Консервация силового агрегата тягача КрАЗ-6443
Внутренняя консервация заключается в промывке системы охлаждения и консервации систем питания и смазки, внутренних поверхностей цилиндров.
Промывку системы охлаждения производить раствором, консервацию системы питания - смесью дизельного топлива с присадкой АКОР-1, консервацию системы смазки, внутренних поверхностей цилиндров - рабоче-консервационным маслом (состав и технология приготовления консервационных материалов приведены ниже).
Порядок консервации. Слить воду из системы охлаждения двигателя и системы предпускового подогревателя. Для полного слива воды установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке, снять пробку расширительного бачка и крышку заливной трубы предпускового подогревателя, открыть сливные краники на котле и насосном агрегате подогревателя. После слива поды краники закрыть.
Отвернуть пробку сливного отверстия и слить масло из поддона двигателя, после чего пробку завернуть.
Отвернуть пробки сливных отверстий (две) и слить масло из коробки передач, после чего пробки завернуть.
После слива масла отвернуть крышку заборника масляного насоса, очистить от грязи и стружки сетку маслозаборника и магнит, после чего крышку установить на место, следя за правильностью ее положения и обращая внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой, или ее прокладкой.
Заполнить систему охлаждения двигателя и систему предпускового подогревателя пассивирующим раствором.
Залить рабоче-консервационное масло, нагретое до температуры 70 - 100 °С, в следующие агрегаты:
в поддон двигателя - 32 л; в картер коробки передач - 9 л.
Закрыть крышку заливной горловины двигателя и завернуть пробку заливного отверстия коробки передач.
Запустить двигатель и дать ему поработать в течение 3 - 5 минут на средней частоте вращения.
Слить топливо из фильтров грубой и тонкой очистки.
Отсоединить сливную трубку от фильтра тонкой очистки и подводящую трубку от фильтра грубой очистки топлива.
Подсоединить к фильтру грубой очистки топлива специальный заборник и погрузить в емкость с хорошо профильтрованной смесью топлива с присадкой ЛКОР-1, нагретой до температуры 70 - 100 °С.
Подсоединить к наконечнику топливного фильтра тонкой очистки специальную сливную трубку, опустив другой конец ее в ванну для слива топлива.
Прокачать систему питания ручным топливопрокачивающим насосом до тех пор, пока из сливной трубки не пойдет чистая, без пузырьков воздуха, консервационная смесь.
Установить рычаг коробки передач в нейтральное положение и прокрутить коленчатый вал двигателя стартером в течение 2 - 2,5 минуты. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20с с перерывами между включениями 1 - 2 минуты. При этом рукоятка ручного управления подачей топлива и остановом двигателя должна находиться в положении выключенной подачи топлива.
Отсоединить специальный заборник от фильтра грубой очистки топлива и специальную трубку от наконечника фильтра тонкой очистки топлива.
Подсоединить сливную трубку к фильтру тонкой очистки топлива и подводящую трубку к фильтру грубой очистки топлива, предварительно законсервировав внутренние полости этих трубок; слить консервационную смесь из' топливных фильтров грубой и тонкой очистки.
Отвернуть пробки во впускных коллекторах и через отверстия залить в каждый цилиндр двигателя по 50 - 70 мл рабоче-консервационного масла, нагретого до температуры 70 - 100 °С. После чего пробки завернуть.
Консервацию цилиндров маслом производить из специальной емкости, предназначенной только для этой цели.
Прокрутить коленчатый вал двигателя стартером в течение 20 - 30 с при выключенной подаче топлива.
Отсоединить трубку (отводящую топливо от форсунок в левый бак) от наконечника, расположенного в задней части левой головки блока двигателя. Подсоединить к наконечнику шланг от специального насоса, к которому подсоединить заборник и погрузить его в емкость с хорошо профильтрованной смесью топлива с присадкой АКОР-1, нагретой до температуры 70 - 100 °С, Снять крышки головок цилиндров и отвернуть на 1 - 2 оборота болты крепления стальных трубок к форсункам 4 и 5 цилиндров.
Прокачать специальным насосом сливную магистраль форсунок до тех пор, пока из-под болтов крепления трубок не пойдет консервационная смесь (без пузырьков воздуха).
После этого завернуть болты крепления трубок, поставить на место крышки головок цилиндров и подсоединить трубку к наконечнику.
Слить раствор из системы охлаждения (водяного радиатора, расширительного бачка и предпускового подогревателя) и просушить ее в течение 3 минут продувкой сжатым воздухом при давлении 0,1 МПа (1 кгс/см2). Закрыть сливные краники, пробку расширительного бачка и крышку заливной трубы предпускового подогревателя.
Слить рабоче-консервационное масло из поддона двигателя и картера коробки передач.
Залить рабочее масло в двигатель и коробку передач. Количество заливаемого масла и его сорт должны' соответствовать требованиям Инструкции но эксплуатации двигателя.
Прокрутка коленчатого вала двигателя после консервации не допускается.
Наружная консервация силового агрегата. Снять нижнюю крышку люка картера сцепления, установить заглушку и поставить крышку на место.
