МАЗ-152. Сцепление и привод управления сцеплением

4.1.7

МАЗ-152. Сцепление и привод управления сцеплением
Силовой агрегат с механической коробкой передач комплектуется фрикционным однодисковым сцеплением с диафрагменной вытяжной пружиной.
Ведомый диск сцепления снабжен гасителем крутильных колебаний с тремя степенями демпфирования. Втулка муфты выключения 18 (рис. 4.1.7.1) соединяется с диафрагменной пружиной 6 с помощью замкового устройства, которое состоит из упорных колец 17, пружинного кольца 19 и замкового кольца 16.
Замковое устройство монтируется на диафрагменную пружину при сборке сцепления. Штампованные кольца 17 устанавливаются в центральное отверстие диафрагменной пружины 6 и распираются пружинным кольцом 19. Замковое кольцо 16 устанавливается в отверстия упорных полуколец. Муфта выключения сцепления 9 постоянно находится на крышке первичного вала коробки передач.
На автобусе применяется гидравлический привод сцепления с пневматическим усилением.
При нажатии на педаль 1 (рис. 4.1.7.2) при выключении сцепления усилие от ноги водителя через толкатель 12 передается к подпедальному цилиндру 11, откуда жидкость под давлением по трубопроводу 10 поступает в пневмогидроусилитель 7, при этом обеспечивается подача сжатого воздуха в ПГУ по трубопроводу 9.
Суммарное усилие, определяемое давлением воздуха в цилиндре ПГУ и давлением жидкости, передается на толкатель 5 и через рычаг-вилку 6 обеспечивает перемещение муфты выключения, необходимое для выключения сцепления.
Пневмогидроусилитель привода сцепления служит для уменьшения усилия на педали сцепления. Пневмогидроусилитель снабжен датчиком износа ведомого диска сцепления 4.

Рисунок 4.1.7.1 - Сцепление Sachs MFZ 430:
I - ступица ведомого диска; 2 - пружина гасителя крутильных колебаний; 3 - маховик; 4 - кожух сцепления; 5 - нажимной диск; 6 - диафрагменная пружина; 7 - крышка; 8 - картер сцепления; 9 - муфта выключения; 10 - вилка выключения сцепления;
II - коробка передач; 12 - пневмогидроусилитель; 13 - толкатель; 14 - ведомый диск; 15 - картер маховика; 16 - замковое кольцо; 17 - упорные полукольца; 18 - втулка муфты; 19 - пружинное кольцо

4.1.7.1 техническое обслуживание сцепления и привода управления сцеплением
При ТО-1 проверить:
- герметичность гидравлической и пневматической системы привода;
- уровень жидкости в пополнительном бачке;
- свободный ход «А» (рис. 4.1.7.2) педали сцепления, при необходимости отрегулировать;
- износ ведомого диска по датчику износа на ПГУ.
При увеличении размера «В» до 25 мм ведомый диск сцепления необходимо заменить. После удаления воздуха из привода сцепления проверить функционирование привода сцепления и переместить стержень датчика износа 4 до упора в сторону двигателя, и кольцо на стержне - до упора в корпус ПГУ;
Первую замену рабочей жидкости провести при первом ТО-1, в последующем тормозную жидкость заменять не реже одного раза в 2 года.
Внимание! Запрещается эксплуатация автобуса при критическом износе ведомого диска (размер «В» больше 25 мм).
РЕГУЛИРОВКА СВОБОДНОГО И РАБОЧЕГО ХОДА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ
Свободный ход «А» на конце педали сцепления должен составлять 2.4 мм, что обеспечивает зазор между толкателем 12 и поршнем подпедального цилиндра 0,5...1 мм.
Внимание! Запрещается эксплуатация автобуса при отсутствии свободного хода педали сцепления, так как это приведет к «пробуксовке» сцепления, и как следствие к его перегреву и выходу из строя.
Свободный ход регулировать вращением толкателя 12 при отпущенной контргайке 13 (при вворачивании толкателя в вилку свободный ход педали увеличивается). После регулировки застопорить толкатель контргайкой.

Рисунок 4.1.7.2 - Гидропневматический привод сцепления:
1 - педаль; 2 - пополнительный бачок; 3, 10 - гидравлический трубопровод; 4 - датчик износа ведомого диска; 5, 12 - толкатель; 6 - вилка выключения сцепления; 7 - пневмогидроусилитель (ПГУ); 8 - клапан прокачки; 9 - воздушный трубопровод; 11 - подпедальный цилиндр; 13, 15 - контргайка; 14 - оттяжная пружина; 16 - упор

Необходимость регулировки рабочего хода педали сцепления может возникнуть только при замене деталей привода сцепления. Рабочий ход регулировать после полного удаления воздуха из гидропривода вращением упора 16 при отпущенной контргайке 15 (при заворачивании болта рабочий ход педали увеличивается). Рабочий ход считается правильным, если ход толкателя 5 (размер «Б») составляет 21.23 мм.
После регулировки зафиксировать упор контргайкой и проверить функционирование привода. Передачи должны включаться без шума. При необходимости откорректировать рабочий ход педали сцепления.
Допускается в процессе эксплуатации регулировать рабочий ход педали сцепления без контроля размера «Б». В этом случае упором 16 обеспечить минимальный рабочий ход педали сцепления, при котором обеспечивается бесшумное включение первой передачи и передачи заднего хода при работающем двигателе.

