Руководство по эксплуатации 256-0000020 РЭ. Автобус МАЗ-256
- < Предыдущая
- Следующая >
Автобусный завод
ОАО «Минский автомобильный завод»
Руководство по эксплуатации 256-0000020 РЭ. Автобус МАЗ-256
Минск 2012
Руководство по эксплуатации* содержит сведения о конструкции, характеристиках модификаций автобусов МАЗ 256, их составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.
Во втором и третьем разделах содержится информация по управлению и правилам эксплуатации автобуса. Эта информация предназначена в основном для водителя, поэтому обязательно должна находиться в автобусе у водителя.
В четвертом и пятом разделах содержится информация по устройству и техническому обслуживанию систем и составных частей автобуса. Информация предназначена для обслуживающего персонала. Содержание разделов должно находиться на участках, которые проводят соответствующие работы по обслуживанию.
Устройство и порядок обслуживания составных частей автобуса (двигателя, коробки передач, ПЖД и т.д.) приведены в эксплуатационной документации на эти составные части и системы.
Руководство разработано коллективом службы главного конструктора автобусного завода ОАО МАЗ.
Ответственный за выпуск Липский Н.А.
Свои замечания и предложения по содержанию Руководства высылайте по адресу: sgk.doc-amaz@maz.by.
Сохраняется право печати за ОАО МАЗ. Перепечатка, перевод и размножение, даже выборочно, без письменного разреше-
ния ОАО МАЗ запрещены.
* В дальнейшем Руководство
Настоящее Руководство по эксплуатации предназначено для водителей и обслуживающего персонала эксплуатирующих организаций. В нем содержится техническое описание и правила эксплуатации автобусов МАЗ 256.
Руководство распространяется на автобусы различных комплектаций:
-
МАЗ 256100/170 – класс III согласно классификации Правил ЕЭК ООН №36, категория М3 согласно классификации Правил ЕЭК ООН №13.
-
МАЗ 256200/270 – класс II согласно классификации Правил ЕЭК ООН №36, категория М3 согласно классификации Правил ЕЭК ООН №13.
Автобусы изготавливаются в климатическом исполнении У1 по ГОСТ 15150 и предназначены для эксплуатации по дорогам общего пользования.
Обслуживание составных частей автобуса, выпускаемых другими предприятиями, следует производить в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации этих составных частей.
В данном Руководстве приняты некоторые условные обозначения и сокращения: АБС (ABS) – антиблокировочная система;
ПБС (ASR) – противобуксовочная система; АКБ – аккумуляторная батарея;
БК – блок коммутации; БУ – блок управления;
ГУР – гидроусилитель руля;
КИП – контрольно-измерительные приборы; КПП – коробка перемены передач;
ПЖД – подогреватель жидкости двигателя; ПГУ – пневмогидроусилитель
Руководство разработано по состоянию производства автобусов на 1.02.2012 года, в нем отражены элементы автобусов различных комплектаций. В связи с постоянной работой по совершенствованию автобусов, направленной на повышение их надежности, в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании.
Предостережение! Служит для указаний по технике безопасности, несоблюдение которых опасно для жизни и здоровья людей.
Внимание!
Служит для указаний на способы и приемы, несоблюдение которых может привести к нарушениям в работе изделия (риск повреждения изделия), или требуется повышенная осторожность в обращении с изделием или материалами.
При работе на смотровой яме, а также в случае применения подъемных устройств, колеса автобуса должны быть надежно застопорены. При необходимости следует применять предохранительные подставки.
Выполнение ремонта на автобусе с запущенным двигателем не допускается, за исключением производства контрольных и регулировочных работ, требующих включения двигателя.
Перед проведением работ по ремонту или монтажу электрооборудования необходимо обесточить электрооборудование в целом.
Поскольку охлаждающая жидкость и тормозная жидкость ядовиты, следует строго соблюдать правила обращения с ними.
При проведении электросварочных работ на автобусе отключить АКБ от бортовой сети, соединить провода «+» и «-» между собой и разъединить разъемы электронных блоков управления (управления двигателем, АБС, ПЖД). Присоединять провод
«массы» сварочного аппарата в непосредственной близости от места сварки.
При проведении сварочных и сверлильных работ в местах укладки пластмассовых трубопроводов предохранять их от высоких температур (свыше 60 °C) и сварочных брызг. Не допускается наличие воздуха под давлением в пневмосистеме при ее ремонте, а также при проведении работ, связанных со сваркой и сверлением.
ТРебоВАния пожАРной беЗопАсносТи
При эксплуатации автобуса необходимо строго выполнять соответствующие разделы «Правил пожарной безопасности» для предприятий и организаций, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (для Республики Беларусь — ППБ 2.06-2000).
В процессе ремонта приборов электрооборудования применение бензина и других взрывоопасных растворителей категорически запрещается. При проведении таких работ следует пользоваться неогнеопасными растворителями. Сборку необходимо выполнять после предварительной сушки деталей. Избегать попадания различных моечных растворов в соединительные панели, пучки проводов и обмотки приборов электрооборудования.
