МАЗ-256. Замок зажигания и блокировки рулевого управления

Органы управления и контрольно-измерительные приборы


МАЗ-256. Замок зажигания и блокировки рулевого управления

Ключ зажигания можно вынуть из замка зажигания только в том случае, когда он находится в положении «III» (рис. 2.3). При извлечении ключа блокируется вал рулевой колонки.

Замок зажигания имеет следующие четыре положения:


Рисунок 2.2 – Регулировка положения сиденья водителя:

  1. нажать влево – возможность перемещения сиденья вперед назад;

  2. поднять вверх – возможность регулирования высоты передней кромки подушки сиденья;

  3. поднять вверх – возможность регулирования высоты задней кромки подушки сиденья;

  4. поднять вверх – возможность регулирования угла наклона спинки сиденья

«0» и «III» – положение стоянки. Имеется возможность включить габаритные огни, аварийную световую сигнализацию, освещение рабочего места водителя, радиооборудование, звуковой сигнал, дежурное освещение пассажирского салона, ПЖД. При повороте ключа в положение «0» двигатель останавливается;

«I» – положение движения – включены приборы и цепи потребителей;

«II» – включен стартер (нефиксированное положение). На автобусе может быть установлена блокировка повторного включения стартера. В этом случае повторное включение стартера можно произвести только после возвращения ключа в положение «0».

  1. комбинированные переключатели

    Комбинированные переключатели размещены на рулевой колонке (см. рис. 2.3). Левый переключатель имеет следующие положения:

    1. – ближний свет (нейтральное положение переключателя) включается, если ручка главного выключателя света находится в положении «II»;

    2. – дальний свет (рычаг вниз) включается, если ручка главного выключателя света находится в положении «II»;

    3. – световой сигнал (рычаг вверх – нефиксированное положение). Кратковременно включается дальний свет при любом положении главного выключателя света;

    4. – включение указателей правого поворота (переместить рычаг вперед); 5 – включение указателей левого поворота (переместить рычаг назад);

    1. – звуковой сигнал (нажать торцевой кнопочный выключатель). Правый переключатель имеет следующие положения:

    2. – включен омыватель ветрового стекла с одновременным включением стеклоочистителя на малой скорости (рычаг вверх – нефиксированное положение);

    3. – звуковой сигнал (нажать торцевой кнопочный выключатель); 9 – стеклоочиститель включен на I скорость;

    1. – стеклоочиститель включен на II скорость;

    2. – стеклоочиститель включен в прерывистом режиме работы; 12 – стеклоочиститель выключен.

  2. контрольные лампы

    Контрольные лампы расположены на центральной панели щитка приборов (рис. 2.4).

    image


    Рис. 2.3 – Комбинированные переключатели и замок зажигания

    с блокировкой вала рулевой колонки

    Проверка исправности аварийных контрольных

    ламп осуществляется при нажатии кнопки 1. При нажатой кнопке основные контрольные лампы (красного цвета) должны гореть. Назначение контрольных ламп приведено в таблице 2.1.

Контрольные лампы:

Рисунок 2.4 – Щиток приборов:

35 аварийного давления воздуха в контуре тор-

  1. аварийного давления масла в системе смазки двигателя;

  2. аварийного уровня масла в поддоне картера двигателя (не задействована);

  3. включения задних противотуманных фонарей; 5 засоренности воздушного фильтра;

6 включения противотуманных фар; 7 аварийного состояния двери;

  1. включения ближнего света;

  2. включения остановочного тормоза; 10 включения дальнего света;

  1. работы указателей поворотов;

  2. включения стояночного тормоза; 13 работы ПЖД;

  1. требования остановки;

  2. аварийного уровня масла в бачке ГУР; 16 включения блокировки дифференциала;

  1. работы предпускового подогрева воздуха;

  2. аварийного уровня охлаждающей жидкости; 19 ABS (антиблокировочная система);

  1. ASR (противобуксовочная система);

  2. включения вентиляторов отопителей салона; 22 работы обогрева зеркал;

24 освещения багажных отсеков;

28 уровня топлива в топливном баке; 29 работы генератора;

  1. аварийного открывания двери;

  2. электронной системы управления двигателем; 33 неисправности рабочих тормозов;

34 аварийного давления воздуха в контуре тормозов ведущего моста;

мозов передней оси;

37 аварийной температуры в системе охлаждения двигателя;

41а наличия воды в топливном фильтре (для автобуса с двигателем DEUTZ);

Кнопки:

1 кнопка проверки исправности контрольных ламп «Тест»;

23 кнопка включения аварийной световой сигнализации;

23а кнопка теста электронной системы управления (для автобуса с двигателем DEUTZ); Указатели:

  1. указатель уровня топлива;

  2. указатель давления масла в системе смазки двигателя;

  3. указатель температуры охлаждающей жидкости;

32 тахограф или электронный спидометр; 36 тахометр;

  1. указатель давления воздуха в контуре тормозов ведущего моста;

  2. указатель давления воздуха в контуре тормозов передней оси;

    Выключатели:

  3. выключатель-переключатель режимов работы вентилятора отопителя рабочего места водителя; 41 аварийный выключатель;

  1. указатель напряжения;

  2. главный выключатель света;

  3. тумблер аварийного отключения остановочного тормоза

Таблица 2.1 – Назначение контрольных ламп

Символ

Поз. на рис.2.4

Контрольная лампа

Назначение и работа

Цвет


image

2

Аварийное давление масла в системе смазки двигателя

Загорается при давлении масла в системе смазки двигателя ниже допустимого. При загорании лампы на средних оборотах – немедленно остановить двигатель.


