МАЗ-152. Технические характеристики
- < Предыдущая
- Следующая >
Автобусный завод
ОАО «Минский автомобильный завод»
Автобус МАЗ 152
Руководство по эксплуатации 152063-0000020 РЭ
Минск 2013
Руководство по эксплуатации* содержит сведения о конструкции, характеристиках автобуса МАЗ 152, его составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.
Во втором и третьем разделах содержится информация по управлению и правилам эксплуатации автобуса. Эта информация предназначена в основном для водителя, поэтому обязательно должна находиться в автобусе у водителя.
В четвертом и пятом разделах содержится информация по устройству и техническому обслуживанию систем и составных частей автобуса. Информация предназначена для обслуживающего персонала. Содержание разделов должно находиться на участках, которые проводят соответствующие работы по обслуживанию.
Устройство и порядок обслуживания составных частей и систем автобуса (двигателя, коробки передач, ПЖД, подогревателя воздуха, системы автоматического пожаротушения) приведены в эксплуатационной документации на эти составные части и системы.
Руководство разработано коллективом службы главного конструктора автобусного завода ОАО «МАЗ».
Ответственный за выпуск Липский Н.А.
Свои замечания и предложения по содержанию Руководства высылайте по адресу: sgk.doc-amaz@maz.by.
Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ». Перепечатка, перевод и размножение, даже выборочно, без письменного разреше-
ния ОАО «МАЗ» запрещены.
* В дальнейшем Руководство
Настоящее Руководство по эксплуатации предназначено для водителей и обслуживающего персонала эксплуатирующих организаций. В нем содержится техническое описание и правила эксплуатации автобуса МАЗ 152.
Автобус МАЗ 152 – класс III согласно классификации Правил ЕЭК ООН №36, категория М3 согласно ГОСТ 31286.
Автобусы изготавливаются в климатическом исполнении У1 по ГОСТ 15150 и предназначены для эксплуатации по дорогам общего пользования.
Обслуживание составных частей автобуса, выпускаемых другими предприятиями, следует производить в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации этих составных частей.
В данном Руководстве приняты следующие условные обозначения и сокращения: АБС (ABS) – антиблокировочная система;
ПБС (ASR) – противобуксовочная система; АКБ – аккумуляторная батарея;
АЦСС – автоматическая централизованная система смазки; БК – блок коммутации;
БУ – блок управления;
ГУР – гидроусилитель руля; КЛ – контрольная лампа;
КИП – контрольно-измерительные приборы; КПП – коробка перемены передач;
ПЖД – подогреватель жидкости двигателя; ПГУ – пневмогидроусилитель;
SCR – (Selective Catalitic Reduction) система подавления токсичности отработавших газов, основанная на принципе селективного каталитического восстановления. Руководстворазработанопосостояниюпроизводстваавтобусовна 01.04.2013 года.
В связи с постоянной работой по совершенствованию автобусов в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании.
В настоящем Руководстве по эксплуатации используются следующие указания по технике безопасности:
Предостережение! Служит для указаний по технике безопасности, несоблю-
дение которых опасно для жизни и здоровья людей.
Служит для указаний на способы и приемы, несоблюдение кото-
Внимание!
рых может привести к нарушениям в работе изделия (риск повреждения изделия), или требуется повышенная осторожность в обращении с изделием или материалами.
При работе на смотровой яме, а также в случае применения подъемных устройств, колеса автобуса должны быть надежно застопорены. При необходимости следует применять предохранительные подставки.
Перед проведением работ по ремонту или монтажу электрооборудования необходимо обесточить электрооборудование в целом.
Перед проведением любых работ в моторном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключения срабатывания системы автоматического пожаротушения, отключить АКБ от бортовой сети, отсоединив провод «массы» от клеммы АКБ.
Выполнение ремонта на автобусе с запущенным двигателем не допускается, за исключением производства контрольных и регулировочных работ, требующих включения двигателя (если работы проводятся в отсеке двигателя или ПЖД, то перед проведением работ необходимо отключить разъем питания базового блока системы автоматического пожаротушения).
Поскольку охлаждающая жидкость и тормозная жидкость ядовиты, следует строго соблюдать правила обращения с ними.
