Ведущие мосты тягача КрАЗ-6443

На автомобиле установлено три ведущих моста: передний, задний и средний. Колеса переднего моста управляемые.

5.6.1. Передний ведущий мост тягача КрАЗ-6443

Ниже приведено описание только конструктивных особенностей переднего ведущего моста (Рис. 23).

Шаровые опоры 26 с помощью шпилек крепятся к фланцам картера моста, а на шкворни шаровых опор в роликовых конических подшипниках 15 и 28 установлены поворотные кулаки. Крышки 14 подшипников шкворней выполнены как одно целое с рычагами поворотных кулаков, за исключением правого верхнего шкворня, для которого предусмотрена крышка. Под крышками подшипников верхнего и нижнего шкворней имеются шайбы 11 и 81, при помощи которых осуществляется регулировка предварительного натяга подшипников шкворней.

К корпусу поворотного кулака прикреплены цапфа 7, суппорт переднего тормозного механизма и маслоотражатель.

В полости шаровой опоры расположен шарнир равных угловых скоростей, обеспечивающий вращение наружной и внутренней полуосей с равной угловой скоростью. Полуоси от осевых и радиальных перемещений фиксируются втулками 27, запрессованными в цапфу 7 поворотного кулака и шаровую опору 26.

При разборке шарнира равных угловых скоростей не рекомендуется разукомплектовывать полуоси с кулаками, а последние с диском и менять их взаимное положение во избежание нарушения приработки деталей шарнира:

Устройство главной передачи переднего моста дано на Рис. 24. Шестерни и подшипники (кроме подшипником ведущей конической шестерни) унифицированы с аналогичными деталями главных передач среднего и заднего мостов.

Регулировка подшипников ступиц колес. Для выявления необходимости регулировки подшипников следует поднять, колесо домкратом так, чтобы шина не касалась земли, снять фланец полуоси. Если при покачивании колеса чувствуется люфт, необходимо отрегулировать, затяжку подшипников в таком порядке:

При несовпадении штифта гайки с прорезями стопорной шайбы отвернуть гайку 3 до ближайшей прорези (суммарный угол отворачивания гайки 3 должен быть 20 - 39°С

Правильность регулировки окончательно определить при контрольном пробеге по степени нагрева ступиц. Повышенный нагрев (более 90°С) не допускается и должен быть устранен повторной регулировкой.

5.6.2. Проверка и регулировка подшипников шкворней поворотных кулаков переднего моста тягача КрАЗ-6443

Осевой люфт в подшипниках шкворней проверять при снятых ступицах, отсоединенных тягах рулевой трапеции от поворотных рычагов и затянутых до отказа гайках крышек подшипников шкворней (момент затяжки гаек 250 - 320 Н·м (25 - 32 кгс·м). При покачивании за цапфу 7 (см. Рис. 23) вверх-вниз люфта не должно быть.

При наличии осевого люфта необходимо:

Рис. 23. Передний ведущий мост:

1 - шайба стопорная; 2 - полуось наружная; 3 - гайка; 4 - контргайка; 5 - фланец полуоси; 6, 9, 15, 28 - роликовые конические подшипники; 7 - цапфа поворотного кулака; в - колодка тормозная; 10 - кулак шарнира равных угловых скоростей; 11, 31 - регулировочные прокладки подшипников шкворней; 12 - гайка крепления крышки; 13 - рычаг поворотного кулака; 14 - крышка верхняя; 16 - пробка заливная; 17 - заглушка; 15 - обойма; 19 - кольцо нажимное; 20 - манжета шаровой опоры; 21 - кронштейн крепления силового цилиндра; 22 - тяга поперечная; 23 - картер моста; 24 - полуось внутренняя; 25 - манжета полуоси; 26 - опора шаровая; 27 - втулка; 29 - диск шарнира равных угловых скоростей; 30 - крышка нижняя; 32 - барабан тормозной; 33 - манжета ступицы; 34 - ступица

