МАЗ-256. Кнопки и выключатели
МАЗ-256. Кнопки и выключатели
На панели переключателей (рис. 2.5) расположены выключатели и переключатели режимов работы аппаратов электрооборудования:
-
– кнопки закрывания и открывания служебных дверей. При нажатии на кнопку открывается служебная дверь и включается остановочный тормоз. Закрывание двери производится повторным нажатием кнопки. После полного закрывания двери гаснет контрольная лампа, встроенная в кнопку и выключается остановочный тормоз;
-
– кнопка блокировки дифференциала (может не устанавливаться на автобусах, оборудованных ПБС). При нажатии на кнопку приводится в действие электропневмоклапан блокировки дифференциала и загорается контрольная лампа работы блокировки дифференциала на центральной панели и контрольная лампа, встроенная в кнопку. При повторном нажатии блокировка дифференциала отключается;
-
– кнопка включения остановочного тормоза с контрольной лампой. Нажатием кнопки до фиксированного утопленного положения включается остановочный тормоз. Одновременно загорается контрольная лампа остановочного тормоза на центральной панели и контрольная лампа кнопки. Выключение производится повторным нажатием кнопки;
-
– выключатель обогрева наружных зеркал заднего вида;
-
– выключатель крышных вентиляторов. Включает крышные вентиляторы в режиме притока свежего воздуха;
-
– выключатель освещения багажных отсеков. Включает фонари в багажных отсеках;
-
– выключатель-регулятор воздушного отопителя. При повороте ручки по ходу часовой стрелки включается воздушный отопитель рабочего места водителя. С помощью регулятора осуществляется плавное регулирование температуры обогреваемого пространства;
8 – выключатель освещения рабочего места водителя. Включает фонарь над местом водителя;
9 – выключатель освещения салона (трехпозиционный). Клавиша нажата сверху – освещение выключено. Среднее положение клавиши выключателя – включено индивидуальное освещение.
Клавиша нажата снизу – включено общее освещение;
Рисунок 2.5 – Панель переключателей:
5 1 кнопки открывания и закрывания дверей;
10 2 кнопка блокировки дифференциала;
6 3 кнопка включения остановочного тормоза;
9 4 выключатель обогрева зеркал;
7 5 выключатель крышных вентиляторов;
6 выключатель освещения багажных отсеков;
8 7 выключатель-регулятор воздушного отопителя;
8 выключатель освещения рабочего места водителя; 9 выключатель освещения салона;
10 выключатель вентиляторов салонных отопителей; 11 выключатель вентиляторов индивидуального обдува; 12 выключатель ПЖД.
-
– выключатель вентиляторов салонных отопителей. Вентиляторы включать при необходимости повышения эффективности отопления салона (2-е скорости);
-
– выключатель вентиляторов индивидуального обдува. Вентиляторы включать при необходимости повышения эффективности вентиляции;
-
– выключатель ПЖД. В I-ом положении включается только циркуляционный насос подогревателя, во II-ом – подогреватель жидкости (на щитке приборов загорается контрольная лампа 13 (см. рис.2.5).
Внимание! При прогреве двигателя включать Пжд только при открытом кране прогрева двигателя.
При достижении охлаждающей жидкостью рабочей температуры (около 78 °С) подогрев отключается автоматически, но продолжает работать циркуляционный насос и воздушный вентилятор подогревателя.
Если температура охлаждающей жидкости снизится до +70 °С, то подогрев снова включается. После выключения ПЖД контрольная лампа 13 гаснет только спустя некоторое время (около 2-х мин.).
На автобусах с подогревателем Thermo 90S устанавливается двухпозиционный переключатель.
На щитке приборов (рис. 2.4) расположены следующие кнопки и переключатели: 23 – кнопка включения аварийной световой сигнализации с контрольной лампой. Включение аварийной световой сигнализации осуществляется нажатием кнопки (кнопка отжата), при этом загорается мигающим светом встроенная в кнопку контрольная лампа. Выключение производится повторным нажатием кнопки (кнопка
утоплена);
23a – кнопка теста электронной системы управления двигателем (устанавливается на автобусах с двигателем DEUTZ).
