ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ВИДЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПЕРЕЧНИ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ 740.60-360
3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ВИДЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПЕРЕЧНИ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке и предназначено для поддержания двигателя в исправном состоянии.
Виды, периодичность и перечни операций технического обслуживания двигателей, установленных на изделия ОАО "КАМАЗ", оговорены в "Сервисных книжках" изделий.
Виды, периодичность и перечни операций технического обслуживания двигателей, установленных на изделия сторонних предприятий, на которые отсутствуют специально разработанные сервисные книжки и руководства по эксплуатации, приведены в таблице 3.2.
Периодичность технического обслуживания двигателей, установленных на изделия не указанные в таблице, согласовывается с ОАО «КАМАЗ»
Виды, периодичность и перечни операций определенны в зависимости от области применения и типа изделий для первой категории условий эксплуатации по ГОСТ 21624 . Действительная категория эксплуатации определяется с учетом качества дорог, скорости движения, рельефа местности и других факторов региональным предприятием сервиса и гарантийного обслуживания в соответствии с ГОСТ 21624-81.
Коэффициенты пересчета периодичности технического обслуживания в зависимости от категории условий эксплуатации приведены в таблице 3-1.
Таблица 3-1
Категория условий эксплуатации |
первая |
вторая |
третья |
четвертая |
пятая |
Коэффициент пересчета периодичности технического обслуживания |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
Техническое обслуживание двигателей всех типов изделий подразделяется на обслуживание в начальный (первые 4000…5500 км пробега изделия или 60…150 часов работы двигателя) и основной периоды эксплуатации.
В начальный период эксплуатации происходит интенсивная приработка деталей двигателя и взаимоустановка элементов конструкций, поэтому техническое обслуживание в этот период должно выполняться с особой тщательностью, что обеспечит надежность и экономичность работы двигателя, а также длительный срок его службы.
Основным назначением технического обслуживания, проводимого в начальный период эксплуатации, является предупреждение появления неисправностей путем выполнения профилактических крепежных, смазочно-очистительных и регулировочных работ на новом двигателе.
В начальный период эксплуатации проводятся:
- ежедневные обслуживания ЕТО, выполняемые два раза в сутки: перед началом работы (выездом) изделия (часть работ) и по ее окончании (возвращению);
- первое и второе технические обслуживания, выполняемые один раз за весь срок эксплуатации двигателя.
В основной период эксплуатации проводятся:
- ежедневные обслуживания ЕТО, выполняемые два раза в сутки: перед началом работы (выездом) изделия (часть работ) и по ее окончании (возвращению);
- технические обслуживания ТО-1 и ТО-2, выполняемые cпериодичностью в зависимости от области применения и типа изделия;
- технические обслуживания СТО (сезонные), выполняемые два раза в год – весной (при подготовке к летнему сезону) и осенью (при подготовке к зимнему сезону) или с указанной в таблице 10 периодичностью.
Каждый вид технического обслуживания в основной период эксплуатации имеет определенный графиком технического обслуживания (таблица 3-3) и содержанием соответствующих разделов настоящего руководства индивидуальный перечень операций. Допускается выполнять несколько видов технического обслуживания одновременно, например: ТО-1 и ТО-2, ТО-1 и СТО, ТО-2 и СТО или ТО-1, ТО-2 и СТО.
Дополнительные данные необходимые при техническом обслуживании и мелком ремонте приведены в приложениях А, Б, В, Г, Д и Е.
