МАЗ-256. Замок зажигания и блокировки рулевого управления
Органы управления и контрольно-измерительные приборы
МАЗ-256. Замок зажигания и блокировки рулевого управления
Ключ зажигания можно вынуть из замка зажигания только в том случае, когда он находится в положении «III» (рис. 2.3). При извлечении ключа блокируется вал рулевой колонки.
Замок зажигания имеет следующие четыре положения:
Рисунок 2.2 – Регулировка положения сиденья водителя:
-
нажать влево – возможность перемещения сиденья вперед назад;
-
поднять вверх – возможность регулирования высоты передней кромки подушки сиденья;
-
поднять вверх – возможность регулирования высоты задней кромки подушки сиденья;
-
поднять вверх – возможность регулирования угла наклона спинки сиденья
«I» – положение движения – включены приборы и цепи потребителей;
«II» – включен стартер (нефиксированное положение). На автобусе может быть установлена блокировка повторного включения стартера. В этом случае повторное включение стартера можно произвести только после возвращения ключа в положение «0».
-
комбинированные переключатели
Комбинированные переключатели размещены на рулевой колонке (см. рис. 2.3). Левый переключатель имеет следующие положения:
-
– ближний свет (нейтральное положение переключателя) включается, если ручка главного выключателя света находится в положении «II»;
-
– дальний свет (рычаг вниз) включается, если ручка главного выключателя света находится в положении «II»;
-
– световой сигнал (рычаг вверх – нефиксированное положение). Кратковременно включается дальний свет при любом положении главного выключателя света;
-
– включение указателей правого поворота (переместить рычаг вперед); 5 – включение указателей левого поворота (переместить рычаг назад);
-
– звуковой сигнал (нажать торцевой кнопочный выключатель). Правый переключатель имеет следующие положения:
-
– включен омыватель ветрового стекла с одновременным включением стеклоочистителя на малой скорости (рычаг вверх – нефиксированное положение);
-
– звуковой сигнал (нажать торцевой кнопочный выключатель); 9 – стеклоочиститель включен на I скорость;
-
– стеклоочиститель включен на II скорость;
-
– стеклоочиститель включен в прерывистом режиме работы; 12 – стеклоочиститель выключен.
-
-
контрольные лампы
Контрольные лампы расположены на центральной панели щитка приборов (рис. 2.4).
Рис. 2.3 – Комбинированные переключатели и замок зажигания
с блокировкой вала рулевой колонки
Проверка исправности аварийных контрольных
ламп осуществляется при нажатии кнопки 1. При нажатой кнопке основные контрольные лампы (красного цвета) должны гореть. Назначение контрольных ламп приведено в таблице 2.1.
Контрольные лампы:
Рисунок 2.4 – Щиток приборов:
35 аварийного давления воздуха в контуре тор-
-
аварийного давления масла в системе смазки двигателя;
-
аварийного уровня масла в поддоне картера двигателя (не задействована);
-
включения задних противотуманных фонарей; 5 засоренности воздушного фильтра;
6 включения противотуманных фар; 7 аварийного состояния двери;
-
включения ближнего света;
-
включения остановочного тормоза; 10 включения дальнего света;
-
работы указателей поворотов;
-
включения стояночного тормоза; 13 работы ПЖД;
-
требования остановки;
-
аварийного уровня масла в бачке ГУР; 16 включения блокировки дифференциала;
-
работы предпускового подогрева воздуха;
-
аварийного уровня охлаждающей жидкости; 19 ABS (антиблокировочная система);
-
ASR (противобуксовочная система);
-
включения вентиляторов отопителей салона; 22 работы обогрева зеркал;
24 освещения багажных отсеков;
28 уровня топлива в топливном баке; 29 работы генератора;
-
аварийного открывания двери;
-
электронной системы управления двигателем; 33 неисправности рабочих тормозов;
34 аварийного давления воздуха в контуре тормозов ведущего моста;
мозов передней оси;
37 аварийной температуры в системе охлаждения двигателя;
41а наличия воды в топливном фильтре (для автобуса с двигателем DEUTZ);
Кнопки:
1 кнопка проверки исправности контрольных ламп «Тест»;
23 кнопка включения аварийной световой сигнализации;
23а кнопка теста электронной системы управления (для автобуса с двигателем DEUTZ); Указатели:
-
указатель уровня топлива;
-
указатель давления масла в системе смазки двигателя;
-
указатель температуры охлаждающей жидкости;
32 тахограф или электронный спидометр; 36 тахометр;
-
указатель давления воздуха в контуре тормозов ведущего моста;
-
указатель давления воздуха в контуре тормозов передней оси;
Выключатели:
-
выключатель-переключатель режимов работы вентилятора отопителя рабочего места водителя; 41 аварийный выключатель;
-
указатель напряжения;
-
главный выключатель света;
-
тумблер аварийного отключения остановочного тормоза
Таблица 2.1 – Назначение контрольных ламп
Символ |
Поз. на рис.2.4 |
Контрольная лампа |
Назначение и работа |
