МАЗ-256. КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
4.2
МАЗ-256. КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к ведущему мосту.
Карданная передача состоит из промежуточного карданного вала 1 (рис. 4.2.1) с опорой 4 и основного карданного вала 5 .
Карданные шарниры одинаковы по устройству и, каждый из них состоит из вилки карданного вала, фланца-вилки и крестовины 12, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках 9. Игольчатые подшипники уплотнены комбинированными торцовыми уплотнениями 11, напрессованными на шипы крестовины.
Шлицевое соединение герметизируется двумя сальниками 16 и 17. Для смазки шлицевого соединения установлена масленка 3. Смазка подшипника опоры промежуточного вала 4 производится через масленку 21.
Карданная передача сбалансирована. Для отметки взаимного расположения сбалансированного комплекта на карданных валах нанесены метки «В». Разукомплектование карданных валов не допускается.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Обслуживание карданной передачи состоит в контроле затяжки гаек крепления фланцев карданной передачи, проверке затяжки болтов 10 (рис. 4.2.1) крепления крышек игольчатых подшипников 7 и гаек крепления промежуточной опоры к поперечине рамы шасси, а также проведении смазки согласно химмотологической карте.

Рисунок 4.2.1 - Карданный вал:
1 - промежуточный карданный вал; 2 - балансировочные пластины; 3, 13, 21 - масленки; 4 - опора промежуточного вала; 5 - основной карданный вал; 6 - вилка; 7 - крышка игольчатого подшипника; 8 - стопорная пластина; 9 - игольчатый подшипник; 10 - болт; 11 - торцевое уплотнение; 12 - крестовина; 14, 18 - гайки; 15 - шайбы; 16, 17 - сальники; 19 - отражатели; 20 - распорная втулка
При износе или разрушении уплотнений игольчатых подшипников их следует своевременно заменять новыми, так как цапфы крестовин и сами подшипники быстро изнашиваются в результате загрязнения или вытекания смазки. Необходимо также следить за состоянием сальниковых уплотнений шлицевого соединения. При нарушении этого уплотнения износ шлицевого соединения возрастает, что может привести к повышенному биению карданного вала.
Нельзя допускать ослабления крепления крышек игольчатых подшипников, т.к. при этом возрастает осевой люфт между донышком подшипника и шипом крестовины, что может привести к разрушению донышка или обрыву болтов крепления крышек, а в итоге - к разрушению карданного вала. Поэтому ослабленные болты крепления крышек следует обязательно подтянуть моментом 13,7.17,6 Н-м и застопорить загибанием одного из выступов стопорной пластины 9 на грань болта. Если подтяжкой не удается устранить значительный радиальный или торцовый зазор в подшипнике крестовины, то подшипник необходимо заменить.
Крепление фланцев карданного вала следует проверять при каждом ТО-1. Гайки болтов крепления фланцев должны быть затянуты моментом силы 157.196 Н-м. Не допускается применение обычных болтов для крепления фланцев карданного вала, необходимо применять только оригинальные болты, которые имеют повышенный класс прочности. Пружинные шайбы устанавливать со стороны головки болта.
ВНИМАНИЕ! Карданные валы необходимо собирать таким образом, чтобы оси шипов крестовин лежали в одной плоскости. Несоблюдение данного требования влечет за собой поломку карданного вала и деталей трансмиссии автобуса.
При разборке следует помечать все детали карданного шарнира, чтобы при сборке их устанавливать на те же места. Гайка 18 должна быть затянута моментом 274.353 Н-м. Карданные валы необходимо собирать так, чтобы метки «В», нанесенные на них находились на одной линии. При сборке шайбы 15 должны быть развернуты прорезями на 180°.