Рис. 24. Главная передача переднего моста:

1 - пластина стопорная; 2 - пластина замковая; 3 - гайка подшипников дифференциала; 4 - крестовина дифференциала; э - гнездо подшипников; в, 15, 26, 33 - крышки; 7, 24, 34 - шайбы опорные; 8, 11, 14, 28, 31 - роликовые конические подшипники; 9, 21 - прокладки регулировочные; 10 - ведущая коническая шестерня; 12 - втулка распорная; 13 - шайба регулировочная; 16 - манжета; 17 - фланец с отражателем; 18 - шайба тарельчатая пружинная; 19 - картер ведущей конической шестерни: 20 - вал; 22 - картер редуктора; 23 - ведомая коническая шестерня; 25 - ведущая - цилиндрическая шестерня; 27 - шпонка; 29 - сателлит; 30 - кольцо опорное подшипника; 32 - чашка дифференциала; 35 - шестерня полуоси; 36 - ведомая цилиндрическая шестерня

Конические подшипники должны быть отрегулированы с предварительным натягом, соответствующим моменту 60 - 80 Н·м (6 - 8 кгс·м), необходимому для поворота корпуса поворотного кулака (без уплотнения), что соответствует приложению усилия в пределах 340 - 470 Н (34 - 47 кгс) к отверстию под шаровой палеи верхнего рычага поворотного кулака. При этом усилие должно быть приложено перпендикулярно радиусу вращения.

Регулировка подшипников осуществляется с помощью прокладок 11 и 31 под верхней и нижней крышками. Если для обеспечения натяга подшипников требуется удалить прокладку толщиной 0,2 мм, то ее следует снять из-под нижней крышки 30;

проверить состояние тормозных колодок, барабанов и надежность стопорения осей колодок;

подсоединить рулевые тяги к поворотным рычагам и отрегулировать схождение передних колес. При установке тяги рулевой трапеции короткий конец ее должен находиться у левого колеса.

Смена смазки в шаровых опорах переднего моста. Смазку в шаровых опорах менять при снятых ступицах в следующем порядке:

отсоединить цапфу 7 (см. Рис. 23) от корпуса поворотного кулака. Снимать цапфу следует осторожно, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поврежденную следует заменить новой.

Вынуть полуоси 2 и 24 с кулаками 10 и диск 29. Разукомплектовывать полуоси с кулаками и менять их взаимное положение не рекомендуется во избежание нарушения приработки деталей шарнира.

Удалить смазку и промыть внутреннюю полость, шаровой опоры 26 и детали шарнира равных угловых скоростей в чистом дизельном топливе или керосине, после чего продуть сжатым воздухом.

Заложить смазку в шаровую опору и собрать шарнир равных угловых скоростей, предварительно смазав его детали, установить и закрепить цапфу. Верхние подшипники шкворней смазать через масленку, ввернутую в крышку (10 - 15 нагнетаний ручным шприцем).

5.6.3. Задний и средний мосты тягача КрАЗ-6443

Устройство заднего (среднего) моста показано на рис. 25. Отличаются они конструкцией главных передач (главная передача среднего моста имеет межосевой дифференциал). Устройство главной передачи заднего и среднего мостов показано на рис. 26 и 27.

Рис. 25. Задний (средний) мосты:

1 – болт; 2 - стопор гайки: 3 - пластина стопорная; 4 - фланец; 5 - прокладка; 6 – подшипники роликовые конические; 7 - ступица; 8 - манжета; 9 - барабан тормозной; 10 - ограничитель качания моста; 11 - буфер; 12 - картер, 13 - картер главной передачи; 14 - пробка сливная (с магнитом); 15 - пробка заливная; 16 - кожух полуоси; 17 - гайка подшипников ступицы; 13 - полуось

Рис. 26. Главная передача заднего моста:

