МАЗ-152. ГИДРОПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ

4.1.5.1

МАЗ-152. ГИДРОПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ
Автобус комплектуется гидроприводом вентилятора с многоканальным электронным управлением.
Гидропривод оборудован масляным баком 15 (рис. 4.1.5.2) со встроенным масляным фильтром. Регулируемый насос 12 забирает масло из масляного бака через патрубок 14 и подает под давлением по шлангу 10 в гидромотор 8. Насос создает давление пропорционально значению электрического сигнала поступающего от электронного блока управления гидроприводом вентилятора. Данные на ЭБУ поступают по CAN-шине от блока управления двигателем. При максимальном электрическом сигнале насос создает минимальное давление - вентилятор вращается с минимальными оборотами. Если на насос сигнал не поступает, то насос создает максимальное давление и гидромотор вращает крыльчатку 6 с максимальными оборотами. В случае выхода из строя компонентов (например, обрыв кабеля) это обеспечивает автоматическое включение гидромотора на максимальную мощность.
Из гидромотора масло поступает в охладитель масла 1 блока радиаторов и далее сливается в масляный бак 15. Для предотвращения повышения давления в охладителе перед ним установлен перепускной клапан 17.
ЭБУ в каждый момент времени определяет, какой из параметров находится в зоне, когда требуется изменение эффективности охлаждения, и в соответствии с заданной программой подает сигнал на изменение давления, создаваемого регулируемым насосом.

Рисунок 4.1.5.2 - Гидропривод вентилятора:
1 - блок радиаторов (охладитель масла и охладитель наддувочного воздуха); 2 - кронштейн радиатора; 3 - радиатор системы охлаждения двигателя; 4 - кронштейн гидромотора; 5 - кожух вентилятора; 6 - крыльчатка; 7 - ступица; 8 - гидромотор; 9, 10, 18, 19 - шланг; 11 - двигатель; 12 - насос; 13 - пробка; 14 - патрубок; 15 - масляный бак; 16 - трубопровод слива утечек; 17 - перепускной клапан; 20 - амортизатор

Масляный бак оборудован масляным фильтром. На прозрачном корпусе бака нанесены метки минимального и максимального уровня масла.
Охладитель масла служит для поддержания температуры масла в рабочем диапазоне. Он представляет собой радиатор, изготовленный из плоских теплообменных элементов с нарезанным оребрением.

УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ГИДРОПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА

Уход за системой гидропривода вентилятора заключается в систематическом визуальном контроле герметичности соединений, уплотнений, периодической замене масла и фильтрующего элемента, а также в проверке уровня масла в баке. Уровень масла в баке должен быть между верхней и нижней отметками на корпусе бака.
Следы подтекания рабочей жидкости из гидросистемы не допускаются.
Замену масла необходимо производить при каждом 4ТО-2, но не реже одного раза в два года. Фильтрующий элемент следует менять при каждом 2ТО-2.
Замену масла и фильтра рекомендуется проводить также после ремонта или замены составных частей гидропривода. При этом должна быть промыта вся система гидропривода.
Чем тоньше фильтрация, тем выше класс чистоты рабочей жидкости и срок службы гидропривода. Для обеспечения надёжной работы гидропривода необходим
класс чистоты масла 20/18/15 по ISO 4406.

МАЗ-152. ЗАМЕНА МАСЛА И ФИЛЬТРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА

Для заправки гидропривода вентилятора необходимо применять только чистое масло, указанное в химмотологической карте.
Внимание! При проведении замены масла исключить попадание загрязнений в систему.
Для замены масла необходимо:
- отвернуть резьбовую крышку заливной горловины масляного бака 15 (рис. 4.1.5.2). Повернуть держатель фильтра 2 (рис. 4.1.5.3) до выхода из зацепления с буртиками 1 заливной горловины масляного бака и вынуть держатель с масляным фильтром 3 из бака;
- установить под места слива лотки и емкости достаточного объема, отсоединить шланг патрубка 14 (рис. 4.1.5.2) от всасывающего патрубка масляного бака 15 и слить масло из бака и шланга;
- отсоединить шланг 18 от гидромотора и слить масло из охладителя масла блока радиаторов 1 и гидромотора ;
Внимание! После слива масла категорически запрещается запускать двигатель (даже на короткий срок), так как это приведет к выходу насоса из строя.
- присоединить шланги;
- отсоединить фильтр 3 (рис. 4.1.5.3) от держателя 2, установить на держатель новый фильтр;

- установить держатель с фильтром в масляный бак и зафиксировать держатель повернув его так, чтобы выступы держателя зашли за буртики 1 заливной горловины;
- заполнить внутреннюю полость насоса маслом через отверстие, закрываемое пробкой 13 (рис. 4.1.5.2);
- залить чистое отфильтрованное масло до верхней метки на баке;
- запустить (на 1 сек.) и сразу остановить двигатель, не допуская, таким образом, падения уровня масла. Долить масло по верхнюю метку на баке. Повторить процесс еще два раза. При запуске следить за тем, чтобы снабжение насоса маслом было достаточным. При необычном шуме или вибрации немедленно остановить двигатель и проверить наполнение насоса;
- запустить двигатель и при работающем двигателе доливать масло по мере его убывания. Через 2.3 минуты остановить двигатель, проверить герметичность системы и откорректировать уровень масла.

МАЗ-152. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ В СИСТЕМЕ ГИДРОПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА И ИХ УСТРАНЕНИЕ

Ремонт аксиально-поршневого насоса должен производиться только авторизованным и квалифицированным персоналом. Бош Рексрот предлагает Вам разветвлённую сеть сервиса для ремонта агрегатов Рексрот. Необходимую информацию можно найти в интернете по адресу www.boschrexroth.by.
Перетекание масла из масляного бака гидропривода вентилятора в поддон двигателя через насос вызывается разрушением уплотнительной манжеты насоса. Необходимо заменить манжету в насосе или насос.
Если крыльчатка вентилятора не вращается, это может быть вызвано следующими причинами:
- неисправностью гидромотора (если для вращения крыльчатки от руки при остановленном двигателе требуется приложить значительное усилие);
- неисправностью насоса (когда в системе вовсе нет циркуляции масла);
Вращение крыльчатки вентилятора только с малыми оборотами или только с максимальными оборотами может быть вызвано неисправностью управляющего соленоида.
При установке крыльчатки вентилятора гайка крепления ступицы 7 (рис. 4.1.5.1) на валу гидромотора 9 должна быть затянута моментом 80...90 Н-м.
Внимание! Категорически запрещается эксплуатация автобуса с негерметичной системой гидропривода вентилятора из-за опасности попадания масла на горячие детали системы выпуска отработавших газов и воспламенения._

Рассказать друзьям

Страницы