МАЗ-203. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ

4.9

МАЗ-203. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ


4.9.1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Автобус оборудован рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы тормозов и других потребителей сжатого воздуха.
Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автобуса. Рабочая тормозная система оснащена антиблокировочной системой (ABS). Задний контур рабочих тормозов оснащен противо-буксовочной системой (ASR).
Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автобуса на горизонтальной дороге или дороге с уклоном. Стояночная тормозная система воздействует на тормозные механизмы заднего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов - пневматический. Стояночная тормозная система должна удерживать автобус с полной нагрузкой на уклоне 18%.
При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу, и пружины приводят в действие тормозные механизмы.
Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости автобуса или его остановки в случае частичного или полного отказа одного из контуров рабочей тормозной системы. Функции запасной тормозной системы выполняет стояночная тормозная система и исправные контуры тормозной системы. При использовании стояночной тормозной системы в качестве запасной рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положении. С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается за счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов.
Остановочный тормоз применяется при коротких остановках. Включение произво-дится нажатием кнопки 15 (рис. 2.6), а выключение повторным нажатием этой же кнопки. Также остановочный тормоз включается автоматически при открытии любой из служебных дверей автобуса при условии, что скорость автобуса ниже 5 км/ч. Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы заднего моста.
Вспомогательная тормозная система -гидравлический тормоз-замедлитель, встроенный в гидромеханическую коробку передач. Вспомогательная тормозная система предназначена для притормаживания автобуса без использования колесных тормозных механизмов.

4.9.2

МАЗ-203. ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
На передней оси и заднем мосту применены дисковые тормозные механизмы SB7..., SN7... (KNORR-BREMSE). Устройство, порядок обслуживания и ремонта дисковых тормозных механизмов приведен в Руководстве по ремонту Y006471 - RU.
Тормозные механизмы передних колес при включении рабочей тормозной системы приводятся в действие диафрагменными тормозными камерами.
Тормозные механизмы колес заднего моста приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами при включении рабочей, стояночной, запасной тормозных систем и остановочного тормоза.
При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы приводятся в действие штоками 13 (рис. 4.9.1) диафраг-менных секций тормозных камер, устройство и принцип работы которых практически не отличаются от передних тормозных камер.
При включении стояночной тормозной системы сжатый воздух выпускается из полости под поршнем 4, который под действием пружины 2 движется вправо и перемещает толкатель 6, последний через подпятник 7 воздействует на диафрагму 10 и шток 13 тормозной камеры, в результате чего происходит затормаживание автобуса.
При выключении стояночной тормозной системы сжатый воздух подается под поршень 4, который вместе с толкателем пере-

мещается влево, сжимая пружину 2, диафрагма 10 и шток 13 тормозной камеры под действием возвратной пружины 12 возвращаются в исходное положение.
При торможении стояночной тормозной системой в качестве запасной системы воздух из цилиндров энергоаккумуляторов выпускается частично, в меру необходимой эффективности торможения автобуса, что соответствует промежуточным положениям рукоятки крана управления. Таким образом, от величины угла поворота рукоятки крана зависит эффективность торможения.
Для поддержания постоянного зазора между фрикционными накладками колодок и диском, тормозные механизмы оснащены устройством автоматической компенсации износа накладок тормозных колодок. Для контроля за износом тормозных накладок тормозные механизмы укомплектованы датчиками предельного износа (при предельном износе на ЖК-дисплее загорается символ предельного износа накладок тормозных колодок).

Рисунок 4.9.1 - Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором:
1 - болт; 2, 12 - пружины; 3 - уплотнитель поршня; 4 - поршень; 5 - цилиндр; 6 - толкатель; 7 - подпятник; 9 - фланец цилиндра; 10 - диафрагма; 11 - диск; 13 - шток

Рассказать друзьям

Страницы