МАЗ-152. Колеса и шины‌‌


МАЗ-152. Колеса и шины

Колеса автобусов – дисковые, приспособленные под бескамерные шины. Центри рование колеса на ступице производится по центральному отверстию диска колеса.

Передние колеса автобусов одинарные, ведущего моста – сдвоенные. Для удобс тва накачки шин внутренние колеса оборудованы удлинителем вентиля, который кре пится накидной гайкой на стебле вентиля колеса. При монтаже удлинителя вентиля накидную гайку завернуть рукой на стебель вентиля до соприкосновения резины с металлом, а затем затянуть ключом на один оборот, не более.

Колеса к ступицам крепятся гайками с нажимными шайбами.

Модели шин, устанавливаемых на автобусы на заводеизготовителе и давление в шинах приведены в табл. 4.6.1.

Таблица 4.6.1 шины и давление воздуха в шинах


Модель шины

Давление в шинах передних и задних колес, МПа (кгс/см2)

295/80 R 22,5 мод. Бел118 152/148М


0,77±0,02 (7,9 0,2)

Michelin 295/80 R 22,5 XZA2 ENERGY 152/148 М

Continental 295/80 R 22,5 HSR1 152/148 М

Matador 295/80 R 22,5 FH1 152/148 М

295/80 R 22,5 мод. ЯШЗ VR1 152/148М

Допускается использование шин размерностью 295/80 R22,5, имеющих индекс грузоподъемности и скорости не ниже 152/148М. Для применяемых шин давление определяется по таблице заводаизготовителя шин в соответствии с максимальными нагрузками на колеса (см. табл. 2.1).

4.6.1 уход за колесами и шинами
Ежедневно, перед выездом на линию, визуально проверить давление в шинах, крепление и состояние колес, при необходимости довести давление до нормы и подтянуть гайки крепления колес регламентированным моментом.
Не реже одного раза в неделю и при ТО-1:
- проверить затяжку гаек крепления колес. При этом нельзя наращивать плечо ключа - это может привести к травме, срыву резьбы или скручиванию болтов. Момент затяжки гаек колес - 540.590 Н-м (55.60 кгс-м);
- проверить давление в шинах по показаниям манометра.
ВНИМАНИЕ! Гайки крепления замененного колеса в обязательном порядке подтянуть через 50...100 км пробега.
Для подкачки шин в дорожных условиях нужно использовать клапан контрольного вывода, установленный на осушителе воздуха, или клапан контрольного вывода ресиверов тормозов. Перед проведением подкачки отвернуть клапан золотника шины на 2.3 оборота.
При подкачке шины необходимо предварительно снизить давление в тормозной системе до 588 кПа (6 кгс/см2) несколькими последовательными нажатиями на тормозную педаль. Довести давление в шине до номинального, которое на автобусах МАЗ 152 совпадает с максимально возможным в пневмосистеме автобуса - 0,8 МПа.
Повышенный износ шин может быть следствием наличия зазоров в подшипниках ступиц и шарнирах рулевых тяг, неправильной регулировки углов установки колес, неправильной регулировки уровня пола.

При эксплуатации шин придерживаться следующих основных правил:
1. Ежедневно перед выездом визуально проверить давление в шинах и, при необходимости, довести его до нормы.
2. Не допускать попадания на шины топлива, масла и других нефтепродуктов.
3. Не устанавливать на одной оси шины с различными типами рисунка протектора.
Разница в глубине рисунка протектора сдвоенных шин не должна превышать
5 мм (при замере канавки рисунка протектора по центру беговой дорожки). Большая разница приводит к постоянной работе шестерен дифференциала, излишнему их износу и потерям на трение.
При шиномонтажных работах категорически запрещается:
- приступать к демонтажу шины с диска, не убедившись в том, что из нее выпущен воздух;
- использовать кувалды, ломы и другие тяжелые предметы, способные деформировать детали колес;
- использовать колеса с поверхностными повреждениями: некруглостью, местными выпуклостями, трещинами, а также с грязью, коррозией и наплывами краски;
- использовать шины, имеющие повреждения боковин или беговой дорожки;
- накачивать шину вне специального ограждения и установленную на автобус, а в дорожных условиях - без применения предохранительных устройств (цепей, тросов);
- превышать давление воздуха в шине выше допустимой.
Проверку герметичности колеса после монтажа и накачки шины производить полным погружением колеса в ванну с водой, при этом не должно быть выделения пузырьков воздуха. После монтажа шины и проверки герметичности провести балансировку колеса.
Порядок установки колеса на ступицу следующий:
- смазать центровочную поверхность диска колеса тонким слоем графитной смазки УсСА;
- с целью предотвращения «заедания» гаек крепления колес, нанести на резьбу болтов небольшое количество графитной смазки и слегка смазать поверхности трения между упорной шайбой и гайкой крепления колеса графитной смазкой;
- установить колесо на ступицу и навернуть гайки;
- произвести затяжку гаек колес в следующем порядке: сначала затянуть верхнюю, а затем диаметрально противоположную ей гайку. Остальные гайки затягивать также попарно (крест-накрест). Затяжку проводить вручную в три приема 300/500/590 Н-м.
В процессе эксплуатации в силу различных причин балансировка колес может быть нарушена. Для обеспечения безопасности, оптимальной плавности хода и равномерного износа в течение всего срока службы рекомендуется выполнять балансировку колес не менее двух раз в течение срока службы шин.
4.6.2 Механизм крепления запасного колеса
Запасное колесо закреплено за передним спойлером под полом автобуса. Для доступа к механизму подъема и крепления в полу автобуса предусмотрена съемная крышка люка.
Запасное колесо 7 (рис. 4.6.1) с тележкой 16 в транспортном положении закреплено гайками 1 между держателем 4 и двумя скобами 2, которые охватывают трубы каркаса 3.
Механизм подъема-опускания запасного колеса состоит из вала 13 с тарельчатым тормозом и храповым колесом 10, закрепленного в кронштейнах каркаса. На кронштейне так же закреплена защелка 9, которая прижата пружиной 8 к