Протереть наружные поверхности силового агрегата чистой ветошью, смоченной уайт-спиритом, до полного удаления грязи и масла, а затем вытереть насухо.
Генератор обернуть водонепроницаемой бумагой или хлопчатобумажной тканью, пропитанной в масле, и обвязать шпагатом, а сапуны топливного насоса высокого давления и коробки передач оклеить полиэтиленовой пленкой или лейкопластырем.
Оклеить лейкопластырем или полихлорвиниловой лентой:
дренажное отверстие водяного насоса двигателя;
кран спуска воздуха на правой водяной трубе двигателя;
отверстие дренажной трубки топливного насоса высокого давления;
сапун двигателя;
щель на картере маховика (в месте указателя).
В случае попадания смазки на резинотехнические детали тщательно протереть их сухой ветошью.
Открытые места ручьев шкивов вентилятора, водяного насоса двигателя, натяжного ролика ремня привода компрессора, коленчатого вала двигателя и шкив насоса усилителя рулевого привода, а также поврежденные окрашенные поверхности окрасить в цвет двигателя.
Примечание. Допускается в эксплуатирующих организациях производить консервацию двигателя другим способом, путем периодического запуска его через 6 месяцев хранения автомобиля. При этом выполнить следующие работы:
залить рабоче-консервационное масло в поддон двигателя; залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения;
пустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости не ниже плюс 70 °С на средней частоте вращения в течение 10 - 15 минут;
слить рабоче-консервационное масло и охлаждающую жидкость,
заполнить сливную магистраль форсунок консервационной смесью топлива; _
провести работы по герметизации систем двигателя и наружную консервацию двигателя согласно рекомендациям настоящего раздела.
При последующих периодических пусках двигателя провести разгерметизацию и работы, указанные выше. Дату пуска двигателя вписать в паспорт автомобиля (или другой технический документ).
Перед консервацией слить воду из омывателя ветровых стекол и отопителя .кабины, выпустить сжатый воздух из ресиверов.
Залить в каждый цилиндр компрессора (через отверстия под пробки клапанов) по 20 г моторного масла.
Оклеить лейкопластырем или полихлорвиниловой лентой:
отверстие пароотводной трубки расширительного бачка;
отверстие выпуска воздуха тормозного крана;
атмосферное отверстие ускорительного клапана;
атмосферный штуцер тормозного крана ручного управления;
защитный колпак клапана управления тормозной системой полуприцепа;
крышку бачка рулевого усилителя;
отверстия форсунок смывателей стекол;
отверстия вентилей колес.
Закрыть резиновым колпаком отверстие патрубка забора воздуха насосного агрегата предпускового подогревателя.
Обернуть битумной бумагой или тканью, пропитанной смазкой ПВК, и обнизать шпагатом:
регулятор давления с предохранительным клапаном;
противозамерзатель;
соединительные головки тормозной системы;
выходное отверстие воздухопровода пневмосигнала;
отверстие выпускной трубы глушителя, предварительно положив в трубу мешочек с силикагелем массой 200 г;
заливную горловину расширительного бачка и подогревателя.
Покрыть смазкой ЦИАТИМ-201 следующие узлы и детали:
оси и шарниры механизма управления двигателем;
тросик останова двигателя;
цепочку привода шторки радиатора;
шток силового цилиндра рулевого усилителя, после чего обмотать битумной бумагой и обвязать шпагатом;
шаровые опоры переднего моста.
Покрыть бесцветным нитролаком металлические неокрашенные детали:
рычажки тумблеров;
кронштейн вентилятора;
наружные и внутренние ручки дверей кабины;
Шарнирные соединения сборочных единиц тщательно смазать, а картеры раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого механизма, шаровые опоры переднего моста, балансиры .задней подвески и бачок рулевого усилителя заправить свежими маслами и смазками в соответствии с химмотологической картой.
Топливные баки полностью заполнить консервационной смесью дизельного топлива с присадкой АКОР-1, после чего смесь слить через сливные отверстия.
В выдвижные горловины топливных баков положить мешочки с силикагелем массой 200 г, а затем заклеить зазор между крышками и горловинами лейкопластырем или полихлорвиниловой лентой.
Щетки стеклоочистителей и зеркала заднего вида снять с автомобиля и обвернуть водонепроницаемой бумагой или промасленной тканью.
ЗИП очистить от коррозии, покрыть тонким слоем масла НГ-203Б и обвернуть водонепроницаемой бумагой или промасленной тканью.
Автомобиль установить на подставки, обеспечив разгрузку рессор и расстояние между шинами и опорной поверхностью 80 - 100 мм..
Шины очистить и вымыть водой. Давление воздуха в шинах довести до нормы. Для предохранения резины шин от растрескивания закрыть их чехлами из водостойкой бумаги или ткани.
Освободить шины от чехлов и снять автомобиль с подставок.
Снять водонепроницаемую бумагу и полиэтиленовую пленку с деталей и узлов силового агрегата и освободить силовой агрегат от заглушек и пробок.
