МАЗ-256. Тормозные системы
4.10
МАЗ-256. Тормозные системы
4.10.1 общее описание
Автобусы оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы тормозов и других потребителей сжатого воздуха.
Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автобуса. Рабочая тормозная система оснащена антиблокировочной системой (ABS). Задний контур автобусов может оснащаться противобуксовочной системой (ASR).
Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автобуса на горизонтальной дороге или дороге с уклоном. Стояночная тормозная система воздействует на тормозные механизмы заднего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов - пневматический. Стояночная тормозная система должна удерживать автобус с полной нагрузкой на уклоне до 18% включительно.
При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу, и пружины приводят в действие тормозные механизмы.
Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости автобуса, или его остановки, в случае частичного или полного отказа одного из контуров рабочей тормозной системы. Функции запасной тормозной системы выполняет исправный контур рабочей тормозной системы. Функции запасной тормозной системы может выполнять также стояночная тормозная система. При использовании стояночной тормозной системы в качестве запасной рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положении. С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается за счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов.
Остановочный тормоз применяется при коротких остановках. Включение производится нажатием кнопки 3 (рис. 2.5.), а выключение повторным нажатием этой же кнопки. Также остановочный тормоз включается автоматически при открытии любой из служебных дверей автобуса и условии, что скорость автобуса ниже 5 км/ч. Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы заднего моста.
Вспомогательная тормозная система - моторный тормоз с дистанционным управлением заслонкой в системе выпуска отработавших газов и пневмоприводом выключения подачи топлива. Вспомогательная тормозная система предназначена для притормаживания автобуса без использования колесных тормозных механизмов.
4.10.2
МАЗ-256. ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Тормозные механизмы барабанного типа (см. рис. 4.3.1) с двумя внутренними колодками и тормозным барабаном.
Прижатие колодок к тормозному барабану во время торможения осуществляется S-образным разжимным кулаком 19, на конце вала которого установлен регулировочный рычаг 14 со встроенным автоматическим регулятором компенсации износа фрикционных накладок. Регулировочный рычаг (рис. 4.10.1) соединяется со штоком тормозной камеры. В отрегулированных тормозах ход штока тормозных камер должен быть в пределах 38.44 мм.
Для предотвращения попадания смазки в тормозные механизмы в опорах разжимных кулаков передних и задних тормозов установлены манжеты.
Диафрагменные тормозные камеры (рис. 4.10.2) предназначены для приведения в действие тормозных механизмов передних колес автобуса при включении рабочей тормозной системы. На передней оси автобуса установлены тормозные камеры размерности 16''.
Рисунок 4.10.1 -Регулировочный рычаг:
I - толкатель; 2 - шестерня; 3, 7 - уплотнительное кольцо; 4 - винт; 5 - управляющий привод; 6 - пробка; 8 - контрольный клапан; 9 - корпус; 10 - масленка;
II - подвижная полумуфта; 12 - пружина; 13 - заглушка; 14 - вал-червяк
Рисунок 4.10.2 - Передняя тормозная камера:
1 - крышка корпуса; 2 - бобышка; 3 - пружина; 4 - диафрагма; 5 - шток; 6 - вилка; 7 - корпус
Тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами (рис. 4.10.3) предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес заднего моста при включении рабочей, стояночной, запасной тормозных систем и остановочного тормоза. На ведущем мосту автобуса установлены тормозные камеры размерности 16/16''.
При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы приводятся в
действие штоками 13 диафрагменных секций тормозных камер, устройство и принцип работы которых практически не отличаются от передних тормозных камер.
При включении стояночной тормозной системы сжатый воздух выпускается из полости под поршнем 4, который под действием пружины 2 движется вправо и перемещает толкатель 6, последний через подпятник 7 воздействует на диафрагму 10 и шток 13 тормозной камеры, в результате чего происходит затормаживание автобуса.
При выключении стояночной тормозной системы сжатый воздух подается под поршень 4, который вместе с толкателем перемещается влево сжимая пружину 2, диафрагма 10 и шток 13 тормозной камеры под действием возвратной пружины 12 возвращаются в исходное положение.
При торможении стояночной тормозной системой в качестве запасной системы воздух из цилиндров энергоаккумуляторов выпускается частично, в меру необходимой эффективности торможения автобуса, что соответствует промежуточным положениям рукоятки крана управления. Таким образом, от величины угла поворота рукоятки крана зависит эффективность торможения.
Рисунок 4.10.3 - Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором:
1 - болт; 2, 12 - пружина; 3 - уплотнитель поршня; 4 - поршень; 5 - цилиндр; 6 - толкатель; 7 - подпятник; 8 - дренажная трубка; 9 - фланец цилиндра; 10 - диафрагма; 11 - диск; 13 - шток; 14 - вилка