Технические параметры и характеристики двигателей КАМАЗ 740.60-360

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “КАМАЗ”

УТВЕРЖДАЮ

Главный конструктор

ОАО “КАМАЗ”

________________ Д.Х. Валеев

"___" ___________ 2008 г.

ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ 3 И 4 С ПЕРСПЕКТИВНОЙ

СИСТЕМОЙ ТОПЛИВОПОДАЧИ ТИПА «CR»

Руководство по эксплуатации

740.60-3902010 РЭ

Главный конструктор

по двигателям

________________ Н.А. Гатауллин

"___" ___________ 2008 г.


Настоящее "Руководство по эксплуатации" (далее по тексту руководство) содержит информацию, необходимую для правильной эксплуатации и технического обслуживания двигателей КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440 (далее по тексту двигателей). Приведены описание конструкции, меры безопасности, данные для контроля и регулировок, рекомендации по поиску неисправностей, сведения о горюче-смазочных материалах (ГСМ), а также список и адреса предприятий сервиса и гарантийного обслуживания.

Руководство должно прикладываться к двигателю и передаваться с ним в случае обмена или продажи.

Руководство предназначено для инженерно-технического персонала, механиков, водителей и слесарей ремонтных служб автотранспортных и других предприятий, занимающихся эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием указанных двигателей и может быть использовано в организациях, проектирующих изделия с ними.

ОАО "КАМАЗ" сохраняет за собой право совершенствовать конструкцию двигателей без предупреждения потребителей. В связи с постоянной работой по совершенствованию двигателей, повышающей их надежность, а также разработкой новых комплектаций двигателей для изделий народно-хозяйственного назначения, в конструкцию могут быть внесены не отраженные в настоящем экземпляре изменения.

ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440

Долговечность Вашего двигателя всецело зависит от его своевременного технического обслуживания.

Соблюдайте периодичность проведения обслуживания в полном объеме.

Ведите постоянный учет проведенных операций обслуживания в сервисных талонах "Паспорта двигателя" или "Сервисной книжки" изделия.

Перед эксплуатацией двигателя внимательно изучите настоящее руководство и, в дальнейшем, соблюдайте изложенные в нем рекомендации.

Для обеспечения безупречной работы двигателя применяйте запасные части только производства ОАО "КАМАЗ" или предприятий-изготовителей, с которыми ОАО "КАМАЗ" имеет соответствующие соглашения. Установка различного навесного оборудования и механизмов на двигатель допускается только при письменном согласии НТЦ ОАО «КАМАЗ». В противном случае двигатель не подлежит гарантийному обслуживанию.

Помните, что в начальный период эксплуатации нового двигателя прирабатываются трущиеся поверхности, поэтому его ресурс, надежность и технико-экономические показатели в эксплуатации зависят от выполнения требований пункта 2.2.3 "Обкатка двигателя" настоящего руководства.

При эксплуатации двигателя применяйте марки топлив, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей в соответствии с требованиями, приведенными в разделе "Эксплуатационные материалы" настоящего руководства (см. приложение Е).

Следите за состоянием фильтрующих элементов воздушного, топливного и масляного фильтров.


Ежедневно проверяйте состояние трубопроводов и соединений. Не допускайте подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и масла. Своевременно очищайте от пыли и грязи все части двигателя от загрязнения.

При загорании лампы-сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе, остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.

Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров предохраняйте резьбовые отверстия, особенно под болты крепления головок цилиндров, от попадания в них жидкости или загрязнений при разборке двигателя.

Следите за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя – при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.

При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, допускается заливка в систему охлаждения воды только на время, необходимое для доставки изделия к месту ремонта. Постоянное использование воды в системе охлаждения запрещается.

При проведении электросварочных работ непосредственно на изделии, с целью предотвращения выхода из строя реле регулятора напряжения генератора и электронной системы управления двигателем, отсоедините провода от:

- клеммы "плюс" генератора;

- клемм "плюс" и "минус" аккумкуляторной батареи;

- разъемов электронного блока управления двигателем.

1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440

1.1 Назначение двигателей

Двигатели предназначены для установки на одиночные автомобили, автомобильные тягачи, автобусы и другую технику, поставляемую на внутренний рынок и на экспорт в страны с умеренным или тропическим климатом (далее изделия), а также поставляемые в запасные части к указанным изделиям.

