МАЗ-203. Электрооборудование

4.10

МАЗ-203. Электрооборудование


4.10.1 общие положения
Отличительной особенностью системы электрооборудования является то, что соединение жгутов проводов и подключение значительной части его изделий производится с использованием штекерных соединений.
Расположение приборов электрооборудования на автобусе показано на рис. 4.10.1.1.
Все основные жгуты соединяются на блоке коммутации с соответствующими разъемами. Главный жгут имеет стыковку в канале за верхней панелью перед моторным отсеком со жгутом по моторному отсеку

(разъемы XS11.9, XS11.15, XS12.18, XS12.6) и жгутом задка (разъемы XS13.15, XS13.12).

4.10.2

МАЗ-203. Схема электрическая принципиальная


Рисунок 4.10.1.1 - Установка электрооборудования автобуса:
1 - электрооборудование системы пожаротушения; 2 - тахограф; 3 - контроллер блока коммутации; 4 - CAN-коммуникатор; 5 - жгуты; 6 - диагностические разъемы электронных блоков; 7 - блок управления ГМП; 8 - блок управления ABS/ASR; 10 - электрооборудование CAN; 11 - освещение салона; 12 - блок управления гидроприводом вентилятора; 13 - блок управления двигателем Daimler; 14 - датчик аварийного уровня охлаждающей жидкости; 15 - передние габаритные огни; 16 - информационное табло; 17 - стеклоочиститель; 18 - указатель поворота; 19 - противотуманная фара; 20 - звуковой сигнал; 21 - стеклоомыватель; 22 - фары; 23 - электрооборудование по двигателю; 24 - датчик тахографа; 25 - боковые габаритные фонари; 26 - аккумуляторные батареи; 27 - повторители указателей поворота; 28 - датчики пневмосистем; 29 - подрулевой переключатель; 30 - фонари освещения выходов; 31 - кнопки внешнего открывания двери кабины водителя; 32 - задние верхние фонари; 33 - выключатель блокировки пуска двигателя; 34 - освещение номерного знака; 35 - электрооборудование системы SCR; 36 - задние фонари; 37 - датчик уровня топлива; 38 - датчик открытия рампы для инвалида; 39 - блок коммутации; 40 - дополнительная панель; 41 - розетка 12 В; 42 - панель приборов


Электрооборудование собрано в соответствии с принципиальной схемой, которая приведена в Дополнении к руководству по эксплуатации 203065-0000020-20 ДРЭ (прикладывается к автобусу по требованию заказчика, а так же размещено на сайте www.maz.by).
4.10.3

МАЗ-203. Контактор
На автобусе установлен контактор ТКС 601 ДОД. Он расположен за задней крышкой с правой стороны и служат для отключения аккумуляторных батарей от

электрической системы автобуса на стоянках, а также в случае короткого замыкания. Контактор установлен на пластине совместно с силовыми предохранителями, защищающими аккумуляторную и генераторную цепи. Включение и выключение контактора производится дистанционно из кабины водителя замком зажигания.
Контактор представляет собой электромагнитный аппарат повышенной мощности с вакуумной контактной камерой.
ОБСЛУЖИВАНИЕ КОНТАКТОРА
Ремонт контактора во избежание разгерметизации вакуумной камеры не допускается. При выходе его из строя необходима замена. При снятии и установке контактора в обязательном порядке следует отсоединить провода от аккумуляторных батарей. Эксплуатация автобуса с неисправным контактором запрещается.
4.10.4

МАЗ-203. Блок коммутации
Автобус укомплектован блоком коммутации (рис. 4.10.4.1) производства МЭМЗ. В связи с постоянной модернизацией и усовершенствованием в конструкцию БК могут вводиться изменения, не отраженные в данном руководстве. Для согласования работы блока коммутации и щитка приборов установлен контроллер блока коммутации (КБК), который программируется индивидуально для каждой модели автобуса.
ОБСЛУЖИВАНИЕ БЛОКА КОММУТАЦИИ
Для надежной работы приборов и аппаратов автобуса необходимо следить за состоянием предохранителей, установленных в блоке коммутации (БК). Исправность предохранителей контролируется по светодиоду, находящемуся рядом с предохранителем. При перегорании плавкого элемента и включенной нагрузке светодиод начинает светиться, что облегчает поиск электрической цепи, в которой произошло короткое замыкание.
внимание! запрещается применять нестандартные предохранители, а тем более, так называемые «жучки»._
В случае короткого замыкания в цепи это приведет к немедленному выходу из строя

приборов электрооборудования и может вызвать оплавление изоляции проводов. Перегоревший предохранитель следует заменить другим, таким же по значению рабочего тока.
БК выполняет функции защиты всех цепей электрооборудования автобуса от коротких замыканий, функции релейных развязок между щитком приборов и мощными потребителями электрической энергии. Подвод питания к блоку осуществляется сверху по двум цепям - генераторной 15000 и аккумуляторной 30000. О том, что цепи подключены, свидетельствует свечение диодов «ГЕН» и «АКБ».

Рассказать друзьям

Страницы