Таблица 3-2 – Периодичность технического обслуживания
Группа транспортных средств, область применения |
Тип изделия |
Начальный период эксплуатации |
Основной период эксплуатации |
Сезонное техническое обслуживание (СТО) |
||||||||||
Первое техническое обслуживание |
Второе техническое обслуживание |
Техническое |
Техническое |
|||||||||||
Пробег изделия, км |
Наработка двигателя, моточас |
Срок эксплуатации, |
Пробег изделия, км |
Наработка двигателя, моточас |
Срок эксплуатации, |
Пробег изделия, км |
Наработка двигателя, моточас |
Срок эксплуатации, |
Пробег изделия, км |
Наработка двигателя, моточас |
Срок эксплуатации, |
|||
А |
Магистральные тягачи и автобусы с годовым пробегом более 120000 км |
500 …1000 |
- |
- |
4000 … 5000 |
- |
- |
10000 |
- |
- |
30000 |
- |
- |
60000 |
Б |
Бортовые автомобили и тягачи с годовым пробегом до 120000 км |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
30000 |
- |
- |
40000 |
|||
В |
Полноприводные автомобили |
- |
- |
4500 … 5500 |
- |
- |
5500 |
- |
- |
16500 |
- |
- |
Два раза в год, весной и осенью |
|
Пригородные и городские автобусы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||
Самосвалы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||
Спецнастройки на базе шасси автомобилей группы А |
10 … 25 |
1 |
4000 … 5000 |
100 … 125 |
2 |
10000 |
250 |
2 |
30000 |
750 |
6 |
60000 км или 1500 часов |
||
Спецнастройки на базе шасси автомобилей группы Б |
30000 |
500 |
40000 км или 1000 часов |
|||||||||||
Спецнастройки на базе шасси автомобилей группы В |
4500 … 5500 |
5500 |
140 |
16500 |
420 |
Два раза в год, весной и осенью |
Таблица 3-3 - ГРАФИК ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Виды обслуживания |
Наименование работ, проверяемые параметры и узлы |
См. пунктнастоящего руководства |
||||||||||
ЕТО |
Начальный период эксплуатации |
Основной период эксплуатации |
очистить |
|||||||||
проверить и (или) подтянуть, долить |
||||||||||||
слить |
||||||||||||
Первое ТО |
Второе ТО |
ТО-1 |
ТО-2 |
СТО |
отрегулировать |
|||||||
сменить |
||||||||||||
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
Пыль и грязь |
|||||
● |
● |
Уровень масла в картере масляном |
1.4.3 |
|||||||||
● |
● |
● |
● |
Уровень масла в бачке насоса рулевого усилителя |
1.4.9 |
|||||||
● |
● |
● |
● |
● |
Герметичность систем, состояние шланговых соединений (зажимы), трубопроводов |
1.4.4, 1.4.5, 1.4.6, 1.4.7 |
||||||
● |
● |
Отстой из фильтра грубой очистки топлива |
1.4.6 |
|||||||||
● |
● |
● |
● |
Отстой из фильтра тонкой очистки топлива |
1.4.6 |
|||||||
● |
● |
Уровень охлаждающей жидкости в системе |
1.4.5 |
|||||||||
● |
● |
● |
Ремни привода агрегатов и их натяжение |
1.4.5 |
||||||||
● |
● |
● |
Состояние и крепление жгутов проводов и штекерных разъемов ЭСУД |
1.4.8 |
||||||||
● |
● |
● |
Гайки крепления скоб форсунок |
1.4.6 |
||||||||
● |
● |
● |
Тепловые зазоры в клапанном механизме газораспределения |
1.4.2 |
||||||||
● |
● |
● |
Фильтрующий элемент насоса ГУР |
1.4.9 |
Продолжение таблицы 3-3
Виды обслуживания |
Наименование работ, проверяемые параметры и узлы |
См. пунктнастоящего руководства |
|||||||||||
ЕТО |
Начальный период эксплуатации |
Основной период эксплуатации |
очистить |
||||||||||
проверить и (или) подтянуть, долить |
|||||||||||||
слить |
|||||||||||||
Первое ТО |
Второе ТО |
ТО-1 |
ТО-2 |
СТО |
отрегулировать |
||||||||
сменить |
|||||||||||||
● |
● |
● |
Фильтрующие элементы масляного фильтра |
1.4.3 |
|||||||||
● |
● |
● |
Масло в смазочной системе двигателя |
1.4.3 |
|||||||||
●* |
● |
Охлаждающая жидкость |
1.4.5 |
||||||||||
● |
● |
● |
Фильтрующий элемент ФГОТ |
1.4.6 |
|||||||||
● |
● |
● |
Фильтрующие элементы ФТОТ (2ТО-1) |
1.4.6 |
|||||||||
● |
● |
●** |
● |
ТКР |
1.4.4 |
||||||||
В сервисном центре один раз в два года |
● |
● |
Техническое обслуживание ТНВД |
1.4.6 |
|||||||||
● |
● |
● |
● |
Угол опережения впрыскивания топлива |
1.4.6 |
||||||||
● |
● |
Свечи ЭФУ |
1.4.7 |
||||||||||
По плану обслуживания изделия |
● |
Масло в бачке насоса рулевого усилителя |
1.4.9 |
||||||||||
● |
● |
Топливо в системе топливоподачи и ЭФУ |
1.4.6 |
||||||||||
● |
● |
● |
Стартер (крепление) |
1.4.9 |
|||||||||
● |
● |
● |
Генератор (крепление) |
1.4.9 |
|||||||||
------------
* Один раз в два года (основная марка ОЖ).
