока управления ABS, нарушено крепление блока управления ABS. |
Устранить неисправность путем тестирования проводки и штекеровки контактов. Закрепить блок управления ABS. |
Нарушено крепление или увеличен воздушный зазор одного из датчиков колес. |
Проверить крепление датчиков, состояние разъемов и определить где неисправность. Устранить неисправность и уменьшить воздушный зазор. |
|
При торможении ABS отрабатывает, однако происходит блокировка одного из колес. |
Нарушение смазки, заедание разжимного кулака или роликов колодок тормоза. |
Разобрать колесный узел, устранить неисправность, восстановить смазку. |
Ослабла, деформирована или сломана стяжная пружина колодок тормоза. |
Заменить пружину. |
|
При нажатой тормозной педали происходит травление воздуха из атмосферного вывода модулятора. |
Нарушена герметизация выпускного диафрагменного клапана модулятора за счет попадания инородного тела между седлом клапана и диафрагмой. |
Заменить, или разобрать модулятор и устранить неисправность с последующей проверкой его герметичности в мастерской. |