1 - сателлит; 2 - чашка дифференциала; 3 - шестерня полуоси; 4 - шайба; 5 - кольцо стопорное; 6 - муфта блокировки дифференциала; 7, 18, 23, 43, 46 - подшипники; 8, 16, 24, 39 - крышки; 9 - кольцо опорное; 10 - втулка включения блокировки дифференциала; 11 - вилка; 12 - картер главной передачи; 13 - винт регулировочный; 14 - пневмокамера включения блокировки дифференциала; 15 - датчик включения сигнальной лампы блокировки межколесного дифференциала; 17 - шестерня ведомая коническая; 19 - шестерня цилиндрическая ведущая; 30 - гнездо подшипника; 21, 22 - прокладки регулировочные; 25 - шайба; 26 - гайка; 27 - вал ведущей конической шестерни; 28 - шайба опорная; 29 - фланец; 30 - сапун; 31 - шайба регулировочная; 32 - гайка; 33 - крестовина дифференциала; 34 - шайба разграничительная; 35 - 1 пластина замковая; 36 - болт; 37 - манжета; 38 - шайба опорная подшипников; 40 - прокладка регулировочная; 41 - картер подшипников; 42- кольцо распорное; 44 - коническая ведущая шестерня; 45 - крышка задняя; 47 - ведомая цилиндрическая шестерня

Рис. 27. Главная передача среднего моста:

1 - крышка с пневмокамерой; 2 - болт; 3 - прокладка; 4 - крышка верхняя; 5 - шпонка; 5 - шестерня ведомая коническая; 7 - кронштейн; 8 - шестерня ведущая цилиндрическая; 9 - гнездо подшипников; 10, 20, 23 - прокладка регулировочные; 11 - прокладка уплотнительная; 12 - пневмокамера включения межосевого дифференциала; 13 - болт регулировочный, 14 - шестерня ведущая коническая; 15, 16, 26 - подшипники; 17 - вал привода заднего моста; 18 - фланец; 19 - крышка подшипников; 21 - шайба регулировочная; 22 - муфта блокировки межосевого дифференциала; 24 - крышка правая; 25 - картер редуктора; 27 - гайка регулировки подшипников дифференциала; 28 - вилка блокировки межколесного дифференциала

Главная передача среднего моста с межосевым дифференциалом обеспечивает передачу крутящего момента к колесам среднего моста и к главной передаче заднего моста. Для повышения проходимости автомобиля на труднопроходимых участках дороги межосевой дифференциал принудительно блокируют, подавая сжатый воздух в пневмокамеру 12 (см. Рис. 27). Управление блокировкой электропневматическое, осуществляется клавишным выключателем из кабины.

Межколесный дифференциал поровну распределяет крутящий момент между колесами моста, а при движении автомобиля по неровной дороге обеспечивает независимое их вращение. Однако при движении по труднопроходимым участкам пути с большой разницей сцепления левых и правых колес автомобиля действие межколесного дифференциала может способствовать буксованию одного из колес моста. Поэтому для повышения проходимости автомобиля на таких участках пути межколесные дифференциалы блокируют. При заблокированном дифференциале полуоси вращаются как одно целое. Блокировать межколесные дифференциалы следует только в исключительных случаях, когда уже приняты все другие меры повышения проходимости автомобиля. Это будет способствовать увеличению срока службы деталей дифференциалов. Для обеспечения кратковременности блокировки межколесных дифференциалов клавиша включения не имеет фиксированного положения и ее необходимо удерживать пальцем руки.

Привод включения блокировки электропневматический, управляемый клавишным выключателем из кабины. При этом сжатый воздух от электропневмоклапана поступает в пневмокамеру 14 (см. Рис. 26), которая поворачивает вилку Ни через втулку 10 перемещает муфту 6 и блокирует чашку дифференциала с полуосевой шестерней. При перемещении штока пневмокамеры срабатывает установленный на ней датчик сигнализации 15 и на панели приборов загорается контрольная лампочка. При выключении блокировки лампочка гаснет.