Не допускается скопление на двигателе и обшивке моторного отсека грязи, смешанной с маслом или топливом, не допускается оставлять в моторном отсеке обтирочные материалы.
Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при работе в моторном отсеке и отсеке ПЖД.
Запрещается эксплуатация автобуса при наличии подтекания топлива, масла и других эксплуатационных жидкостей.
Запрещается эксплуатация автобуса при повреждении изоляции проводов электрооборудования.
Запрещается разогревать двигатель открытым пламенем.
Запрещается использование открытого пламени в салоне и кабине водителя. Запрещается хранить и перевозить в автобусе горючие жидкости и газы.
Запрещается во время эксплуатации и хранения автобуса наличие в моторном отсеке и отсеке ПЖД любых материалов, не предусмотренных конструкцией автобуса.
Запрещается движение со спущенным одним или двумя спаренными колесами.
Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители на автозаправочных станциях и в местах, где могут образовываться горючие пары и пыль (например, вблизи топливных, угольных, древесных складов и т.п.).
ЭксплуАТАционные огРАничения и пРедупРеждения
Прежде чем приступить к эксплуатации автобуса, необходимо внимательно изучить его устройство, указания по эксплуатации, техническому обслуживанию и уходу, изложенные в данном Руководстве и инструкциях по эксплуатации составных частей.
Нормальная работа агрегатов и механизмов автобуса обеспечивается, если топливо, масла и другие эксплуатационные материалы применяются в соответствии с указаниями, приведенными в «Химмотологической карте» настоящего Руководства. В период обкатки автобуса строго выполнять указания, приведенные в данном Руководстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как дальнейшая его работоспособность в большой степени зависит от того, насколько хорошо приработаются детали в
начальный период эксплуатации.
Необходимо соблюдать объем и периодичность технического обслуживания, указанные в настоящем Руководстве, с корректировкой периодичности в зависимости от дорожных и климатических условий эксплуатации с отражением проведенных работ в сервисной книжке.
Во время движения необходимо следить за показаниями контрольноизмерительных приборов и за сигналами контрольных ламп.
Не начинать движение автобуса при давлении воздуха в контурах пневматического привода тормозных механизмов ниже 550 кПа (5,5 кгс/см2), т.е. пока не погаснут контрольные лампы соответствующих контуров.
Запрещается движение автобуса «в накат» при неработающем двигателе и выключенной коробке передач, так как в этом случае резко возрастает усилие на рулевом колесе и не пополняется расходуемый запас сжатого воздуха в пневмосистеме автобуса.
На спусках необходимо исключить движение автобуса при оборотах двигателя выше допустимых, т.е. стрелка тахометра не должна заходить на красную зону шкалы прибора.
Запрещается эксплуатация автобуса с неисправным или отказавшим гидроусилителем рулевого управления.
Запрещается во время движения автобуса извлекать ключ из замка «зажигания» во избежание блокировки рулевой колонки.
Запрещается запуск двигателя без масла и охлаждающей жидкости. Запрещается заливать масло выше верхней метки на щупе.
Запрещается открывать крышку с паровым клапаном на расширительном бачке. Запрещается запускать двигатель от внешнего источника питания присоединени-
ем проводов на клеммы стартера.
Запрещается использование зарядной станции или пускового устройства для пуска двигателя.
Запрещается воздействовать на педаль подачи топлива при включенном моторном тормозе.
Запрещается движение с включенной блокировкой дифференциала на дороге с твердым покрытием.
Не допускается работа двигателя на малых оборотах холостого хода более 15 мин. Запрещается начинать движение при работающем зуммере.
Запрещается покидать водителю рабочее место, если не включен стояночный тормоз.
Запрещается отключать провода от выводов генератора и аккумуляторной батареи при работающем двигателе.
Во избежание повреждения привода КПП и привода сцепления запрещается оставлять после останова двигателя включенной передачу, а также выключать сцепление при отсутствии воздуха в контуре потребителей воздуха.
Запрещается эксплуатировать подогреватель жидкости (ПЖД) в закрытых помещениях из-за опасности отравления и удушья.
При мойке автобуса запрещается направлять струю воды на воздухозаборник, а также на изделия электрооборудования и места соединения электропроводов.
В зимнее время при мойке автобуса запрещается направлять струю воды на тормозные аппараты. В случае замерзания конденсата в пневмоприводе тормозов запрещается отогревать аппараты, трубопроводы и воздушные ресиверы открытым пламенем.
Автобус оборудован системой, препятствующей началу движения при открытых дверях. В целях безопасности перевозки пассажиров настоятельно рекомендуем не эксплуатировать на городских маршрутах автобусы с выключенной или неисправной системой автоматического включения остановочного тормоза при открытых дверях пассажирского салона.
- < Предыдущая
- Следующая >