Красн.

4

Включения задних противотуманных фонарей


Загорается при включении противотуманных фонарей.


Оранж.

6

Включения противотуманных фар

Загорается при включении противотуманных фар.

Зел.

8

Включения ближнего света фар

Загорается при включении ближнего света.

Зел.

10

Включение дальнего света фар

Загорается при включении дальнего света.

Син.

9

Остановочный тормоз

Загорается при включении остановочного тормоза.

Красн.

11

Работы указателей поворота

Мигает вместе с указателями поворотов при условии исправности всех ламп.

Зел.

12

Включение стояночного тормоза

Мигает при включении стояночного тормоза и при давлении воздуха в его контуре ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2)

Красн.

7

Сигнализация аварийного состояния двери

Загорается при падении давления воздуха в пневмоприводе дверей ниже допустимого


Красн.


image

16

Работы блокировки дифференциала

Загорается при включении блокировки дифференциала. Лампа работает в мигающем режиме.


Оранж.


image

13


Включения ПЖД

Загорается при включении подогревателя. Мигает в случае неисправности ПЖД. Гаснет при временном отключении подогревателя.


Оранж.

image

17

Включение свечей накала

Загорается при включении зажигания. Гаснет через несколько секунд – двигатель готов к запуску.

Оранж.


image



31


Электронной системы управления двигателем

Загорается при повороте ключа зажигания в положение «I», по завершении теста системы управления двигателем:


Оранж.


image



20


ПБС (противобуксовочная система)

Загорается, если ключ зажигания находится в положении “I”. После трогания с места при достижении скорости около 7 км/ч должна погаснуть. Если контрольная лампа не гаснет при достижении указанной скорости, то это свидетельствует о неисправности АБС/ПБС. Работает в мигающем режиме при включении в работу ПБС.


Оранж.


image

19


АБС (антиблокировочная система)

Загорается на первой секунде после поворота ключа зажигания в положение “I”. Если контрольная лампа не гаснет, то это свидетельствует о неисправности АБС.


Оранж.

21

Включение вентилятора отопителей салона

Загорается при включении вентиляторов салонных отопителей.


Зел.

22


Обогрев зеркал


Загорается при включении обогрева зеркал заднего вида.


Зел.

  • гаснет, если система исправна;

  • горит, если система неисправна (если лампа загорается при работающем двигателе, то двигатель нужно немедленно остановить. Повторный запуск двигателя производить только после устранения неисправности).


Продолжение таблицы 2.1

Символ

Поз. на рис.2.4

Контрольная лампа

Назначение и работа

Цвет


image

15

Аварийного уровня масла в бачке ГУР

Загорается при понижении уровня масла в бачке ГУР ниже минимального.


Красн


image

3

Аварийный уровень масла в поддоне картера двигателя.

Загорается при понижении уровня масла ниже минимально допустимого (не задействована).


Красн


image

18


Уровень охлаждающей жидкости

Загорается при понижении уровня жидкости в расширительном бачке ниже минимального, при этом одновременно с загоранием лампы включается зуммер.


Оранж.


image

28

Уровень топлива в баке


Загорается, если в баке осталось менее 15 л топлива.


Оранж.


image

34

Падение давления воздуха в контуре задних тормозов

Загорается при давлении воздуха в контуре задних тормозов ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2).


Красн.


image

35

Падение давления воздуха в контуре передних тормозов

Загорается при давлении воздуха в контуре передних тормозов ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2).


Красн.


image



29


Заряд аккумуляторной батареи (исправности работы генератора)

Загорается при повороте ключа зажигания в положение “I” и гаснет сразу после запуска двигателя. Если лампа горит при работающем двигателе, то это указывает на неисправность генератора, его привода или реле-регулятора.


Красн.


image

5


Засоренности воздушного фильтра

Загорание данной лампы при номинальных оборотах двигателя свидетельствует о необходимости очистки или замены фильтрующего элемента воздушного фильтра.


Красн.


image

33

Неисправность рабочих тормозов

Загорается в случае аварии одного из тормозных контуров.


Красн.


image

37

Аварийная температура в системе охлаждения двигателя

Загорается при температуре охлаждающей жидкости выше предельно допустимой.


Красн.


image

24

Освещения багажного отсека


Загорается при включении освещения в багажном отсеке.


Зел.


image

30

аварийного открывания двери

Загорается при повороте одного из кранов аварийного открывания дверей


Красн.

Рассказать друзьям

Страницы