МАЗ-256. Система питания двигателя воздухом
4.1.3
МАЗ-256. Система питания двигателя воздухом
Система питания двигателя воздухом предназначена для забора воздуха из атмосферы, очистки его от пыли и распределения по цилиндрам. Она состоит из воздухозаборника 1 (рис. 4.1.3.1), соединенного с впускным патрубком воздушного фильтра 12, воздуховодов, охладителя наддувочного воздуха 2, и соединительных шлангов. Для контроля засоренности фильтрующего элемента воздушного фильтра в воздуховоде установлен датчик 4, который соединен с контрольной лампой на щитке приборов.
Рисунок 4.1.3.1 - Схема системы питания воздухом двигателей с турбонаддувом:
I - воздухозаборник; 2 - охладитель наддувочного воздуха; 3, 7, 9 - соединительные шланги; 4 - датчик засоренности фильтра; 5, 6, 14 - воздуховоды; 8 - турбокомпрессор; 10 - шланг компрессора;
II - кронштейн; 12 - воздушный фильтр; 13 - хомут
Воздушный фильтр (рис. 4.1.3.2) сухого типа, двухступенчатый, с бункером для сбора пыли и сменным картонным фильтрующим элементом. Герметичность корпуса (соединения бункера с корпусом) обеспечивает уплотнительное кольцо 5, герметич-ность полости фильтрующего элемента обеспечивается прокладкой 1 и прокладками 6. Фильтрующий элемент крепится к корпусу гайкой-барашком 9. Бункер к корпусу крепится гайкой-барашком 8.
Воздух из заборника через входной патрубок 12 попадает в первую инерционную ступень для предварительной очистки. В результате спирального завихрения потока воздуха крупные частицы пыли под действием инерционных
сил попадают в окно бункера 10 и оседают в нем. Предварительно очищенный в первой ступени воздух поступает во вторую ступень со сменным картонным фильтрующим элементом 2, с помощью которого осуществляется более тонкая очистка. Затем, через выходной патрубок 13 и воздуховод 5 (рис. 4.1.3.1), очищенный воздух нагнетается турбокомпрессором 8 по воздуховоду 14 в охладитель наддувочного воздуха 2. Далее охлажденный воздух под давлением поступает через воздуховод 6 во впускной коллектор двигателя для распределения его по цилиндрам.
Охладитель наддувочного воздуха типа воздух-воздух изготовлен из плоских теплообменных элементов с нарезанным оребрением.
Рисунок 4.1.3.2 - Воздушный фильтр:
1 - прокладка фильтрующего элемента; 2 - фильтрующий элемент; 3 - кронштейн; 4 - держатель фильтрующего элемента; 5 - уплотнительное кольцо; 6 - прокладка; 7 - шпилька; 8, 9 - гайка-барашек; 10 - бункер; 11 - корпус; 12 - входной патрубок; 13 - выходной патрубок
МАЗ-256. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВОЗДУХОМ
При проведении всех ТО:
- проверить состояние и крепление хомутами патрубков, соединяющих воздушный фильтр, воздуховоды, турбокомпрессор, охладитель наддувочного воздуха и впускной коллектор. При наличии изменений в структуре материала патрубков, их следует заменить;
- проверить по контрольной лампе засоренность фильтрующего элемента воздушного фильтра.
При ТО-2 произвести очистку бункера фильтра.
При ТО-2 и после внеочередных разборок всасывающего тракта провести проверку герметичности всасывающего тракта двигателя.
При ТО-2 или сильной загрязненности наружной поверхности охладителя наддувочного воздуха его следует очищать совместно с радиатором системы охлаждения.
Обслуживание воздушного фильтра необходимо проводить, если фильтрующий элемент исчерпал свой ресурс. При определении срока обслуживания руководствоваться данными датчика засоренности.
Проверку засоренности с использованием контрольной лампы датчика засоренности фильтрующего элемента провести в следующей последовательности:
- кратковременно довести разогретый двигатель до максимальной частоты вращения. Если загорается контрольная лампа засоренности воздушного фильтра на панели приборов, то необходимо провести обслуживание воздушного фильтра.
Производители двигателей рекомендуют менять фильтрующий элемент, а не чистить, чтобы избежать повреждений и обеспечить максимальную защиту двигателя.
Для снятия фильтрующего элемента необходимо отвернуть гайку-барашек 8 (рис. 4.1.3.2), снять шайбы и бункер 10. Отвернуть гайку-барашек 9, снять уплотнительную прокладку 6, шайбу и извлечь фильтрующий элемент 2. Если корпус фильтра сильно загрязнен, то необходимо отсоединить хомуты 13 (рис. 4.1.3.1) и снять корпус фильтра с автобуса.
Если чистка фильтрующего элемента неизбежна, то продувать фильтрующий элемент сухим сжатым воздухом под давлением не более 5 бар, направляя струю воздуха под углом к поверхности внутреннего кожуха, до полного удаления пыли.
Внимание! Чистка выбиванием не допускается! Фильтрующий элемент заменяется даже при незначительном повреждении, иначе в двигатель попадает неочищенный воздух!
После каждого обслуживания, а также при установке нового фильтрующего элемента, необходимо произвести визуальную проверку, просветив его изнутри. При наличии механических повреждений фильтрующего элемента он подлежит замене. 38
После каждой разборки впускного тракта необходимо производить проверку его герметичности. Система должна быть герметична при давлении воздуха 20+2 кПа (0,2+0,02 кгс/см2) от фильтра до входа в турбокомпрессор и 200±20 кПа (2,0±0,2 кгс/см2) от турбокомпрессора до входа в двигатель. Проверку на герметичность проводить в течение 5 минут. Места неплотностей соединений допускается определять методами задымления, обмыливания или ультразвуковым течеискателем.
Внимание! При испытаниях воздушного тракта на промежутке от фильтра до входа в турбокомпрессор, предварительно вывернуть электрический датчик засоренности воздушного фильтра и заглушить отверстие. После проверки датчик завернуть обратно (момент затяжки не более 2 н^м (0,2 кгс^м)).
Если при проверке герметичности системы обнаружено нарушение герметичности охладителя наддувочного воздуха, то его необходимо снять для исправления дефектов, отсоединив подводящий и отводящий трубопроводы.
После ремонта охладителя наддувочного воздуха его необходимо проверить на герметичность. Для этого опустить охладитель в воду и подать внутрь воздух под давлением 200 кПа. Отсутствие пузырьков воздуха указывает на герметичность охладителя.
Внимание! Во избежание попадания воды внутрь воздушного фильтра, запрещается при мойке автобуса направлять струю воды на воздухозаборник._
Размещение перед охладителем каких-либо предметов, не предусмотренных конструкцией автобуса, не рекомендуется из-за возможного снижения мощностных параметров двигателя и увеличения количества вредных веществ в отработавших газах.
4.1.4
МАЗ-256. Система смазки двигателя
Описание устройства технического обслуживания системы смазки для конкретного двигателя приведены в Руководстве по эксплуатации двигателя.
На автобусах с двигателем ММЗ перед охладителем наддувочного воздуха установлен радиатор-охладитель масла.