** Один раз в два года (демонтаж с двигателя, промывка внутренней полости).
4 УПАКОВКА И КОНСЕРВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
На комплектацию изделий двигатели поставляются потребителям без упаковки на подставах, подвергнутые наружной консервации в соответствии с действующей на предприятии-изготовителе инструкцией по консервации, разработанной на основе ГОСТ 9.014-78. При этом предприятие-изготовитель гарантирует сохранность двигателей в течение трех месяцев со дня отгрузки с предприятия-изготовителя, при условии хранения их в закрытых не отапливаемых помещениях (складах), в которых не должны храниться кислоты и щелочи. Потребитель за этот срок обязан установить двигатели на изделия, а при хранении более трех месяцев, переконсервировать их по инструкции, разработанной им с учетом требований ГОСТ 9.014-78 и согласованной с предприятием-изготовителем двигателей.
По согласованию между предприятием-изготовителем и потребителем допускается поставка двигателей, не подвергнутых консервации.
Двигатели, поставляемые в запасные части, законсервированы на срок до 12 месяцев. По договору на поставку двигатели, поставляемые в запасные части, могут быть законсервированы на срок хранения до 5 лет.
В запасные части двигатели поставляются на подставах. В зависимости от условий договора могут быть по требованию потребителя упакованы в ящики.
Подставы и ящики обеспечивают надежное крепление двигателя, исключающее его повреждения при транспортировании, а также возможность механизированной погрузки и разгрузки двигателей из контейнеров и крытых вагонов. Ящики допускают многоярусную погрузку и хранение двигателей на складах.
При установке на изделия, двигатели не требуют разборки, связанной с удалением защитных смазок и транспортных деталей.
Двигатели имеют ярлык упаковщика предприятия-изготовителя с клеймом технического контроля и датой проведения консервации. Ярлык вложен в ящик или прикреплен к двигателю.
Эксплуатационные и товаросопроводительные документы, прилагаемые к двигателю, вложены в водонепроницаемый пакет и находятся в ящиках ЗИП, в специальных карманах ящика упаковки двигателя или прикреплены к двигателю.
Запасные части к двигателю, металлические и неметаллические, за исключением ремней, упакованы по ВУ-4 ГОСТ 9.014-78. Расконсервацию проводить одним из способов по ГОСТ 9.014-78 для ВЗ-1. В ящик вложен упаковочный лист.
Отгрузка запасных частей, инструмента и принадлежностей производится одновременно с отгрузкой двигателей или с опережением на партию двигателей. Запасные части допускается упаковывать в один ящик с двигателем.
5 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Двигатели могут транспортироваться всеми видами транспорта. Вид транспорта оговаривается в договоре на поставку.
При подготовке двигателей к транспортированию должны выполняться все правила перевозки грузов и техники безопасности в зависимости от принятого вида транспорта.
Условия транспортирования и хранения двигателей должны гарантировать защиту от воздействия атмосферных осадков, кислот, щелочи и механических повреждений.
При продолжительности транспортирования и хранения изделий, на которые установлены двигатели, свыше двух месяцев, предприятие-изготовитель изделия должно провести консервацию двигателя по инструкции, разработанной предприятием-изготовителем изделия и согласованной с предприятием-изготовителем двигателей.
Условия транспортирования двигателей должны соответствовать для умеренного исполнения – группе 5 (ОЖ4) по ГОСТ 15150-69, тропического исполнения – группе 6 (ОЖ2) по ГОСТ 15150-69.
Условия хранения двигателей должны соответствовать для умеренного исполнения – группе 2 (С) по ГОСТ 15150-69, тропического исполнения – группе 3 (ЖЗ) по ГОСТ 15150-69.