Двигатели, изготовленные в исполнении "У" по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 °С (предельных рабочих температурах от минус 50 до плюс 50 °С), относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15 °С, скорости ветра до 20 м/с, запыленности до 1 г/м3.

Двигатели, изготовленные в исполнении "Т" по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 °С (предельных рабочих температурах от минус 10 до плюс 50 °С), относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27 °С, скорости ветра до 20 м/с, запыленности до 1 г/м3.

Двигатели могут эксплуатироваться в районах, расположенных на высоте до 4300 метров над уровнем моря при снижении мощностных, экономических, экологических и других показателей до 20 %, с возможностью преодоления перевалов до 4650 м.

По дымности отработавших газов перечисленные двигатели соответствуют требованиям Правил № 24-03 ЕЭК ООН.

По выбросам в атмосферу загрязняющих веществ с отработавшими газами двигатели 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420 и 740.65-240соответствуют требованиям Правил № 49-04А ЕЭК ООН (ЕВРО-3), двигатели 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440– Правил № 49-04В1 ЕЭК ООН (ЕВРО-4).

Общий вид двигателя 740.70-280 представлен на рисунке 1.1-1.


Рисунок 1.1-1 – Общий вид двигателя 740.70-280

1.2 Технические характеристики двигателей КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440

Основные параметры и технические характеристики двигателей приведены в таблице 1.2-1.

1.3 Состав двигателей КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440

Иллюстрации, приведенные на следующих страницах, показывают расположение основных деталей и узлов, а также навесных агрегатов двигателя.

Поперечный и продольный разрезы двигателей приведены на рисунках 1.3-1 и 1.3-2.

Базовой деталью двигателя является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали. В расточки полублоков установлены гильзы цилиндров «мокрого» типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.

В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.


Таблица 1.2-1 – Основные технические параметры и характеристики двигателей КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440

Наименование параметров, характеристик и единицы измерения

Модели двигателей

740.60-360

740.61-320

740.62-280

740.63-400

740.64-420

740.65-240

740.70-280

740.71-320

740.72-360

740.73-400

740.74-420

740.75-440

Тип двигателя

Дизельный, с воспламенением от сжатия

Тип рабочего процесса

Непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне

Число тактов

Четыре

Число цилиндров

Восемь

Расположение цилиндров

V-образное, угол развала 90°

Порядок работы цилиндров согласно нумерации по ГОСТ 23550-79

1 - 5 - 4 - 2 - 6 - 3 - 7 - 8

Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836-77

Правое (по часовой стрелке, если смотреть со стороны вентилятора)

Диаметр цилиндра, мм

120

Ход поршня, мм

130

Рабочий объем двигателя, л

11,76

Степень сжатия

16,8

Максимальная полезная мощность по Правилам № 85-00 ЕЭК ООН, номинальная мощность нетто по ГОСТ 14846-81, кВт (л.с)

265 (360)

235 (320)

206 (280)

294 (400)

309 (420)

176 (240)

206 (280)

235 (320)

265 (360)

294 (400)

309 (420)

324 (440)

Максимальный полезный крутящий момент по Правилам № 85-00 ЕЭК ООН, максимальный крутящий момент нетто по ГОСТ 14846-81, Н×м (кгс×м)

1570 (160)

1373 (140)

1177 (120)

1766 (180)

1864 (190)

981 (100)

1177 (120)

1373 (140)

1570 (160)

1766 (180)

1864 (190)

2060 (210)


Продолжение таблицы 1.2-1

Наименование параметров, характеристик и единицы измерения

Модели двигателей

740.60-360

740.61-320

740.62-280

740.63-400

740.64-420

740.65-240

740.70-280

740.71-320

740.72-360

740.73-400

740.74-420

740.75-440

Частоты вращения коленчатого вала, мин-1:

- номинальная

1900±50

1900±20

- при максимальном крутящем моменте

1300±50

- на холостом ходу:

- минимальная

600±20

- максимальная

2150-50

Топливный насос высокого давления (ТНВД)

CP3.4 (0 445 020 089) «BOSCH»

Электронный блок управления (ЭБУ)

EDC7UC31-14J0(0 281 020 114) «BOSCH»

Форсунки (инжекторы)

