МАЗ-256. Техническое обслуживание рулевого управления

4.9.1

МАЗ-256. Техническое обслуживание рулевого управления


МАЗ-256. УХОД ЗА РУЛЕВЫМ МЕХАНИЗМОМ И ЕГО РЕГУЛИРОВКА

Уход за рулевым механизмом заключается в периодической проверке и подтяжке резьбовых соединений, проверке герметичности всех уплотнений.
При правильной регулировке (при отрегулированных шарнирных соединениях рулевых тяг, подшипников ступиц передних колес и шкворневых соединений поворотных кулаков, при отсутствии воздуха в гидросистеме усилителя) усилие на ободе рулевого колеса при повороте управляемых колес на месте на площадке с асфальтовым покрытием должно быть при работающем двигателе не более 147 Н, а люфт рулевого колеса - не более 12°. В процессе эксплуатации автобуса допускается увеличение люфта до величины, указанной в «Правилах дорожного движения».


МАЗ-256. УХОД ЗА РУЛЕВЫМИ ТЯГАМ
При ТО-1 смазать через масленки шаровые пальцы до появления смазки из-под уплотнителя и проверить люфт в шарнирах рулевых тяг. Повышенный люфт устранить заворачиванием пробки 8 (рис. 4.9.3). Пробку сначала завернуть моментом 120.160 Н-м, затем отвернуть на 1/12.1/8 оборота. После регулировки пробка должна быть застопорена кернением крышки 5 в углубление корпуса наконечника. Если заворачиванием пробки люфт устранить не удается, то следует заменить сухари и шаровой палец.


МАЗ-256. УХОД ЗА КАРДАННЫМ ВАЛОМ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
При проведении ТО-2 смазать крестовины и шлицы карданных валов через масленки до появления свежей смазки из-под уплотнений. Для смазки крестовин без снятия карданных валов необходимо использовать специальный наконечник, обеспечивающий подачу смазки под прямым углом. Масленку для смазки шлицев вворачивать только для проведения смазки. Проверить отсутствие люфтов в шарнирах карданных валов и крепление вилок карданных валов.


МАЗ-256. УХОД ЗА БАКОМ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
При каждой замене масла следует промыть фильтрующий элемент 10 (рис. 4.9.4) в керосине или дизельном топливе с последующей продувкой сжатым воздухом изнутри и снаружи фильтра. В качестве рабочей жидкости используется масло TEXACO Texamatic 7045 Dexron III. Допускается применение масел ATF Dexron II или ATF Dexron III с характеристиками соответствующими температурным условиям эксплуатации автобуса.
Перед снятием крышки масляного бака необходимо тщательно очистить сам бак и рядом расположенные детали с целью исключения попадания загрязнений в масло.
Для снятия фильтрующего элемента необходимо отвернуть гайку 3 и снять крышку 5 с уплотнительным кольцом 1, вывернуть стержень 7 и вынуть его из корпуса в сборе с фильтром. Сжать пружину 11, вынуть стопор 6 и снять фильтр с предохранительным клапаном 8. Фильтр следует промывать в керосине или дизельном топливе с последующей продувкой сжатым воздухом изнутри и снаружи фильтра. При сильном загрязнении фильтр заменить.
Установка фильтра производится в обратной последовательности, при установке следует обратить внимание на целостность уплотнителя 1.
При попадании в систему инородных частиц и жидкостей рабочая жидкость подлежит обязательной внеплановой замене с промывкой фильтра 10.
ВНИМАНИЕ! В масляном баке может устанавливаться бумажный фильтрующий элемент 10. В таком случае необходимо проводить его замену с периодичностью указанной в химмотологической карте.

Проверка уровня рабочей жидкости и доливка ее по мере необходимости производится при заглушенном двигателе и положении колес, соответствующем прямолинейному движению. Уровень жидкости должен быть между нижней и верхней метками щупа.