6 ГАРАНТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Предприятие-изготовитель гарантирует надежную работу двигателя в целом и его деталей, агрегатов и механизмов, включая все изготовленные другими предприятиями, и соответствие качества двигателей, поставленных на комплектацию изделий ОАО "КАМАЗ", в течение гарантийных срока эксплуатации и наработки, установленных для изделия.
Гарантийные обязательства на двигатели, поставляемые сторонним потребителям, устанавливаются в контрактах (договорах) на поставку, при условии согласования с ОАО "КАМАЗ" применяемости двигателей в составе изделий. Гарантийные обязательства на двигатели, установленные на изделия, должны быть согласованы с ОАО "КАМАЗ".
Гарантийные обязательства предприятия-изготовителя в отношении к поставляемых в запасные части двигателей выполняются в течение 12 месяцев, при условии, что наработка изделия за этот период не превысила 30000 км пробега изделия в условиях первой категории эксплуатации или 1000 ч работы двигателя.
Гарантийные обязательства выполняются при условии:
- соблюдения потребителем правил хранения, транспортирования, эксплуатации и обслуживания, указанных в настоящем руководстве или в "Руководстве по эксплуатации" изделия;
- покупке двигателя или изделия с ним у завода изготовителя или его продавцов, выполняющих гарантийные обязательства самостоятельно или по договору с предприятиями сервиса и гарантийного обслуживания;
- постановки изделия или двигателя на учет в сертифицированном и аттестованном ОАО "КАМАЗ" сервисном центре, которым проведены все необходимые виды технического обслуживания в гарантийный период эксплуатации, с соответствующими отметками в сервисных талонах;
- использования двигателя по назначению и отсутствия каких либо конструктивных изменений, внесенных без согласования с заводом изготовителем;
- если двигатель, поставляемый для комплектации, установлен на изделие не позднее, чем через 3 месяца со дня отгрузки с предприятия-изготовителя. В обоснованных случаях, оговоренных в договоре купли-продажи, этот срок может быть увеличен до 6 месяцев, при этом должна быть предусмотрена консервация двигателя;
- если дефектные детали или сборочные единицы представлены на рассмотрение представителям ОАО "КАМАЗ" с соответствующей идентификацией;
- если во время технического обслуживания и ремонта использовались запасные части, изготовленные или сертифицированные ОАО "КАМАЗ" и ранее не подвергавшиеся ремонту.
Примечание – Эксплуатирующие организации должны предоставить необходимые документы, подтверждающие соблюдение условий, изложенных выше.
Гарантийные срок эксплуатации и наработка исчисляются:
- на двигатели, поставляемые для комплектации, с момента исчисления гарантийных срока эксплуатации и наработки изделия, на котором установлен двигатель;
- на двигатели, поставляемые на консигнацию или в демонстрационные залы, со дня реализации;
- на двигатели, поставляемые в запасные части, со дня установки их на изделие, при условии, что с момента получения двигателя складом* с предприятия-изготовителя прошло не более 12 месяцев.
В течение гарантийных срока эксплуатации и наработки предприятие-изготовитель бесплатно устраняет по рекламации потребителя дефекты или заменяет пришедшие в негодность по вине предприятия-изготовителя детали, сборочные единицы и агрегаты.
Гарантийные обязательства выполняются предприятиями, с которыми ОАО "КАМАЗ" имеет соответствующие соглашения (договора), их адреса приведены в разделе "Адреса предприятий сервиса и гарантийного обслуживания" настоящего руководства.
7 ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕКЛАМАЦИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Предприятие-изготовитель не несет ответственности за естественное изнашивание деталей, а также повреждения, происшедшие в результате неумелого управления, неправильного обслуживания и хранения двигателя. При обнаружении в период гарантийного срока дефектов, потребитель, не разбирая агрегат, обязан прекратить дальнейшую его эксплуатацию, обеспечить хранение двигателя в условиях предотвращающих ухудшение его состояния и обратиться в ближайшее предприятие сервиса и гарантийного обслуживания. Обращение направляется по телефону или телеграфу. В нем должны быть указаны:
- точный адрес организации (почтовый и железнодорожный);
- номер и модель двигателя, дефектного узла или агрегата, наработка двигателя и дата его получения;
- описание обнаруженного дефекта.
