МАЗ-256. Сцепление
4.1.8
МАЗ-256. Сцепление
Силовой агрегат комплектуется фрикционным, однодисковым сцеплением с диа-фрагменной нажимной пружиной SACHS MF 362 (Германия)
4.1.9 привод управления сцеплением
На автобусах МАЗ 256 применяется гидравлический привод сцепления с пневматическим усилением (рис. 4.1.9.1).
При нажатии на педаль 6 при выключении сцепления усилие от ноги водителя через рычаг и толкатель 1 передается к подпедальному цилиндру 7, откуда жидкость под давлением по трубопроводу 14 поступает в пневмогидроусилитель 11, при этом обеспечивается подача сжатого воздуха в ПГУ по трубопроводу 10.
Суммарное усилие, определяемое давлением воздуха в цилиндре ПГУ и давлением жидкости, передается на толкатель 9 и через вилку выключения 8 обеспечивает перемещение муфты с выжимным подшипником, необходимое для выключения сцепления.
Пневмогидроусилитель привода сцепления служит для уменьшения усилия на педали сцепления. На автобусах применяются ПГУ «WABCO» или «KNORR-BREMSE».
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИВОДА УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ
При техническом обслуживании сцепления и его привода следует проверить:
- уровень жидкости в пополнительном бачке;
- герметичность гидравлической и пневматической системы привода;
- функционирование сцепления;
- произвести первую замену тормозной жидкости при проведении первого ТО-1, в последующем жидкость заменять не реже одного раза в 2 года.
Контроль за уровнем жидкости проводится ежедневно перед выездом на линию, уровень жидкости должен быть на 15...20 мм ниже кромки заливной горловины пополнительного бачка.
РЕГУЛИРОВКА СВОБОДНОГО И РАБОЧЕГО ХОДА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ
Свободный ход на конце педали сцепления должен составлять 2.5 мм, что обеспечивает зазор «Ж» между толкателем 1 (рис. 4.1.9.1) и поршнем подпедального цилиндра - 0,5.1 мм.
Свободный ход в процессе эксплуатации регулировать вращением верхнего упорного болта 3 (при отворачивании болта свободный ход педали увеличивается). После регулировки болт застопорить контргайкой.
Рабочий ход педели сцепления должен составлять 123.128 мм. Необходимость регулировки рабочего хода может возникнуть только при замене деталей привода сцепления. Рабочий ход регулировать вращением упорного болта 5 при отпущенной контргайке (при отворачивании болта рабочий ход педали увеличивается). На автобусах с КПП СААЗ регулировать рабочий ход педали сцепления, контролируя ход толкателя 9 (ход должен составлять 25.28 мм).
После регулировки проверить функционирование привода. Для этого, нажав на педаль до упора, включать первую передачу или задний ход. Передачи должны включатся без шума.
Рисунок 4.1.9.1 – гидропневматический привод сцепления:
1, 9 толкатель; 2 оттяжная пружина; 3, 5 упорный болт; 4 контргайка; 6 педаль; 7 подпедальный цилиндр; 8 вилка выключения; 10 переходник; 11 ПГУ; 12 клапан прокачки; 13 воздушный трубопровод; 14 гидравлический трубопровод; 15 пополнительный бачок
УДАЛЕНИЕ ВОЗДУХА ИЗ ГИДРОПРИВОДА СЦЕПЛЕНИЯ
Для удаления воздуха из гидропривода сцепления необходимо:
- удалить воздух из ресивера потребителей через контрольный клапан в блоке диагностики;
- проверить величину свободного хода «Ж»;
- долить жидкость в пополнительный бачок до нижней кромки наливной горловины;
- снять защитный колпачок с клапана прокачки 12, надеть на головку клапана шланг и опустить второй конец шланга в емкость с тормозной жидкостью;
- отвернуть клапан на 1/2 - 3/4 оборота и резко нажать на педаль сцепления, а затем плавно отпустить. Продолжать «прокачку» до выхода жидкости из шланга без пузырьков воздуха. В процессе «прокачки» доливать жидкость в пополнительный бачок и следить за тем, чтобы шланг был постоянно погружен в жидкость;
- завернуть клапан 12, снять с клапана шланг и надеть защитный колпачок;
- долить жидкость до необходимого уровня.
Для полной замены жидкости проводить «прокачку» до выхода из системы около 0,25 л рабочей жидкости.
Замену рабочей жидкости с использованием источника подачи жидкости под давлением 0,1...0,2 МПа проводить в следующем порядке:
- удалить воздух из ресивера потребителей через контрольный клапан в блоке диагностики;
- проверить величину свободного хода «Ж»;
- подставить под пополнительный бачок емкость;
- снять защитный колпачок с клапана прокачки 12 и надеть на головку клапана шланг источника подачи рабочей жидкости под давлением 0,1...0,2 МПа;
- включить источник подачи рабочей жидкости и отвернуть клапан прокачки на один оборот. Продолжать подачу жидкости до выхода из бачка около 0,25 л жидкости. Прекратить подачу жидкости, только при выходе жидкости из бачка без пузырьков воздуха;
- завернуть клапан 12, отключить источник подачи жидкости;
- провести окончательную «прокачку» педалью сцепления.