Цвет |
|
2 |
Аварийное давление масла в системе смазки двигателя |
Загорается при давлении масла в системе смазки двигателя ниже допустимого. При загорании лампы на средних оборотах – немедленно остановить двигатель. |
Красн. |
4 |
Включения задних противотуманных фонарей |
Загорается при включении противотуманных фонарей. |
Оранж. |
|
6 |
Включения противотуманных фар |
Загорается при включении противотуманных фар. |
Зел. |
|
8 |
Включения ближнего света фар |
Загорается при включении ближнего света. |
Зел. |
|
10 |
Включение дальнего света фар |
Загорается при включении дальнего света. |
Син. |
|
9 |
Остановочный тормоз |
Загорается при включении остановочного тормоза. |
Красн. |
|
11 |
Работы указателей поворота |
Мигает вместе с указателями поворотов при условии исправности всех ламп. |
Зел. |
|
12 |
Включение стояночного тормоза |
Мигает при включении стояночного тормоза и при давлении воздуха в его контуре ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2) |
Красн. |
|
7 |
Сигнализация аварийного состояния двери |
Загорается при падении давления воздуха в пневмоприводе дверей ниже допустимого |
Красн. |
|
|
16 |
Работы блокировки дифференциала |
Загорается при включении блокировки дифференциала. Лампа работает в мигающем режиме. |
Оранж. |
|
13 |
Включения ПЖД |
Загорается при включении подогревателя. Мигает в случае неисправности ПЖД. Гаснет при временном отключении подогревателя. |
Оранж. |
|
17 |
Включение свечей накала |
Загорается при включении зажигания. Гаснет через несколько секунд – двигатель готов к запуску. |
Оранж. |
|
31 |
Электронной системы управления двигателем |
Загорается при повороте ключа зажигания в положение «I», по завершении теста системы управления двигателем: |
Оранж. |
|
20 |
ПБС (противобуксовочная система) |
Загорается, если ключ зажигания находится в положении “I”. После трогания с места при достижении скорости около 7 км/ч должна погаснуть. Если контрольная лампа не гаснет при достижении указанной скорости, то это свидетельствует о неисправности АБС/ПБС. Работает в мигающем режиме при включении в работу ПБС. |
Оранж. |
|
19 |
АБС (антиблокировочная система) |
Загорается на первой секунде после поворота ключа зажигания в положение “I”. Если контрольная лампа не гаснет, то это свидетельствует о неисправности АБС. |
Оранж. |
21 |
Включение вентилятора отопителей салона |
Загорается при включении вентиляторов салонных отопителей. |
Зел. |
|
22 |
Обогрев зеркал |
Загорается при включении обогрева зеркал заднего вида. |
Зел. |
-
гаснет, если система исправна;
-
горит, если система неисправна (если лампа загорается при работающем двигателе, то двигатель нужно немедленно остановить. Повторный запуск двигателя производить только после устранения неисправности).
Продолжение таблицы 2.1
Символ |
Поз. на рис.2.4 |
Контрольная лампа |
Назначение и работа |
Цвет |
|
15 |
Аварийного уровня масла в бачке ГУР |
Загорается при понижении уровня масла в бачке ГУР ниже минимального. |
Красн |
|
3 |
Аварийный уровень масла в поддоне картера двигателя. |
Загорается при понижении уровня масла ниже минимально допустимого (не задействована). |
Красн |
|
18 |
Уровень охлаждающей жидкости |
Загорается при понижении уровня жидкости в расширительном бачке ниже минимального, при этом одновременно с загоранием лампы включается зуммер. |
Оранж. |
|
28 |
Уровень топлива в баке |
Загорается, если в баке осталось менее 15 л топлива. |
Оранж. |
|
34 |
Падение давления воздуха в контуре задних тормозов |
Загорается при давлении воздуха в контуре задних тормозов ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2). |
Красн. |
|
35 |
Падение давления воздуха в контуре передних тормозов |
Загорается при давлении воздуха в контуре передних тормозов ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2). |
Красн. |
|
29 |
Заряд аккумуляторной батареи (исправности работы генератора) |
Загорается при повороте ключа зажигания в положение “I” и гаснет сразу после запуска двигателя. Если лампа горит при работающем двигателе, то это указывает на неисправность генератора, его привода или реле-регулятора. |
Красн. |
|
5 |
Засоренности воздушного фильтра |
Загорание данной лампы при номинальных оборотах двигателя свидетельствует о необходимости очистки или замены фильтрующего элемента воздушного фильтра. |
Красн. |
|
33 |
Неисправность рабочих тормозов |
Загорается в случае аварии одного из тормозных контуров. |
Красн. |
|
37 |
Аварийная температура в системе охлаждения двигателя |
Загорается при температуре охлаждающей жидкости выше предельно допустимой. |
Красн. |
|
24 |
Освещения багажного отсека |
Загорается при включении освещения в багажном отсеке. |
Зел. |
|
30 |
аварийного открывания двери |
Загорается при повороте одного из кранов аварийного открывания дверей |
Красн. |