МАЗ-256. РАБОТА ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ПРИВОДА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА
4.10.5
МАЗ-256. РАБОТА ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ПРИВОДА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА
Сжатый воздух из ресивера 7 через перепускной клапан 31 поступает к крану управления стояночным тормозом 11, от которого через двухмагистральный клапан 13 направляется в управляющую магистраль ускорительного клапана 26, в результате чего последний пропускает сжатый воздух напрямую из ресивера 7 в цилиндры энергоаккумуляторов тормозных камер 15.
При затормаживании автобуса стояночным тормозом (рукоятка крана 11 установлена в заднее фиксированное положение), воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана 26 и из цилиндров энергоаккумуляторов тормозных камер 15 выходит в атмосферу. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего моста. При аварийном падении давления в контуре привода стояночного тормоза или в контуре привода задних тормозов давление ниже 5,5 bar и последующем однократном приведении в действие стояночного тормоза, растормозить автобус для буксировки возможно только если вывернуть болты 1 (рис. 4.10.3) тормозных камер или устранив причину аварийного падения давления воздуха в указанных контурах и запитав после этого пневмосистему (возможна запитка от внешнего источника).
Кран управления стояночным тормозом имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автобус (запасной системой) с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки крана.
4.10.6
МАЗ-256. Работа привода остановочного тормоза
Остановочный тормоз включается при нажатии на кнопку 3 (см. рис. 2.5), находящуюся на панели приборов, и автоматически, при открытии служебных дверей автобуса и скорости автобуса ниже 5 км/ч.
Воздух через электропневмоклапан 19 (рис. 4.10.4) и клапан ограничения давления 20 подается в двухмагистральный клапан 13, и далее поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 12, в результате чего последний пропускает сжатый воздух из ресивера 6 в задние тормозные камеры 15.
ВНИМАНИЕ! Остановочный тормоз действует только при работающем двигателе.
4.10.7
МАЗ-256. Техническое обслуживание тормозной системы
РЕГУЛИРОВКА ХОДА ШТОКОВ ТОРМОЗНЫХ КАМЕР
В отрегулированных тормозах ход штоков тормозных камер должен быть в пределах 38.. .44 мм. При увеличении хода штоков, а также при замене регулировочного рычага, необходимо отрегулировать ход штоков тормозных камер. Разница в ходе штоков тормозных камер на одной оси не должна превышать 5 мм. Регулировка производится следующим образом:
- установить регулировочный рычаг (рис. 4.10.1) на вал разжимного кулака так, чтобы расстояние от вилки тормозной камеры до отверстия в корпусе рычага было равно 20...80 мм. Рычаг должен располагаться заглушкой 5 вперед по ходу штока тормозной камеры при торможении, а шестигранным концом вала-червяка 6 - к тормозной камере;
- вращая шестигранный конец вала-червяка 6 против часовой стрелки, при этом должны ощущаться щелчки муфты обратного хода, совместить отверстия вилки што-ка камеры и корпуса рычага, соединить рычаг с вилкой пальцем и зашплинтовать. Вал разжимного кулака должен оставаться в исходном положении под действием стяжной пружины колодок;
- повернуть поводок вместе с ухом управляющего привода 12 до упора (в сторону вращения рычага при торможении) и закрепить его в этом положении;
- нажать на педаль тормоза до упора, подав в тормозную камеру сжатый воздух при давлении 6 кгс/см2, не менее. При этом ход штока должен находиться в пределах 38.44 мм. Если ход штока тормозной камеры превышает 44 мм, необходимо провести регулировку, поворачивая против часовой стрелки шестигранную головку червяка 6.
Для отвода рычага необходимо вывернуть пробку 8, вывести отверткой подвижную полумуфту 3 из зацепления с зубьями неподвижной полумуфты, и, вращая вал-червяк 6 за регулировочный шестигранник по часовой стрелке, отвести рычаг на нужное расстояние.
МАЗ-256. РЕГУЛИРОВКА ПРИВОДА КРАНА РАБОЧИХ ТОРМОЗОВ
Расстояние между наиболее удаленной точкой педали тормоза 6 (рис. 4.10.5) и передней панелью (размер «А») должен составлять 242.245 мм. Размер «А» регулировать заворачиванием или отворачиванием упорного болта 2 при «отпущенной» контргайке. После регулировки застопорить упорный болт контргайкой.