УДАЛЕНИЕ ВОЗДУХА ИЗ ГИДРОПРИВОДА СЦЕПЛЕНИЯ, ЗАМЕНА ЖИДКОСТИ

Для удаления воздуха из гидропривода сцепления необходимо:
- удалить воздух из ресивера потребителей через контрольный клапан в блоке диагностики;
- проверить величину свободного хода «А» (рис. 4.1.7.2);
- долить жидкость в пополнительный бачок до нижней кромки наливной горловины;
- снять защитный колпачок с клапана прокачки 8, надеть на головку клапана шланг и опустить второй конец шланга в емкость с тормозной жидкостью;
- отвернуть клапан на 1/2 - 3/4 оборота и резко нажать на педаль сцепления, а затем плавно отпустить. Продолжать «прокачку» до выхода жидкости из шланга без пузырьков воздуха. В процессе «прокачки» доливать жидкость в пополнительный бачок и следить за тем, чтобы шланг был постоянно погружен в жидкость;
- завернуть клапан при нажатой педали, снять с клапана шланг и надеть защитный колпачок;
- долить жидкость до необходимого уровня.
Для полной замены жидкости проводить «прокачку» до выхода из системы около 0,5 л рабочей жидкости.
Замену рабочей жидкости с использованием источника подачи жидкости под давлением 0,1...0,2 МПа проводить в следующем порядке:
- удалить воздух из ресивера потребителей через контрольный клапан в блоке диагностики;
- проверить величину свободного хода «А»;
- отвернуть крышку пополнительного бачка и подставить под него емкость;
- снять защитный колпачок с клапана прокачки 8 и надеть на головку клапана шланг источника подачи рабочей жидкости под давлением 0,1...0,2 МПа;
- включить источник подачи рабочей жидкости и отвернуть клапан прокачки на один оборот. Продолжать подачу жидкости до выхода из бачка около 0,5 л жидкости. Прекратить подачу жидкости только при выходе жидкости из бачка без пузырьков воздуха;
- завернуть клапан 8, отключить источник подачи жидкости;
- провести окончательную «прокачку» педалью сцепления;
- завернуть крышку пополнительного бачка.

4.1.7.2

МАЗ-152. Указания по монтажу сцепления и коробки передач

При замене ведомого диска сцепления руководствоваться указаниями, приведенными в Руководстве по монтажу сцепления вытяжного типа Sachs и монтажу коробок передач ZF (1295 754 905 21).
При снятии коробки передач для отсоединения муфты выключения от сцепления 9 достаточно расстегнуть булавку замкового кольца 16 (рис. 4.1.7.1), переместить вначале муфту в сторону маховика, а затем - в сторону коробки передач. Допускается, с целью сохранения герметичности гидропривода, при замене комплекта сцепления демонтировать ПГУ с картера сцепления и закрепить его на одной из стенок моторной шахты, не допуская при этом изгиб трубопроводов радиусом менее 250 мм.
Перед монтажом сцепления очистить все детали сцепления от грязи, масла и смазки. Маховик, нажимной диск, подшипник выключения сцепления, направляющая труба крышки первичного вала коробки передач, накладки ведомого диска должны быть чистыми. Для очистки использовать средство для чистки тормозов, использование дизельного топлива или растворителя не допускается. Накладки ведомого диска не трогать замасленными пальцами. При загрязнении накладок ведомого диска сцепления маслом или смазкой - диск заменить на новый. Использование даже слегка загрязненного диска приводит к нарушению работы сцепления. Даже после тщательной чистки и механического снятия слоя это может привести к проскальзыванию сцепления при нагрузках.
Внимание! Поверхность «А» скольжения муфты выключения сцепления 9 не смазывать (специальное покрытие)!_
Ведомый диск должен легко перемещаться по шлицам первичного вала коробки передач. Если в шлицах ведомого диска нет смазки, то смазать шлицы небольшим количеством смазки (графитная смазка УСсА). Лишнюю смазку удалить, так как при вращении смазка может попасть на рабочую поверхность ведомого диска, что приведет к ухудшению работоспособности сцепления. Поверхность «Б» также смазать небольшим количеством графитной смазки.
Ведомый диск 14 устанавливать выступающей стороной ступицы 1 в сторону коробки передач с помощью центрирующей оправки. Болты крепления кожуха сцепления 4 затягивать крест на крест, подтягивая их каждый раз не более чем на один оборот, следить за центрированием ведомого диска. В заключение затянуть болты динамометрическим ключом моментом 41...51 Н-м. Центрирующая оправка должна легко выниматься.
При установке коробки передач булавка замкового кольца 16 должна находиться в застегнутом состоянии. Коробку передач не вывешивать за первичный и выходной вал. При установке КПП вручную включить передачу и повернуть выходной фланец так, чтобы шлицы первичного вала легко вошли в шлицы ведомого диска. Обеспечить плотное прилегание картера сцепления 8 к картеру маховика двигателя, а затем затянуть болты крепления крест на крест. В заключение затянуть болты динамометрическим ключом моментом 41...51 Н-м.
Для крепления применять высокопрочные болты (класс прочности не менее 8.8) После установки коробки передач необходимо муфту переместить в сторону маховика, нажав на нижнее плечо вилки выключения сцепления 10 в сторону коробки передач до фиксации замкового кольца 16 на втулке муфты 18. Момент защелкивания можно услышать и почувствовать.

Рассказать друзьям

Страницы