Смазка деталей главной передачи осуществляется разбрызгиванием. Заливное отверстие, выполненное в картере моста, одновременно является и контрольным при проверке уровня масла. Для слива отработанного масла внизу картера имеется сливное отверстие. Пробка сливного отверстия имеет магнит.

Коническая пара шестерен главных передач заднего и среднего мостов изолирована в отдельной полости картера и смазывается следующим образом: при разбрызгивании смазка попадает в лотки картера против зубчатого венца ведущей цилиндрической шестерни и через отверстие в стенке - в полость конической пары, уровень масла в которой определяется специальным сливным отверстием в той же стенке.

Регулировка подшипников ступиц. Для выявления необходимости регулировки подшипников следует поднять колесо домкратом так, чтобы шина не касалась земли. Вынуть полуось. Если при покачивании колеса чувствуется люфт, необходимо отрегулировать затяжку подшипников в таком порядке:

отогнуть стопорную пластину 3 (см. Рис. 25), вывернуть болты 1, снять стопор 2;

проворачивая ступицу в обоих направлениях для правильной установки роликов, затянуть гайку 17 но появления начала торможения ступицы;

отвернуть гайку на 90° до ближайшего совпадения отверстий на гайке 17 и стопоре 2;

закрепить стопор двумя болтами и контрить болты стопорной пластиной. Правильность регулировки подшипников окончательно определить при контрольном пробеге по степени нагрева ступиц. Повышенный нагрев ступиц (более 90 °С) не допускается и должен быть устранен повторной регулировкой.

5.6.4. Проверка и регулировка главных передач ведущих мостов тягача КрАЗ-6443

В главных передачах ведущих мостов регулируются подшипники ведущей конической шестерни, ведущей цилиндрической шестерни дифференциала, зацепление конической пары и механизмы включения блокировки межколесного и межосевого дифференциалов.

Признаком необходимости регулировки является осевой люфт в подшипниках или большой зазор в зацеплении конической пары, что сопровождается повышенным шумом при работе главной передачи. Правильная регулировка подшипников сохраняет нормальный контакт зубьев в процессе эксплуатации, а также повышает осевую и радиальную жесткость подшипников. Повышение жесткости конических подшипников достигается регулировкой с предварительным натягом. При сборке их затягивают так, что еще до работы главной передачи действует определенная осевая нагрузка, увеличивая осевую жесткость подшипников. Величина предварительного натяга подшипников контролируется величиной крутящего момента, необходимого для проворачивания:

ведущей конической шестерни 2,5 - 4,5 Н·м (0,25 - 0,45 кгс•м)

ведущей цилиндрической шестерни 1,5 - 3 Н·м (0,15 - 0,3 кгс•м)

вала привода заднего моста и 1,5 - 3,5 Н·м (0,15 - 0,35 кгс•м)

межосевого дифференциала

(без манжет)

Регулировку производить при смазанных подшипниках и манжете.

Во время регулировки производить проворачивание, чтобы ролики заняли правильное положение. Замер крутящего момента производить при непрерывном вращении в одну сторону не менее пяти полных оборотов. Регулировка предварительного натяга подшипников ведущей конической шестерни производится за счет изменения толщины набора регулировочных шайб между внутренними обоймами подшипников.

Регулировка предварительного натяга подшипников вала привода заднего моста и межосевого дифференциала производится за счет изменения толщины набора прокладок под торцами передней и задней крышек.

Регулировка предварительного натяга подшипников ведущей цилиндрической шестерни производится за счет изменения толщины набора прокладок под торцом правой крышки редукторов.

При регулировке подшипников межколесного дифференциала необходимо:

завернуть регулировочную гайку так, чтобы не было люфта подшипников (проверить индикатором);

довернуть регулировочную гайку на четыре паза и застопорить.

В процессе регулировки межколесный дифференциал проворачивать на два-три оборота.