-
– выключатель-переключатель режимов работы вентилятора отопителя рабочего места водителя. В крайнем левом положении – вентилятор отопителя выключен. При повороте ручки вправо интенсивность обдува ступенчато увеличивается;
-
– аварийный выключатель. При нажатии на кнопку выключателя происходит останов двигателя, и отключаются аккумуляторные батареи. Наряду с этим включается аварийная световая сигнализация и дежурное освещение пассажирского салона; 43 – главный выключатель света. При повороте ручки выключателя вправо в I-е положение включаются габаритные огни. При повороте во II-е положение включается ближний или дальний свет в зависимости от положения левого подрулевого переключателя. Противотуманные фары можно включить вытягиванием ручки в I-е положение только при повернутой ручке (при включенных габаритных огнях или головных фарах). При вытягивании ручки во II-е положение дополнительно включа-
ются задние противотуманные фонари.
При включении подрулевым выключателем дальнего света, противотуманные фары автоматически отключаются.
44 – тумблер аварийного отключения остановочного тормоза. При переводе тумблера в положение «ВЫКЛ» обеспечивается разблокировка остановочного тормоза для движения автобуса в парк при аварийном состоянии привода дверей автобуса.
МАЗ-256. Контрольно-измерительные приборы
Контрольно-измерительные приборы расположены на центральной панели щитка приборов (рис. 2.4).
-
– указатель уровня топлива в топливном баке;
-
– указатель давления масла в системе смазки двигателя.
При снижении давления масла до 0,06 МПа (0,6 кгс/см2) загорается контрольная лампа на щитке приборов и включается зуммер;
-
– указатель температуры охлаждающей жидкости. При повышении температуры охлаждающей жидкости выше нормы (около 105 °С) загорается контрольная лампа на щитке приборов и включается зуммер;
32 – электронный спидометр или тахограф;
36 – тахометр. В зависимости от комплектации на щитке приборов устанавливается своя модель тахометра.
38, 39 – указатели давления воздуха в ресиверах переднего и заднего контуров пневмопривода тормозов. При снижении давления воздуха в контуре рабочих тормозов ниже 5,5 кгс/см2 на щитке приборов загорается контрольная лампа;
42 – указатель напряжения. Показывает напряжение в цепи питания электрооборудования. При работающем двигателе стрелка указателя напряжения должна находиться в зеленой зоне.
-
предупредительный Зуммер
Прерывистый сигнал зуммера подается в следующих случаях:
-
если давление масла в системе смазки двигателя менее 0,06 МПа (0,6 кгс/см2), одновременно загорается контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя 2 (табл. 2.1);
-
если уровень охлаждающей жидкости ниже допустимого, одновременно загорается контрольная лампа 18;
-
если температура охлаждающей жидкости выше предельно допустимой (около 105 °С), одновременно загорается контрольная лампа 37;
-
если уровень масла в ГУР ниже допустимого, одновременно загорается контрольная лампа 15;
-
при засорении воздушного фильтра.
-
-
стояночный Тормоз
Рукоятка крана стояночного тормоза 8 (рис. 2.1) расположена справа от водителя перед рычагом переключения передач. При крайнем переднем положении рукоятки стояночный тормоз выключен. Для его включения необходимо перевести рукоятку в заднее фиксированное положение. При этом на щитке приборов мигает контрольная лампа 12 (табл. 2.1). Для использования стояночного тормоза в качестве запасного рукоятку следует переместить в любое промежуточное положение (чем ближе рукоятка к заднему положению, тем выше эффективность торможения). При отпускании рукоятка автоматически возвращается в крайнее переднее (расторможенное) положение.
При давлении воздуха в пневмосистеме ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2), о чем свидетельствует загорание контрольной лампы, стояночный тормоз находится в заторможенном состоянии. Для достижения полного растормаживания и возможности дви-
жения автобуса необходимо довести давление воздуха в пневмосистеме до значения выше 0,55 МПа (5,5 кгс/см2), при котором контрольная лампа должна погаснуть.
В аварийном случае тормозные пневмоцилиндры с энергоаккумуляторами могут быть разблокированы механически или пневматически.
Предостережение! Перед тем, как покинуть рабочее место, обязательно включить стояночный тормоз. Выключать стояночный тормоз только перед началом движения при достижении давления в пневмосистеме 0,55 мПа (5,5 кгс/см2).
-
МАЗ-256. остановочный Тормоз
Остановочный тормоз приводится в действие нажатием кнопки 3 (рис. 2.5) и выключается повторным нажатием этой же кнопки. Применять остановочный тормоз рекомендуется при коротких остановках, так как он расходует значительно меньше воздуха чем рабочие тормоза. Кроме того, использование на остановках остановочного тормоза продлевает срок службы пружинных энергоаккумуляторов.