При проведении электросварочных работ на автобусе отключить АКБ от бортовой сети, соединить провода «+» и «-» между собой и разъединить разъемы электронных блоков управления (управления двигателем, КПП, АБС, ПЖД). Присоединять провод "массы" сварочного аппарата в непосредственной близости от места сварки. Запрещается прокладывать кабель сварочного аппарата параллельно электропроводке автобуса.
При проведении сварочных и сверлильных работ в местах укладки пластмассовых трубопроводов предохранять их от высоких температур (свыше 60 °C) и сварочных брызг. Не допускается наличие воздуха под давлением в пневмосистеме при ее ремонте, а также при проведении работ, связанных со сваркой и сверлением.
После ремонта сильно поврежденного автобуса перед его пуском в эксплуатацию выполнить все технические контрольные измерения, предусмотренные для автобуса. Запрещается покидать рабочее место водителя при работающем двигателе и не-
задействованном стояночном тормозе.
ТРебоВАния пожАРной беЗопАсносТи
Строго соблюдать требования безопасности, приведенные в Руководстве по эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства».
Строго соблюдать требования пожарной безопасности для предприятий и организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).
В процессе ремонта приборов электрооборудования применение бензина и других взрывоопасных растворителей категорически запрещается. При проведении таких работ следует пользоваться неогнеопасными растворителями. Сборку необходимо выполнять после предварительной сушки деталей. Избегать попадания различных моечных растворов в соединительные панели, пучки проводов и обмотки приборов электрооборудования.
Не допускается скопление на двигателе и обшивке моторного отсека грязи, смешанной с маслом или топливом, не допускается оставлять в моторной шахте обтирочные материалы.
Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при работе в моторной шахте и отсеке ПЖД.
Запрещается эксплуатация автобуса при наличии подтекания топлива, масла и других эксплуатационных жидкостей.
Запрещается эксплуатация автобуса при повреждении изоляции проводов электрооборудования.
Запрещается разогревать двигатель открытым пламенем.
Запрещается использование открытого пламени в салоне и кабине водителя. Запрещается хранить и перевозить в автобусе горючие жидкости и газы.
Запрещается во время эксплуатации и хранения автобуса наличие в моторном отсеке и отсеке ПЖД любых материалов, не предусмотренных конструкцией автобуса.
Запрещается движение со спущенным одним или двумя спаренными колесами. Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители в закрытых помеще-
ниях из-за опасности отравления и удушья.
Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители на автозаправочных станциях и в местах, где могут образовываться горючие пары и пыль (например, вблизи топливных, угольных, древесных складов и т.п.).
При появлении сигнала «ПОЖАР» на пульте управления системой автоматического пожаротушения во время движения водитель обязан:
-
немедленно остановить автобус, открыть все двери, нажать кнопку аварийного выключателя, высадить пассажиров и удалить их на безопасное расстояние;
-
действовать в строгом соответствии с требованиями Руководства по эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства».
-
крышку люка моторного отсека можно открывать не ранее, чем через 5 минут после включения системы пожаротушения (признак включения – выход белого аэрозоля из отсека) с целью исключения повторного возгорания из-за уменьшения концентрации аэрозоля вследствие его утечки и разбавления свежим воздухом;
-
после тушения очага возгорания остатки аэрозоля удалить проветриванием, осевший аэрозоль удалить сухой или влажной протиркой;
-
заходить в автобус только после проветривания салона.
ЭксплуАТАционные огРАничения
К управлению автобусом допускать водителей, прошедших обучение правилам эксплуатации автобуса МАЗ 152. Особое внимание должно быть уделено изучению требований Руководства по эксплуатации «Системы автоматического пожаротушения транспортного средства».
Прежде чем приступить к эксплуатации автобуса, необходимо внимательно изучить его устройство, указания по эксплуатации, техническому обслуживанию и уходу, изложенные в данном Руководстве и Руководствах по эксплуатации составных частей автобуса.
Нормальная работа агрегатов и механизмов автобуса обеспечивается, если топливо, масла и другие эксплуатационные материалы применяются в соответствии с указаниями, приведенными в «Химмотологической карте» настоящего Руководства. Необходимо соблюдать объем и периодичность технического обслуживания, указанные в настоящем Руководстве, с корректировкой периодичности в зависимости от дорожных и климатических условий эксплуатации согласно ГОСТ 21624-81 с записью проведенных работ в сервисной книжке.