Регулировка зацепления конических шестерен заключается в «установлении необходимого бокового зазора и контакта, производится после регулировки подшипников.

Контакт зацепления проверяется на краску. Пятно контакта на ведущей сторонке зуба должно соответствовать изображенному на рисунке (табл. 1). По высоте пятно контакта должно быть не менее 50 % высоты зуба. Выход пятна контакта на вершину зуба ведущей конической шестерни не допускается. На неведущей стороне зуба пятно контакта может иметь отклонение по длине и высоте в пределах 10 % по сравнению с ведущей стороной.

Регулировка контакта и зазора производится способом, указанным в табл. 1, причем перемещение шестерен 17 и 44 осуществляется изменением толщины набора прокладок 21 и 40 под фланцами картеров подшипников ведущих конической и цилиндрической шестерен.

При регулировке зацепления по пятну контакта необходимо выдержать боковой зазор, величина которого замеряется щупом или индикатором у широкого торца зуба и должна находиться в пределах 0,17 - 0,45 мм. Проверке подлежат не менее четырех зубьев шестерен, расположенных приблизительно на равных углах по окружности.

Таблица 1

Положение пятна контакта на зубе ведомой шестерни

Способы достижения правильности зацепления шестерен

на переднем ходу

на заднем ходу

Правильный контакт спирально-конических шестерен

Придвинуть ведомую шестерню к ведущей. Если при этом получится слишком малый боковой зазор между зубьями, отодвинуть ведущую шестерню

Отодвинуть ведомую шестерню от ведущей. Если при этом получится слишком большой боковой зазор между зубьями, придвинуть ведущую шестерню

Придвинуть ведущую шестерню к ведомой. Если боковой зазор будет слишком мал, отодвинуть ведомую шестерню

Отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Если боковой зазор будет слишком велик, придвинуть ведомую шестерню

При правильном пятне контакта допускается сохранять несколько завышенный боковой зазор.

Ведущую и ведомую конические шестерни редуктора подбирают на заводе по пятну контакта и боковому зазору в зацеплении, притирают и клеймят порядковым номером комплекта. Такие же комплекты поставляются и в запчасти, поэтому при необходимости замены шестерен следует заменять обе шестерни комплектно.

Регулировка механизма включения блокировки межколесного дифференциала производится таким образом:

вворачивая или выворачивая регулировочный винт 13 (см. Рис. 26) в шток, установить положение пальца винта, соответствующее положению муфты 6 блокировки дифференциала при разблокированном дифференциале (в крайнем левом положении).

Для обеспечения гарантированного зазора между муфтой и чашкой дифференциала ввернуть винт на половину оборота. Проверить четкость включения и выключения блокировки дифференциала путем подвода воздуха к пневмокамере давлением 0,45 - 0,50 МПа (4,5 - 5 кгс/см2) при этом ход втулки муфты должен быть 12 - 15 мм.

Регулировка механизма включения блокировки межосевого дифференциала среднего моста производится регулировочным болтом 13 (см. Рис. 27).

При заблокированном дифференциале торец муфты блокировки 22 должен быть заподлицо с торцом диска. Перед установкой крышки люка проверить четкость включения и выключения блокировки дифференциала путем подвода воздуха к пневмокамере. При этом необходимо передний фланец проворачивать, а задний затормозить. Проверку производить при трех положениях фланца (через 120°).

Рис. 28. Седельно-сцепное устройство

1, 5 - кронштейны; 2 - седло; 3 - накладка антифрикционная*; 4 - подушка; 6 - палец: 7 - болт; 8 - захват передний; 9 - захват задний; 10, 14, 19 - пружины: 11 - крышка; 12 - защелка: 13 - кулак; 15 - шток кулака; 16 - рукоятка; 17, 18 - гайки регулировочные; 20 - табличка; 21 - планка предохранительная

*Может не устанавливаться

Рассказать друзьям

Страницы