МАЗ-256. Колеса и шины
4.8
МАЗ-256. Колеса и шины
На автобусе применяются дисковые колеса размерности 6,75х17,5", приспособленные под бескамерные шины размерности 235/75R17,5". Центрирование колеса на ступице производится по центральному отверстию диска колеса.
Колеса укомплектованы шинами, указанными в табл. 4.8.1.
Таблица 4.8.1 - Давление воздуха в шинах
Обозначение шины |
Давление в шинах, МПа (кгс/см2) |
|||
МАЗ 2561** |
МАЗ 2562** |
|||
передние |
Задние (сдвоенные) |
передние |
Задние (сдвоенные) |
|
235/75 R17,5 мод. Бел-96 130/128M |
0,695 (7,1) |
0,585 (6,0) |
0,755 (7,7) |
0,615 (6,3) |
Matador 235/75 R17,5 FR2 132/130M Continental 235/75 R17,5 LSR1 132/130L Bridgestone 235/75 R17,5 R294 132/130M Semperit 235/75 R17,5 M434 132/130L |
0,785 (8,0) |
Уход за колесами и шинами
Ежедневно, перед выездом на линию, визуально проверить давление в шинах, крепление и состояние колес, при необходимости довести давление до нормы и подтянуть гайки крепления колес регламентированным моментом.
Не реже одного раза в неделю и при ТО-1:
-
проверить затяжку гаек крепления колес. При этом нельзя наращивать плечо ключа – это может привести к травме, срыву резьбы или скручиванию болтов. Момент затяжки гаек колес – 450…500 Н·м (46…51 кгс·м). После установки новых дисков колес произвести первую подтяжку гаек колес через 50...100 км пробега;
-
проверить давление в шинах по показаниям манометра. Давление проверять при холодной шине.
Для подкачки шин в дорожных условиях нужно использовать клапан контрольного вывода, установленный на осушителе воздуха, или клапан контрольного вывода ресиверов тормозов. При подкачке шины необходимо предварительно снизить давление в тормозной системе до 6...6,5 кгс/см2 несколькими последовательными нажатиями на тормозную педаль (для включения компрессора в режим накачки), а затем довести давление в шине до указанного в таблице 4.8.1.
Повышенному износу шин способствует наличие зазоров в подшипниках ступиц и шарнирах поперечной рулевой тяги, неправильная регулировка схождения колес, а также наличие люфта в соединении «шкворень балка передней оси».
При эксплуатации шин придерживаться следующих основных правил:
-
ежедневно перед выездом проверить давление в шинах и, при необходимости, довести его до нормы.
-
не допускать попадания на шины топлива, масла и других нефтепродуктов.
-
не допускать установки на одной оси шин с различными типами рисунка протектора.
Разница в глубине рисунка протектора между шинами левой и правой сторон ведущего моста не должна превышать 5 мм (при замере канавки рисунка протектора по центру беговой дорожки). Большая разница приводит к постоянной работе шестерен дифференциала, излишнему их износу и потерям на трение.
При шиномонтажных работах категорически запрещается:
-
приступать к демонтажу шины с диска, не убедившись в том, что из нее выпущен воздух;
-
использовать кувалды, ломы и другие тяжелые предметы, способные деформировать детали колес;
-
использовать колеса с поверхностными повреждениями: некруглостью, местными выпуклостями, трещинами, а также с грязью, коррозией и наплывами краски;
-
использовать шины имеющие повреждения боковин или беговой дорожки;
-
превышать давление воздуха в шине выше допустимой.
Проверку герметичности колеса после монтажа и накачки шины производить полным погружением колеса в ванну с водой, при этом не должно быть выделения пузырьков воздуха. После монтажа шины и проверки герметичности провести балансировку колеса.
Порядок установки колеса на ступицу следующий:
-
смазать центровочную поверхность диска колеса тонким слоем графитной смазки УсСА;
-
установить колесо на ступицу и навернуть гайки;
-
произвести затяжку гаек колес в следующем порядке: сначала затянуть верхнюю, а затем диаметрально противоположную ей гайку. Остальные гайки затягивать также попарно (крест-накрест). Затяжку проводить вручную в три приема 250/400/500 Н·м. В процессе эксплуатации в силу различных причин балансировка колес может быть нарушена. Для обеспечения безопасности, оптимальной плавности хода и равномерного износа в течение всего срока службы рекомендуется выполнять баланси-
ровку колес не менее двух раз в течение срока службы шин.