МАЗ-256. ЗАМЕНА МАСЛА В СИСТЕМЕ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Замену масла необходимо производить при 4ТО-2, но не реже одного раза в два года в следующей последовательности:
- вывесить переднюю ось;
- вывернуть заливную пробку 2 (рис. 4.9.4) и сливную пробку 9 масляного бака;
- вывернуть пробку 15 (рис. 4.9.2) из картера, и медленно поворачивая рулевое колесо вправо - влево до упора, слить масло из гидросистемы;
- снять и промыть фильтрующий элемент 10. При наличии осадка на дне масляного бака его необходимо удалить.
Заливка масла в систему гидроусилителя руля и прокачка должны осуществляться следующим образом:
- установить рулевое колесо в положение движения по прямой;
- залить чистое масло в бак до верхней метки на щупе. Через 3...5 минут после заливки проконтролировать уровень масла в баке и при необходимости долить;
- запустить двигатель и дать поработать, не вращая рулевое колесо в течение 10...15 с. При этом необходимо доливать масло в бак до уровня. Затем, на холостом ходу плавно повернуть (наилучший результат достигается при предварительно вывешенных управляемых колесах) рулевое колесо из положения движения по прямой в каждое крайнее положение и обратно, при этом одновременно доливать в бачок масло до уровня. Продолжая плавно поворачивать управляемые колеса из одного крайнего положения в другое убедиться в том, что уровень масла в баке остается неизменным. При этом из гидросистемы должен удалиться воздух, что будет видно по мелким пузырькам в бачке, однако, масло при этом не должно вспениваться.
ВНИМАНИЕ! Удерживать рулевое колесо в крайних положениях не допускается.
После удаления воздуха долить масло до уровня между нижней и верхней метками щупа. При проверке уровня масла в баке передние колеса автобуса должны быть установлены в положение соответствующее движению по прямой.
ВНИМАНИЕ! Несвоевременная замена и применение загрязненного масла вызывает быстрый износ деталей насоса и рулевого механизма и как следствие преждевременный выход из строя.
ВНИМАНИЕ! Не допускается эксплуатация автобуса с неработающей системой гидроусилителя руля или пониженным уровнем (ниже допустимого) масла в бачке насоса гидроусилителя. При возникновении утечек масла или других неисправностях системы гидроусилителя руля необходимо снять приводной ремень с насоса гидроусилителя руля и, двигаясь на малой скорости, добраться до ближайшего технического пункта с целью восстановления работоспособности системы гидроусилителя руля.
ВНИМАНИЕ! Длительная работа на автобусах с неработающими гидроусилителем приводит к преждевременному изнашиванию механизма рулевого управления и выходу его из строя.
Работы по ремонту и обслуживанию рулевого управления рекомендуется проводить в условиях сервисных центров. Возможные неисправности системы рулевого управления, их причины и способы устранения приведены в табл. 4.9.2.

Таблица 4.9.2 – Возможные неисправности системы рулевого управления, их причины и способы устранения

Причина неисправности

Способ устранения

1

2

1. Неустойчивое движение автобуса на дороге (требуется регулярное подруливание для поддержания заданного направления движения)

1.1. Ослабление натяга упорных подшипников винта рулевого механизма

Прежде чем приступить к регулировке механизма необходимо: проверить давление воздуха в шинах, отсутствие зазоров и наличие смазки в узлах рулевого управления и правильность их положения, работу амортизатора, точность установочных углов передних колес, отсутствие зазора (люфта) в шлицевом соединении сошки с валом-сектором, так как все это влияет на работу рулевого механизма.

Для регулировки слить масло из системы гидроусилителя руля, снять рулевой механизм вместе с сошкой с автобуса. Очистить от пыли и грязи. Закрепить его входным валом 1 (рис. 4.9.2) вверх, ось винта 7 должна занять вертикальное положение.

Вывернуть регулировочные винты 34 концевых выключателей. Во избежание поломки механизма данное требование подлежит обязательному выполнению.

С помощью динамометрического ключа замерить момент проворачивания входного вала 1 в крайних положениях вала-сектора 39. Величину момента контролировать на половине оборота винта, не более, при этом в начале или конце контроля поршень-рейка 8 должна находиться в положении, соответствующем 1/8 оборота винта из крайнего положения.