В период обкатки автобуса строго выполнять указания, приведенные в данном Руководстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как дальнейшая его работоспособность в большой степени зависит от того, насколько хорошо приработаются детали в начальный период эксплуатации.
Во время движения следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и за сигналами контрольных ламп.
Не начинать движение автобуса при давлении воздуха в контурах пневматического привода тормозных механизмов ниже 550 кПа (5,5 кгс/см2), т.е. пока не погаснут контрольные лампы, сигнализирующие о падении давления воздуха.
Запрещается движение автобуса «в накат» при неработающем двигателе, так как в этом случае резко возрастает усилие на рулевом колесе и не пополняется запас сжатого воздуха в пневмосистеме автобуса.
Запрещается запуск двигателя без масла и охлаждающей жидкости. Запрещается заливать масло выше верхней метки на щупе.
Запрещается открывать крышку с паровым клапаном на расширительном бачке. Запрещается запускать двигатель от внешнего источника питания присоедине-
нием проводов на клеммы стартера.
Запрещается использование зарядной станции или пускового устройства для пуска двигателя.
Запрещается начинать движение при работающем зуммере.
Запрещается эксплуатация автобуса с неисправным или отказавшим гидроусилителем рулевого управления.
Запрещается движение на спусках с выключенной передачей.
На спусках необходимо исключить движение автобуса при оборотах двигателя выше допустимых, т.е. стрелка тахометра не должна заходить на красную зону шкалы прибора.
Запрещается воздействовать на педаль подачи топлива при включенном моторном тормозе.
Запрещается останавливать двигатель при температуре охлаждающей жидкости выше 95 °C.
Запрещается отключать провода от выводов генератора и аккумуляторных батарей при работающем двигателе.
Во избежание повреждения привода КПП и привода сцепления запрещается оставлять после останова двигателя включенной передачу, а также выключать сцепление при отсутствии воздуха в контуре потребителей воздуха.
При мойке автобуса запрещается направлять струю воды на решетку воздухозаборника, а также на изделия электрооборудования и места соединения электропроводов.
В зимнее время при мойке автобуса запрещается направлять струю воды на тормозные аппараты. В случае замерзания конденсата в пневмоприводе тормозов запрещается отогревать аппараты, трубопроводы и воздушные ресиверы открытым пламенем. При возникновении опасности замерзания воды в кухне или баке системы водо-
снабжения кухни следует полностью удалить воду из кухни и бака.
Автобус оборудован системой, препятствующей началу движения при открытых дверях. В целях безопасности перевозки пассажиров настоятельно рекомендуем не эксплуатировать автобусы с выключенной или неисправной системой автоматического включения остановочного тормоза при открытых дверях пассажирского салона.
МАЗ-152. Общее описание Автобусов, Технические характеристики
1.1 МАЗ-152. инфоРМАционные дАнные АВТобусА
Идентификационный номер автобуса выбит на правой стойке передка (за поворотной панелью, возле фары), а также на заводской табличке, которая расположена на лицевой панели передка (справа от входа в переднюю дверь).
Структура идентификационного номера (VIN) имеет следующий вид: Y3М152063D0002505 (17 знаков), где:
Y – географическая зона РБ; 3 – международный код РБ;
М – международный код Минского автомобильного завода;
152063 (6 знаков) – обозначение модели (модификации) автобуса, где: 1 (4-й знак) – порядковый номер поколения автобуса (1-ое поколение);
5 (5-й) – код назначения автобуса (5 – междугородние, туристические автобусы); 2 (6-й знак) – порядковый номер модели;
0 (7-й знак) – код модификации кузова (0 – без туалета, А – с туалетом); 6 (8-й знак) – фирма-производитель двигателя (6 – Daimler);
3 (9-й знак) – код комплектации силового агрегата;
D (10-й знак) – год выпуска автобуса (D 2013 г; E 2014 г. и т.д.);
0002505 (7 знаков) – порядковый производственный номер транспортного средства.
На заводской табличке наряду с идентификационным номером также нанесены:
-
фирменный знак Минского автомобильного завода;
-
номер «Одобрения типа» транспортного средства;
-
полная масса автобуса, кг;
-
допустимая осевая нагрузка на каждую ось, кг;
-
тип установленного двигателя.