Если кнопка ручного управления остановочным тормозом находится в положении выключения тормоза, то остановочный тормоз действует в автоматическом режиме по следующему принципу:
-
если по каким-либо причинам начинает открываться любая из служебных дверей, то он включается при условии, что скорость движения автобуса не превышает 5 км/ч;
-
остановочный тормоз выключается после закрытия всех дверей.
В аварийном случае (при поломке дверей и т.п.) остановочный тормоз может быть отключен тумблером 44 (рис. 2.4).
Предостережение! остановочный тормоз нельзя использовать при парковке автобуса на стоянке, так как он отключается при переводе ключа зажигания в положение «0» или «III». на остановках с уклоном более 15 % необходимо использовать стояночный тормоз.
-
-
МАЗ-256. органы управления вентиляцией и отоплением
Интенсивность вентиляции рабочего места водителя может быть повышена включением вентилятора отопителя переключателем 40 (рис. 2.4).
Обогрев ветрового стекла и рабочего места водителя осуществляется при открытом кране фронтального отопителя 2 (рис. 2.6) (при прогретом двигателе). Интенсивность обогрева может быть повышена включением вентилятора отопителя переключателем 40 (рис. 2.4). Более интенсивные режимы вентилятора отопителя места водителя включаются выключателем только при работающем двигателе.
Внимание! Во избежание термических трещин ветрового стекла не включать максимальную мощность обдува обмерзшего ветрового стекла горячим воздухом!
В холодное время года включать обдув ветрового стекла при открытом кране 2 сразу после запуска холодного двигателя или ПЖД.
При недостаточной температуре охлаждающей жидкости (ниже 70 °С) необходимо выключателем 12 (рис. 2.5) включить ПЖД. При включенном ПЖД повышается температура охлаждающей жидкости, а также увеличивается скорость ее циркуляции через отопитель. Для контроля процесса работы на основной панели приборов установлена контрольная лампа. Для эффективного отопления салона кран прогрева двигателя 3 (рис. 2.6) должен быть закрыт, а кран отопления салона 1 – открыт. Для отопления рабочего места водителя необходимо открыть кран 2. Кран 3 рекомендуется открывать только при заправке системы охлаждающей жидкостью.
В любом случае при работе ПЖД один или несколько кранов должно быть открыто, в противном случае будет закрыт поток охлаждающей жидкости, что может вызвать перегрев подогревателя.
В холодное время года для поддержания оптимального теплового режима двигателя, салона автобуса и места водителя рекомендуется работа подогревателя одновременно с двигателем. При использовании ПЖД необходимо строго выполнять требования Руководства по устройству и эксплуатации ПЖД.
Внимание! При движении автобуса включать Пжд только при открытом кране отопления салона или фронтального отопителя (либо двух одновременно).
Для обеспечения оптимального температурного режима на рабочем месте водителя рядом с сиденьем установлен независимый воздушный отопитель. Управление воздушным отопителем осуществляется регулятором 7. При промежуточном положении ручки регулятора отопитель автоматически обеспечивает заданную температуру (от 10 °С до 35 °С). Контроль над температурой осуществляется блоком управления по сигналу, получаемому от датчика температуры установленного в отопителе. При крайнем правом положении ручки регулятора отопитель включается на максимальную мощность, при этом автоматической регулировки температуры не происходит.
На центральной консоли расположена ручка 19 (рис. 2.1) переключения забора воздуха для обогрева или вентиляции рабочего места водителя. При перемещении ручки вправо забор воздуха осуществляется снаружи автобуса, при перемещении влево – из салона.
Предостережение! Запрещается эксплуатировать жидкостный и воздушный подогреватели в закрытых помещениях из-за опасности отравления и удушья.
Предостережение! Запрещается эксплуатировать жидкостный и воздушный подогреватель на автозаправочных станциях и в местах, где могут образовываться горючие пары и пыль (например, вблизи топливных, угольных, древесных складов и т.п.). При подъезде к автозаправочной станции подогреватели должны быть выключены заблаговременно (минимум за 5 мин. до въезда в опасную зону).
3 2 1
Рисунок 2.6 – Краны системы отопления:
1 кран отопления салона; 2 кран фронтального отопителя; 3 кран быстрого прогрева двигателя