При правильной затяжке подшипников момент проворачивания входного вала должен быть в пределах 3,5—4,5 Н·м. При этом должно отсутствовать осевое перемещение входного вала рулевого механизма при покачивании вал-сектора за сошку в среднем положении вал-сектора.

Если момент меньше указанного, необходимо произвести регулировку.

2. Недостаточная или неравномерная работа гидроусилителя руля

в баке, мутное масло)

Довести уровень масла до нормы и прокачать систему. Проверить затяжку и устранить соединения.

Прокачать систему. При наличии воды заменить масло.

3. Стук в рулевом механизме


3.1 Повышенный зазор в зубчатом зацеплении рулевого механизма
3.2 Слабая затяжка гайки крепления сошки механизма
Для регулировки слить масло из системы гидроусилителя руля, снять рулевой механизм с автобуса вместе с сошкой, очистить механизм от пыли и грязи. Закрепить его входным валом 1 вверх, ось винта 7 должна занять вертикальное положение.
Дополнительным признаком необходимости регулировки зацепления поршня-рейки 8 и вала-сектора 39 может служить зазор, ощутимый при покачивании вала-сектора в среднем положении, которое определяется поворотом входного вала на 3 оборота из любого крайнего положения.
С помощью динамометрического ключа замерить момент проворачивания входного вала в среднем положении вала-сектора. При отсутствии зазора в зацеплении поршня рейки и вала-сектора момент проворачивания входного вала в среднем положении должен находиться в пределах 5 - 7 Н-м.
Если момент не соответствует указанному пределу, необходимо произвести регулировку рулевого механизма, для этого:
1. Вывернуть регулировочные винты 34 концевых выключателей. Во избежание поломки механизма данное требование подлежит обязательному выполнению.
2. Снять сошку, выкрутить стопорные винты 27, снять крышки регулировочные 37.
3. Отрегулировать зазор в зубчатом зацеплении путем одновременного поворота опор вала-сектора 40 в отверстиях картера 12 по часовой стрелке, если смотреть со стороны шлиц вала-сектора, специальным ключом до обеспечения проворота входного вала рекомендованным моментом при переходе через среднее положение.
4. Зафиксировать опоры 40 вала-сектора регулировочными крышками 37 при помощи стопорных винтов 27.
Окончательно проверить момент на входном валу в среднем положении вал-сектора момент не должен превышать 7 Н-м. Затянуть стопорящие винты моментом 8 - 10 Н-м.
5. Установить механизм на автобус, выкрутить пробку 35, подключить в это отверстие манометр, рассчитанный на давление 20 МПа, залить масло в систему гидроусилителя руля.
6. После прокачки системы гидроусилителя при работающем двигателе вывернуть управляемые колеса вправо до упора, создав в напорной магистрали гидроусилителя максимальное давление. Ввернуть регулировочный винт концевого выключателя 34 в картере механизма до падения давления в напорной магистрали до 3 МПа, не более.
Повторить операцию при повороте рулевого колеса до упора влево, закручивая регулировочный винт в корпусе распределителя. Начало срабатывания каждого концевого выключателя определяется падением давления в напорной магистрали на 0,3 - 0,5 МПа. Начало срабатывания концевых выключателей должно соответствовать углу поворота вал-сектора на 24+2 либо 47+2 градусов в каждую сторону от среднего положения. 7. Ввернуть пробку резьбовую 35, при необходимости долить масло и прокачать систему гидроусилителя.

3.2 Слабая затяжка гайки крепления сошки механизма

Подтянуть гайку крепления сошки

В процессе эксплуатации гидросистемы рулевого управления могут возникать неотраженные в таблице неисправности, для устранения которых требуется квалифицированная помощь специалиста. Просим обращаться на завод-изготовитель.
Узел рассчитан на весь установленный срок эксплуатации автобуса.
Частичная или полная разборка рулевого механизма с целью ремонта либо замены уплотнений на предприятиях, не оснащенных специальным испытательным оборудованием (испытательные стенды) и без специальной подготовки персонала не рекомендуется.
Изготовление большинства деталей без использования особых технологий и высокоточного специального оборудования практически невозможно.

Рассказать друзьям

Страницы