Модель и производственный номер автобуса, модель и номер двигателя, а также номера узлов и агрегатов приведены в «Сервисной книжке», которая прикладывается к каждому автобусу.
МАЗ-152. Состав Автобусов
Заводом по состоянию на 01.01.2013 г. выпускаются автобусы МАЗ 152 в комплектации, приведенной в таблице 1.1. Технические характеристики автобуса приведены в таблице 1.2, технические характеристики двигателя приведены в таблице 1.3. По требованию заказчика может устанавливаться автоматическая централизо-
ванная система смазки (АЦСС) узлов трения.
Таблица 1.1 – Комплектация автобуса
Обозначение комплектации |
Двигатель |
Коробка передач |
Ведущий мост, i |
Максимальная скорость*, км/ч |
152063/А63 |
OM 926 LA (Евро-5) |
ZF 6S 1701 BO |
3,86 |
131 |
* Максимальная скорость может быть ограничена в зависимости от назначения автобуса
Таблица 1.2 Технические характеристики автобусов МАЗ 152, МАЗ 152А
Параметры |
МАЗ 152 |
МАЗ 152А |
Число мест для сидения |
43/45/47 |
43/45 |
Объем багажного отделения, м3 |
7 |
6 |
Площадь пола багажного отделения, м2 |
8,9 |
7,7 |
Общая площадь, предназначенная для пассажиров, м2 |
27,5 |
|
Количество служебных дверей |
2 |
|
Внутренняя высота салона в проходе, мм |
2057 |
|
Высота первой ступеньки над уровнем дороги, мм, не более |
380 |
|
Высота пола над уровнем дороги, мм |
1165 |
|
Дорожный просвет переднего свеса, мм |
302 |
|
Дорожный просвет заднего свеса, мм |
265 |
|
Дорожный просвет задней подвески, мм |
238 |
|
Высота переднего буксирного устройства, мм |
405 |
|
Высота заднего буксирного устройства, мм |
590 |
|
Порожняя масса, кг, не более |
13850/13910 |
14060 |
Распределение порожней массы по осям, кг: передняя ось |
4685/ 4715 |
4790 |
задняя ось |
9165/ 9195 |
9270 |
Полная масса (порожняя масса плюс масса пассажиров и багажа), кг |
18000 |
|
Распределение полной массы по осям, кг: передняя ось |
6500 |
|
задняя ось |
11500 |
|
Технически допустимая максимальная масса, кг |
19000 |
|
Распределение технически допустимой максимальной массы по осям, кг: передняя ось |
6700 |
|
задняя ось |
12300 |
|
Ширина коридора, занимаемая автобусом при повороте с габаритным внешним радиусом 12,5 м, не более |
6,7 |
|
Внешний минимальный габаритный радиус поворота, м, не более |
12 |
|
Максимальный подъем, преодолеваемый автобусом с полной массой, %, не менее |
30 |
|
Время разгона автобуса с номинальной нагрузкой с места до скорости 60 км/ч, сек, не более |
50 |
|
Основные размеры автобусов приведены на рисунках |
Рис.1.1а |
Рис.1.1б |
Нормы эксплуатационного расхода топлива в Руководстве не приводятся, так как они являются ведомственными документами автотранспорта (в РБ нормы расхода топлива разрабатывает и утверждает Министерство транспорта и коммуникаций РБ, в РФ – Министерство транспорта РФ).
Таблица 1.3 – Техническая характеристика двигателя
Модель двигателя |
OM 926 LA V/1 |
Тип |
Дизельный, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха |
Экологичность |
Евро-5 (с системой SCR) |
Число цилиндров |
6 |
Расположение цилиндров |
рядное |
Диаметр цилиндра, мм |
106 |
Ход поршня, S, мм |
136 |
Рабочий объем, л |
7,2 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) |
240 (326) |
Частота при номинальной мощности, мин-1 |
2200 |
Максимальный крутящий момент, Нм |
1300 |
Частота при макс. крутящем моменте, мин-1 |
1200-1600 |
а)
б)
Рисунок 1.1 – Основные размеры и планировка салона автобуса
а) МАЗ 152 б) МАЗ 152А
- < Предыдущая
- Следующая >