При получении обращения предприятие сервиса и гарантийного обслуживания организует его рассмотрение.
Предприятие-изготовитель не несет ответственности за повреждения двигателя и недостатки в его внешней комплектности, происшедшие при перевозке. Претензии по этим дефектам следует предъявлять транспортным организациям, производившим перевозку.
При предъявлении претензий предприятию-изготовителю по комплектности следует обязательно выслать упаковочные листы и пломбы, которыми были опломбированы двигатели. В том случае, когда в возникновении дефекта установлена вина предприятия-изготовителя, а со стороны эксплуатирующей организации не было нарушений правил эксплуатации, технического обслуживания и хранения, предприятие сервиса и гарантийного обслуживания оформляет акт-рекламацию и организует устранение дефекта за счет предприятия-изготовителя. При обнаружении в ходе рассмотрения обращения нарушений требований настоящего руководства по техническому обслуживанию и хранению двигателя, допущенных потребителем, рекламация отклоняется.
Восстановление двигателя в этом случае должно производиться средствами и силами эксплуатирующей организации. Нарушение пломбировки узлов, агрегатов (ТНВД и др.) является основанием для отклонения рекламации.
Рекламации не подлежат рассмотрению и претензии предприятием-изготовителем не удовлетворяются в случаях, если:
- применяемость двигателя в составе изделия не согласована;
- двигатель использовался не по назначению;
- эксплуатация двигателя производилась с нарушением требований и рекомендаций, изложенных в настоящем руководстве;
--------------
* Склад – любое предприятие (организация), первично получившее двигатель от предприятия-изготовителя.
- нарушена пломбировка узлов, агрегатов;
- внесены конструктивные изменения, не согласованные с Главным конструктором
ОАО "КАМАЗ";
- использовались топлива, масла и охлаждающие жидкости, не предусмотренные в разделе "Эксплуатационные материалы" настоящего руководства;
- акт составлен не по установленной форме или представлен на рассмотрение предприятию-изготовителю с необоснованным нарушением сроков;
- по запросу предприятия-изготовителя потребителем одновременно с актом не представлены вышедшие из строя неисправные составные части;
- произведена разборка неисправных составных частей до прибытия представителя предприятия-изготовителя или без его официального согласия.
8 ПРЕДПРОДАЖНАЯ ПОДГОТОВКА ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Продавец обязан продать Вам двигатель, проведя его предпродажную подготовку с соответствующей отметкой в талоне предпродажной подготовки паспорта двигателя.
После получения двигателя Вы должны поставить его на гарантийный учет в ближайшем предприятии сервиса и гарантийного обслуживания, о чем делается соответствующая отметка в талоне постановки на гарантийный учет паспорта двигателя.
При проведении технического обслуживания двигателя предприятие сервиса и гарантийного обслуживания должно сделать отметку в сервисном талоне паспорта двигателя или изделия, на которое он установлен.
Проведя гарантийный ремонт двигателя, предприятие сервиса и гарантийного обслуживания должно сделать отметку в талоне гарантийного ремонта паспорта двигателя.
В случае отклонения рекламации в паспорте двигателя должна быть сделана соответствующая отметка с указанием причин.
Предпродажная подготовка двигателя, установленного на изделие, проводится согласно требованиям сервисной книжки или руководства по эксплуатации изделия.
Перечень работ по предпродажной подготовке
Проверить внешним осмотром:
- комплектность поставки на соответствие требованиям документации;
- качество наружной консервации;
- состояние наружной поверхности на отсутствие коррозии, механических повреждений;
- качество окраски наружных поверхностей;
- наличие пломб, указанных в настоящем руководстве и технической документации;
- соответствие маркировки с паспортными данными (дата изготовления, заводской номер и модель двигателя);
- исправность транспортной подставы;
- правильность крепления на подставе.
Наружная консервация двигателя включает в себя:
- наличие транспортных заглушек и пробок во всех отверстиях моторных систем;
- смазку всех резьбовых отверстий;
- упаковку генератора, стартера и маховика парафинированной бумагой с обвязкой шпагатом.