Свободный ход педали тормоза должен составлять 3.4 мм. Свободный ход педали регулировать при снятой оттяжной пружине 5 изменением длины толкателя 4 при отпущенной контргайке 3. После регулировки застопорить толкатель контргайкой 3.
Рисунок 4.10.5 - Привод тормозного крана:
1 - тормозной кран; 2 - упорный болт; 3 - контргайка; 4 - толкатель; 5 - оттяжная пружина; 6 - педаль тормоза
МАЗ-256. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ И ЗАМЕНА ТОРМОЗНЫХ НАКЛАДОК
Конструкция тормозных механизмов предусматривает легкосъемный тормозной барабан и возможность визуального определения состояния тормозных накладок через люки в щитах тормоза 8 (см. рис. 4.3.1). При износе накладки до лимитирующего буртика накладки (высота буртика 5 мм), или при остаточной толщине материала накладки менее 1 мм до шляпок заклепок, их необходимо заменить.
Для замены изношенных накладок необходимо:
- снять колесо, вывернуть болты крепления тормозного барабана 1;
- ввернуть два демонтажных болта (резьба М16) в демонтажные резьбовые отверстия тормозного барабана и равномерным ввертыванием болтов демонтировать барабан;
- снять стяжные пружины 23;
- вывернуть болт и снять стопорную пластину осей колодок;
- выбить оси колодок в сторону щита тормоза и снять колодки;
- заменить изношенные накладки новыми, и произвести установку колодок в порядке, обратном снятию.
После приклепывания накладок для ускорения приработки производится их проточка в соответствии с инструкцией.
При установке тормозных колодок оси 6 смазать смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-75.
МАЗ-256. УХОД ЗА ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ТОРМОЗНЫМ ПРИВОДОМ
При обслуживании пневматического привода тормозов необходимо, прежде всего, следить за герметичностью системы в целом, а также ее отдельных элементов. Особое ВНИМАНИЕ обратить на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов и на места присоединения шлангов, т.к. здесь чаще всего возникают утечки сжатого воздуха. Места сильной утечки определяются на слух, а места слабой утечки - при помощи мыльной эмульсии. Утечка воздуха из соединений трубопроводов устраняется подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений.
Утечка устраняется подтяжкой соединительных гаек со следующим моментом:
- для трубопроводов диаметром 6 мм - 10.12 Н-м;
- для трубопроводов диаметром 8 мм - 12.16 Н-м;
- для трубопроводов диаметром 10 мм - 16.22 Н-м;
- для трубопроводов диаметром 12 мм - 22.28 Н-м;
- для трубопроводов диаметром 16 мм - 32.40 Н-м.
Во избежание поломки присоединительных бобышек на тормозных аппаратах момент затяжки штуцеров, пробок, гаек и другой арматуры не должен превышать 30.50 Н-м (3.5 кгс-м).
При замене трубопроводов ниппель должен быть вставлен во внутреннюю полость трубопровода до упора. При обжатии зажимной муфты на трубопроводе торец ниппеля должен быть прижат к упорному буртику арматуры. Зажимную муфту обжать затягиванием стяжной гайки моментом, соответствующем диаметру трубопровода (см. выше).
Проверку герметичности следует проводить при номинальном давлении в пневмоприводе, равном 0,8 МПа (8 кгс/см2).
Падение давления в ресиверах не должно превышать 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) от номинального в течение 30 мин при свободном положении органов управления и в течение 15 мин - при включенном.
Внимание! При недостаточной герметичности пневмосистемы увеличивается продолжительность работы компрессора в режиме наполнения, что оказывает неблагоприятное воздействие на процесс осушения воздуха. Возникшую утечку необходимо устранить немедленно.
Для обеспечения нормальной работы пневматического привода необходимо периодически проверять наличие конденсата в ресиверах. Проверка проводится на клапанах контрольного вывода блока диагностики.
Внимание! наличие конденсата указывает на выход из строя осушающего элемента осушителя воздуха. В этом случае необходимо немедленно заменить осушающий элемент осушителя воздуха!
