МАЗ-256. Передняя ось
4.7
МАЗ-256. Передняя ось
Передняя ось автобуса состоит из двух колесно-ступичных узлов (рис. 4.7.1), которые установлены на шкворнях 16, запрессованных с натягом в отверстия неразрезной цельнометаллической балки передней оси 13. Поворотный кулак 7 установлен на игольчатых подшипниках 10, которые уплотнены со стороны балки уплотнительными кольцами, установленными во втулки, а с наружной стороны уплотнительными кольцами, установленными в заглушки 9. Заглушки застопорены пружинными стопорными кольцами. Для обеспечения проточной смазки в отверстия заглушек ввернуты масленки 8, а в поворотный кулак контрольные клапаны 11.
Между нижней стороной балки и нижней проушиной поворотного кулака установлен упорный подшипник 15. Осевой зазор между поворотным кулаком и проушиной балки регулируется установкой регулировочных шайб 12 необходимой толщины (зазор должен быть 0,05.0,3 мм). К нижней проушине поворотного кулака крепятся болтами рычаги рулевой трапеции. В рычагах трапеции сделаны конические отверстия под шаровые пальцы наконечников поперечной рулевой тяги. Регулировка ограничения угла поворота колес осуществляется упорным болтом 14, который своей головкой при максимальном угле поворота кулака должен упираться в бобышку на балке оси, упорный болт после регулировки должен быть застопорен контргайкой (угол поворота левого колеса влево и правого колеса вправо должен быть 44.45°).
Ступица 18 вращается на двух роликовых подшипниках 4 и 20, подшипники воспринимают как радиальные, так и осевые нагрузки, действующие на колесо.
Рисунок 4.7.1 - Ступица переднего колеса:
1, 19 - болты; 2 - тормозной барабан; 3 - тормозная колодка; 4, 20 - подшипники; 5 - щит тормоза; 6 - манжета; 7 - поворотный кулак; 8 - масленка; 9 - заглушка; 10 - игольчатый подшипник; 11 - контрольный клапан; 12 - регулировочная шайба; 13 - балка передней оси; 14 - упор; 15 - упорный подшипник; 16 - шкворень; 17 - индуктор АБС; 18 - ступица; 21 - стяжной болт; 22 - крышка; 23 - гайка; 24 - шайба
Подшипники крепятся на поворотном кулаке клеммной гайкой 23 через шайбу 24. Гайка после регулировки подшипников стопорится затягиванием стяжного болта 21. Уплотнение подшипников обеспечивается с внутренней стороны манжетой 6, а с наружной стороны - крышкой 22 с прокладкой. В ступицу запрессованы болты 1 для крепления диска колеса, на эти же болты установлен тормозной барабан 2.
МАЗ-256. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕРЕДНЕЙ ОСИ
При 2ТО-1 проверить люфт подшипников ступиц, герметичность уплотнений шкворня и ступицы по отсутствию жировых пятен на соединениях поворотного кулака.
Через одно ТО-2 заменить смазку в ступицах колес и произвести регулировку подшипников. При проведении ТО-2 проверить и при необходимости отрегулировать угол схождения колес.
Регулировку подшипников ступицы необходимо проводить также при повышенном нагреве ступицы или при повышенном осевом люфте ступицы.
Регулировку схождения необходимо производить, когда износ протектора правого и левого колеса неодинаков, или неодинаков износ внутренней и наружной стороны протектора одного колеса.
При проведении всех ТО визуально проверить крепление рычагов к поворотным кулакам и целостность шплинт-проволоки, при необходимости затянуть болты соответствующим моментом с обязательным стопорением шплинт-проволокой.
Регулировка подшипников ступицы
- поднять домкратом ось со стороны регулируемой ступицы;
- снять крышку 22 (рис. 4.7.1) с прокладкой;
- вращая колесо, убедиться в отсутствии трения тормозного барабана о колодки;
- расстопорить клеммовую гайку 23, вывернув на 2.3 оборота стопорный болт 21;
- отвернуть на пол-оборота гайку 23 и затянуть ее моментом силы 225.245 Н-м (23.25 кгс-м), при затяжке гайки ступицу необходимо проворачивать для самоуста-новки роликов в подшипниках;
- отвернуть клеммовую гайку 23 на угол 80.90° и проверить вращение ступицы. Ступица должна вращаться свободно, но без ощутимого люфта (осевой зазор в подшипниках должен быть в пределах 0,02.0,08 мм), при необходимости повторить регулировку;
- затянуть стопорный болт 21 моментом силы 49.69 Н-м (5.7 кгс-м);
- заложить в крышку около 0,1 кг смазки Литол-24. При замене смазки в подшипниковом узле ступицы, после промывки или замены подшипников, в узел закладывается 0,4 кг смазки. При установке обильно смазываются сепараторы подшипников и все пространство между роликами, а оставшаяся часть закладывается в полость между подшипниками и в крышку;
- установить крышку с прокладкой и закрепить ее болтами с пружинными шайбами.
Проверка и регулировка схождения колес
Перед проверкой схождения колес необходимо проверить крепление рычагов рулевой трапеции, шаровые соединения рулевых тяг и подшипники ступицы на отсутствие люфтов.
Для проверки схождения необходимо:
- установить автобус на ровной горизонтальной площадке;
- установить колеса в положение соответствующее движению по прямой;
- установить измерительную линейку за осью в горизонтальной плоскости между торцами барабанов на уровне оси колеса и измерить расстояние между торцами тормозных барабанов;
- переместить автобус так, чтобы колеса повернулись на 180°, установить линейку перед осью в горизонтальной плоскости на уровне оси колеса, и также измерить расстояние между торцами тормозных барабанов. Размер, замеренный в первом случае должен быть на 0,5 .1 мм больше.
Для регулировки схождения необходимо ослабить гайки стяжных болтов клемм наконечников поперечной рулевой тяги на обоих концах, и вворачивая (выворачивая) ее в наконечники обеспечить правильную величину схождения. При этом необходимо проверить, чтобы длина резьбы, вворачиваемая в наконечники с левой и правой стороны, была одинаковой, разность длин ввернутых участков не должна быть более 4 мм. После регулировки затянуть гайки стяжных болтов моментом силы 70.90 Н-м (7.9 кгс-м).