МАЗ-256. Система охлаждения двигателя

4.1.5

МАЗ-256. Система охлаждения двигателя

Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима работы двигателя.

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Система охлаждения двигателя объединена с системой отопления салона и рабочего места водителя.

Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона автобуса представлена на рис. 4.1.5.1.

Основными элементами системы являются радиатор, расширительный бачок, вентилятор с вязкостной муфтой, термостат, циркуляционный насос.

Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе при работающем двигателе (80...97 °С) поддерживается автоматически термостатом и производительностью вентилятора, изменяющейся в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Привод муфты вентилятора осуществляется от коленвала. Натяжение ремней привода циркуляционного насоса и генератора описано в Руководстве по эксплуатации двигателя.

Радиатор – трубчато-ленточный с трубками овального сечения. Радиатор закреплен через резиновые подушки на кронштейнах шасси.

Расширительный бачок (рис. 4.1.5.2) служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагрева и повышения статического напора на всасывании водяного насоса с целью предотвращения кавитации. Он позволяет контролировать уровень охлаждающей жидкости, а также производить удаление воздуха из системы охлаждения. На расширительном бачке установлена заливная пробка 4 и паровоздушная пробка 2. Установлен расширительный бачок в


отсеке перед передней служебной дверью. Доступ к заливной горловине осуществляется через люк отсека, закрываемый съемной крышкой.


Рисунок 4.1.5.1 – Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона:

1 отопитель рабочего места водителя; 2 радиатор; 3 расширительный бачок; 4 циркуляционный насос двигателя; 5 двигатель; 6 циркуляционный насос подогревателя; 7 подогреватель жидкостный; 8 салонные отопители; 9 конвекторы; 10 воздухоотделительный бачок; 11 кран отопления салона; 12 кран прогрева двигателя; 13 напорный коллектор; 14 кран отопления рабочего места водителя; 15 термостат


Рисунок 4.1.5.2 – Расширительный бачок:

1 пароотводящий патрубок; 2 паровоздушная пробка; 3 хомут; 4 пробка заливной горловины; 5, 7 перегородка; 6 датчик аварийного уровня; 8 дренажная трубка; 9 заглушка; 10 уплотнительное кольцо

Паровоздушная пробка 2 имеет два клапана – впускной и выпускной (паровой). Выпускной клапан поддерживает в системе охлаждения избыточное давление 70 кПа (0,7 кгс/см2), а впускной препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя. Впускной клапан открывается и соединяет систему охлаждения с атмосферой при разрежении 1…13 кПа (0,01…0,13 кгс/см2).

Техническое Обслуживание Системы Охлаждения Двигателя

Для нормальной работы системы охлаждения необходимо:

  • заполнять систему охлаждения только низкозамерзающей жидкостью в соответствии с химмотологической картой;

  • заливать жидкость через воронку с сеткой, используя для заливки чистую заправочную посуду;

  • следить за рабочей температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 80…97 °С;

  • ежедневно контролировать уровень охлаждающей жидкости по контрольной лампе на щитке приборов и при необходимости доливать. Уровень охлаждающей жидкости следует контролировать при холодном двигателе;

  • при ТО-1 произвести проверку и регулировку натяжения приводных ремней;

  • при ТО-1 проверять исправность уплотнительного кольца пробки заливной горловины на расширительном бачке;

  • при ТО-2 проверить функционирование клапанов паровоздушной пробки и датчика аварийного уровня жидкости в расширительном бачке;

  • производить замену охлаждающей жидкости с периодичностью, приведенной в Инструкции по эксплуатации двигателя.

Для поддержания оптимального температурного режима в зимний период эксплуатации рекомендуется при работе двигателя использовать ПЖД (см. пункт 2.2.9).

В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Прочистку можно производить струей сжатого воздуха, направленной в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

Из системы охлаждения и системы отопления жидкость сливается через кран на нижнем патрубке водяного насоса двигателя, кран или пробку котла подогревателя и через отверстия на трубопроводах системы отопления (сливные пробки расположены под ступеньками служебной двери). Жидкость сливать при открытой пробке заливной горловины и открытых кранах системы отопления и прогрева двигателя. Под места слива охлаждающей жидкости для ее сбора должны устанавливаться емкости необходимого объема.


image

Внимание! После слива охлаждающей жидкости строго запрещается запускать двигатель (даже на короткий срок), так как это приведет к перегреву деталей цилиндропоршневой группы и преждевременному выходу двигателя из строя.

image

Заполнять систему охлаждения двигателя и систему отопления автобуса необходимо по край заливной горловины 4 расширительного бачка (см. рис. 4.1.5.2) при открытых кранах системы отопления и прогрева двигателя. Для удаления воздуха из систем, после их заполнения, запустить двигатель и циркуляционный насос ПЖД.

Для удаления воздуха из системы быстрого прогрева двигателя при работающем двигателе на 2…3 мин. открыть кран прогрева двигателя и закрыть краны системы отопления.

Для удаления воздуха из отопителя рабочего места водителя необходимо закрыть краны прогрева двигателя и отопления салона, и при открытом кране отопителя рабочего места водителя и открытом кране выпуска воздуха на отопителе рабочего места водителя поддерживать средние обороты двигателя до выхода охлаждающей жидкости из крана выпуска воздуха без воздушных пузырьков.

Для удаления воздуха из системы отопления салона необходимо открыть кран отопления салона, закрыть другие краны и поддерживать средние обороты двигателя в течение 3…5 мин.

После удаления воздуха долить жидкость по край заливной горловины расширительного бачка, жидкость доливать при остановленном двигателе.

Уровень жидкости в системе охлаждения контролируется электрическим датчиком аварийного уровня 6. При недостаточном уровне охлаждающей жидкости на щитке приборов загорается контрольная лампа. При загорании лампы необходимо проверить герметичность системы охлаждения двигателя и отопления салона, устранить утечки и заполнить систему до края заливной горловины.

Рассказать друзьям

Страницы