храповому колесу. На четырехгранный хвостовик вала 13 установлено зубчатое колесо 12, в пазы которого входит выступ захвата 11. Трос 6, пропущенный через ролик 5, одним концом закреплен на валу 13, другим - на держателе 4.
Для удобства снятия и установки запасного колеса в конструкции крепления предусмотрена тележка 16, к которой на стойках 17 приварен фланец 19 со штифтами 18. Фланец имеет форму диска колеса.
4.6.2.1 обслуживание механизма крепления запасного колеса
При проведении ТО-2 смазать поверхность троса и ось ролика смазкой Литол-24.
Если запасное колесо при отвернутых гайках 1опускается под собственным весом, или опускается при приложении незначительного усилия, то необходимо завернуть гайку 14, регулирующую усилие набора тарельчатых пружин 15. Момент затяжки тарельчатых пружин должен обеспечивать опускание запасного колеса под действием усилия 50.70 Н (5.7 кгс), приложенного к рукоятке захвата на длине вставленного воротка 0,2.0,25 м от оси вала 13. После регулирования гайка должна быть застопорена шплинтом.

Рисунок 4.6.1 - Установка запасного колеса:
1, 14 - гайки; 2 - скобы; 3 - трубы каркаса; 4 - держатель; 5 - ролик; 6 - трос; 7 - запасное колесо; 8 - пружина; 9 - защелка; 10 - храповое колесо; 11 - захват; 12 - зубчатое колесо; 13 - вал; 15 - тарельчатые пружины; 16 - тележка; 17 - стойка; 18 - штифт; 19 - фланец

4.6.3

Замена колеса в дорожных условиях
Снятие и установка запасного колеса
Для извлечения запасного колеса необходимо соблюдать следующую последовательность:
- снять центральную часть спойлера;
- снять крышку люка в полу салона, находящуюся в передней части автобуса;
- отвернуть гайки 1 (рис. 4.6.1) и снять обе скобы 2;
- усилием ноги или руки (примерно 5.7 кг) нажать на колесо вниз, при этом храповое колесо 10, зажатое тарельчатыми пружинами 15, начинает проскальзывать на конусе вала 13 и колесо вместе с тележкой 16 опускается;
- после полного опускания запасного колеса, вставить вороток в захват 11 и вращать вал 13 для ослабления натяжения троса и обеспечения возможности извлечения держателя 4 из запасного колеса;
- выкатить тележку с колесом из-под автобуса, снять колесо с тележки.
Для установки запасного колеса на автобус необходимо:
- при вертикальном положении колеса установить тележку 16 штифтами в крепежные отверстия колеса, опрокинуть тележку вместе с колесом, и подвести ее под держатель 4;
- установить держатель 4 в центральное отверстие фланца 19 тележки, направив болты держателя в крепежные отверстия фланца и колеса;
- вставить вороток в захват 11 и вращать вал. При этом вместе с валом вращается храповое колесо, которое удерживается от проворачивания в обратном направлении защелкой 9, на вал наматывается трос и держатель поднимается вместе с тележкой 16 и запасным колесом 7;
- после поднятия колеса на болты держателя установить две скобы 2 и закрепить запасное колесо на трубах каркаса 3 двумя гайками 1;
- установить и закрепить люк пола салона;
- установить и закрепить центральную часть спойлера.
Замена колеса
Перед установкой домкрата необходимо зафиксировать автобус (включить стояночный тормоз, установить противооткатные упоры).
Домкрат необходимо устанавливать на твердую горизонтальную опорную поверхность в максимально сжатом состоянии. Выдвижную часть домкрата направить в гнездо поддомкратника 1 (рис. 4.6.2), расположенного в зоне колесной арки заменяемого колеса (места обозначены табличкой |х), наклеенной на боковине автобуса). Для упора в гнездо поддомкратника - выворачивать винт домкрата.
Предохранительную подставку рекомендуется устанавливать при замене переднего колеса в поддомкратник, вваренный в каркас перед колесной аркой; при замене задних колес - под балку подвески.

Рассказать друзьям

Страницы