Для замены осушающего элемента необходимо:
- очистить поверхность осушителя воздуха от пыли и грязи;
- обеспечить отсутствие давления сжатого воздуха в осушителе воздуха. Это требование можно обеспечить ослаблением резьбового соединения на подводе «1» или остановкой двигателя сразу после срабатывания регулятора давления (из глушителей шума осушителя воздуха и влагомаслоотделителя выходит воздух). Дождаться пока из глушителей полностью выйдет сжатый воздух;
- отвернуть осушающий элемент, поворачивая его против часовой стрелки (можно использовать специальный ключ);
- очистить поверхность корпуса, прилегающую к осушающему элементу и исключить попадание загрязнений во внутренние полости;
- смазать тонким слоем моторного масла уплотнение нового осушающего элемента и завернуть его усилием руки (момент затяжки около 15 Н-м);
- проверить работоспособность и герметичность осушителя воздуха.
Долговечность осушающего элемента зависит от погодных условий (влажность
воздуха), расхода компрессором масла (не более 1,5 г/ч) и герметичности пневмосистемы. Осушающий элемент должен заменяться перед началом каждого зимнего сезона эксплуатации автобуса.
Если срок эксплуатации осушающего элемента превышает указанные нормы и на контрольных клапанах ресиверов блока диагностики не наблюдается конденсата, то в виде исключения допускается дальнейшая эксплуатация автобуса. При этом необходимо ежедневно (в конце смены) проверять наличие конденсата на контрольных клапанах ресиверов и блока диагностики. При обнаружении конденсата осушающий элемент подлежит немедленной замене.
На автобусах устанавливается влагомаслоотделитель с устройством автоматического удаления конденсата, которое управляется осушителем воздуха.
Разгрузочное устройство 4 (рис. 4.10.6) влагомаслоотделителя работоспособно, если оно открывается («чихает») одновременно с разгрузочным устройством осушителя воздуха и остается открытым до тех пор, пока открыто разгрузочное устройство осушителя воздуха. Работоспособность разгрузочного устройства влагомаслоотделителя необходимо проверять при проведении ТО-1.
Если разгрузочное устройство влагомаслоотделителя не срабатывает, или происходит утечка воздуха на атмосферном выходе III или на выводе IV в режиме нагнетания воздуха в пневмосистему, то необходимо проверить состояние и, при необходимости, заменить уплотнительное кольцо 2 (100-3512025) или уплотнительное кольцо 3 (100-3512033). При установке кольцо смазать смазкой ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80 или смазкой ЖТ-72 ТУ 38.101.345-77.
В зимнее время, во избежание обмерзания глушителя шума 5, перед постановкой автобуса на длительную стоянку добиться срабатывания регулятора давления и сброса конденсата из влагомаслоотделителя и осушителя воздуха.
Не является неисправностью неодновременное наполнение воздушных ресиверов отдельных контуров. Работоспособность регулятора давления осушителя воздуха определяется по величине регулируемого давления, равного 0,8 ± 0,02 МПа (8 кгс/см2), и наличию срабатывания регулятора - автоматическому сбросу конденсата (периодическому «чиханию»).
Обслуживание тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи и проверке их герметичности, а также в подтяжке гаек крепления тормозных камер к кронштейну.
Для проверки стояночного тормоза на герметичность растормозить стояночный тормоз автобуса. При этом цилиндры наполнятся сжатым воздухом. Затем опреде-
лить на слух утечку. Наличие утечки воздуха указывает на повреждение уплотнительных элементов цилиндра. В этом случае заменить тормозные камеры с энергоаккумуляторами.
Внимание! Запрещается самостоятельная разборка тормозных камер с энергоаккумуляторами!
Пневматический привод тормозов автобуса скомплектован из пневматических приборов, которые не нуждаются в специальном обслуживании и регулировке (за исключением особо оговоренных в настоящем разделе). В случае их неисправности разборка и устранение дефектов могут производиться только в мастерских квалифицированными специалистами.
Рисунок 4.10.6- Влагомаслоотделитель с разгрузочным устройством:
1 - влагомаслоотделитель; 2 - уплотнительное О - образное кольцо (16х3,5); 3 - уплотнительное кольцо; 4 - разгрузочное устройство; 5 - глушитель шума.
I - подвод воздуха; II - отвод воздуха; III - атмосферный выход; IV - управление