Снять нижнюю крышку картера сцепления, удалить заглушку и поставить крышку на место.
Удалить липкую ленту, водонепроницаемую бумагу или промасленную ткань со сборочных единиц автомобиля.
Вынуть мешочки с силикагелем: из отверстия выпускной трубы, из наливных горловин топливных баков.
Консервирующую смазку или ее остатки удалить ветошью, смоченной в бензине.
Примечание. С поверхности шаровых опор переднего моста, осей и шарниров (за исключением находящихся в кабине и под капотом) удаление смазки не требуется.
Инструмент и принадлежности протереть ветошью, смоченной в бензине.
Дальнейшую подготовку автомобиля к эксплуатации проводить в соответствии с настоящим Руководством.
Примечание. Производить расконсервацию коробки передач, систем питания и смазки, цилиндров и внутренних поверхностей двигателя не требуется.
Универсальное рабоче-консервационное масло. Приготовляется путем добавления к товарным сортам дизельного масла определенного процента защитной присадки - ингибитора АКОР-1 Для приготовления рабоче-консервационного масла вручную выполнить следующее:
отмерить требуемое количество дизельного масла и нагреть его до температуры 70 - 100 °С;
отмерить требуемое количество присадки АКОР-1 из расчета 20 % от приготовляемого количества рабоче-консервационного масла;
добавить к дизельному маслу подогретую до температуры 60 - 70 °С Присадку при интенсивном помешивании масла до получения однородной смеси.
Однородность смеси определяется отсутствием черных или темно-коричневых разводов на струе масла, стекающей с мешалки, а также отсутствием на дне и стенках емкости осадков или сгустков.
Примечание. Разогрев масла и присадки производить в печи для обезвоживания масел или на водяной бане.
Для приготовления смеси с использованием средств механизации применять маслозаправочный агрегат АЗ-13 или баки-смесители конструкции БС;30, ППС-7500 и т. д. (в этом случае разогрев присадки необязателен). При приготовлении более 200 л смеси используется автомобильный маслозаправщик. Операцию смешивания в этом случае производить, используя маслонасосы и систему подогрева масла.
Категорически запрещается присадку АКОР-1 заливать непосредственно ч в поддон двигателя, коробку передач, так как из-за большой прилипаемости и вязкости присадка остается на стенках заливной горловины или картера и не смешивается с маслом.
Консервационная смесь топлива с присадкой АКОР-1. Для приготовления смеси выполнить следующее:
отмерить требуемое количество дизельного топлива и присадки АКОР-1 (из расчета 30 % от приготовляемого количества смеси);
добавить к дизельному топливу подогретую до температуры 60 - 70 °С присадку при интенсивном помешивании топлива до получения однородной смеси (смесь нагреть до 70 - 80°С).
Пассивирующий раствор (состав раствора в граммах на литр воды: глицерин - 30 г, сода кальцинированная - 5 г и хромпик калиевый - 0,5 г). Для приготовления раствора:
взвешенное количество предварительно измельченных сухих компонентов (соды кальцинированной и хромпика калиевого) - растворить в небольшом объеме воды, подогретой до 40 - 50 °С, использовав для этой цели отдельную емкость;
после полного растворения указанных компонентов раствор из емкости перелить в ванну, внести в него отвешенное количество глицерина, долить воду до требуемого объема и перемешать.
Заливать раствор в бачок постепенно, через воронку с максимально возможным сечением трубки. В зимнее время раствор перед применением подотрем, до 50 0С.
При повторном использовании раствора профильтровать его от шлама.
Персонал, обслуживающий участок консервации, должен быть осведомлен о степени ядовитости применяемых веществ, а также о мерах первой, помощи при несчастных случаях.
Рабочие, обслуживающие ванны консервации, должны быть обеспечены клеенчатыми ими или брезентовыми фартуками, резиновыми перчатками или рукавицами и приспособлениями, предотвращающими прикосновение рук к консервирующим материалам.
В процессе производства работ по подготовке поверхностей, консервации и расконсервации автомобиля не разрешается брать консервируемые изделия, но защищенными руками; следует пользоваться хлопчатобумажными перчатками или рукавицами. Длительное воздействие масел и смазок на кожу может вызвать ее поражение.
Персонал, обслуживающий участок консервации, должен проходить периодические медицинские осмотры.
Па участке консервации и в помещении, где производятся работы, запрещается прием и хранение пищи.
После окончания работ по консервации и перед каждым приемом пищи необходимо тщательно мыть лицо и руки с мылом. Запрещается мыть руки в моющих растворах.
Категорически запрещается:
применять битумную бумагу для бытовых нужд;
хранить ингибитору, их растворы и битумную бумагу в открытом виде;
допускать к работе лиц, имеющих на коже рук, лица и других местах ссадины, раздражения и другие повреждения.
Химикаты необходимо хранить на складе химических реактивов в специальной закрытой посуде с этикетками и выдавать только лицам, ответственным за приготовление растворов и смесей.
Участок консервации и рабочие места должны быть оборудованы средствами противопожарной безопасности. Курение, зажигание спичек и пользование открытым огнем на участке консервации не допускается.