CRIN 2 (0 445 120 153) «BOSCH»

- с распылителями

DLLA 147P1814«BOSCH»

Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя, °С

80…98

Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2):

- номинальной

- минимальной холостого хода, не менее

392…539 (4,0…5,5)

98 (1,0)

На двигателе установлены:

Турбокомпрессоры (ТКР)

S2B/7624TAE/0,76D9 фирмы “BorgWarner” или ТКР 7С-6 (в варианте с двумя ТКР) или

S300G 13809700007 (в варианте с одним ТКР)


Продолжение таблицы 1.2-1

Наименование параметров, характеристик и единицы измерения

Модели двигателей

740.60-360

740.61-320

740.62-280

740.63-400

740.64-420

740.65-240

740.70-280

740.71-320

740.72-360

740.73-400

740.74-420

740.75-440

Фильтр тонкой очистки топлива

740.21-1117010, ТУ 37.104.021-76

9665116000 фирмы «MANN+HUMMEL»

Элемент фильтрующий топливный

ЭФТ 714-1117040 (740.1117040-01),

ТУ 4591.060.00232058-99 или

ВКЯП 260.165.000 (740.1117040-02),

ТУ 4566-010-05754293-99, или

ЭФТ 001.1117000 (740.1117040-04),

ТУ 23.51396560.03-2002

Фильтр-патрон

6650558140 фирмы «MANN+HUMMEL»

Фильтр очистки масла

7406.1012010, ТУ 37.104.177-93

Элемент фильтрующий очистки масла (полнопоточный)

7405.1012040, ТУ 37.104.176-93

Элемент фильтрующий тонкой очистки масла (частичнопоточный)

7405.1017040, ТУ 37.104.176-93 или

7405.1017040-02, ТУ 4566-002-27929592-96

Термостат

ТС107-01, ТУ 37.003.1275-87 или ТР2-03, ТУ 4218-162-00227459-2000, или

ТА107-01К, ТУ 4591-001-75630730-2005, или ТС107-01М, ТУ 4591-001-70977452-2006

Стартер

СТ142-10, ТУ 37.003.1375-88 или 2502.3708-31, ТУ 37.003.1059-81, или

HEF 95-L 24V (0 001 241 016) фирмы «BOSCH», или AZF 4554 фирмы «ISKRA»

Генератор

Мощностью от 2,0 до 4,0 кВт (в зависимости от комплектации) со встроенным регулятором напряжения

- передаточное отношение привода

3,19

Клапан электрофакельного устройства (ЭФУ)

1102.3741, ТУ 37.003.740-79

Свечи ЭФУ

1102.3740, ТУ 37.003.741-80

На двигателе предусмотрены места для подсоединения:

- охладительного устройства охлаждающей жидкости;

- охладителя наддувочного воздуха (ОНВ);

- подогревателя жидкостного двигателя (ПЖД);

- электронной системы управления автомобилем


Система смазки _ комбинированная.

Система питания _ аккумуляторная, типа Common Rail (CR), с электронным управлением.

Система охлаждения наддувочного воздуха с охладителем типа "воздух-воздух".

Состав поставки двигателей:

- двигатель на транспортной подставке или раме с моторными системами, шт. …… 1

- запасные части, инструмент и принадлежности, комплект ...…………………….…. 1

- дополнительные детали и узлы, комплект ……………………………………………. 1

- эксплуатационная документация, комплект ……………………………………….…. 1

- товаросопроводительная документация, комплект …….……………………….…… 1

Рисунок 1.3-1 – Поперечный разрез двигателя:

1 – фильтр масляный; 2 – жидкостно-масляный теплообменник; 3 – форсунка;
4 – патрубок маслоналивной; 5 – коллектор впускной; 6 – труба подводящая;
7 – насос рулевого усилителя; 8 – коллектор выпускной; 9 – головка цилиндра;
10 – блок цилиндров; 11 – поршень; 12 - стартер


Рисунок 1.3-2 – Продольный разрез двигателя:

1 – фильтр тонкой очистки топлива; 2 – топливный насос высокого давления (ТНВД); 3 – привод ТНВД; 4 – компрессор; 5 – турбокомпрессор; 6 – маховик; 7 – картер маховика; 8 – картер масляный; 9 – пробка слива масла; 10 – желоб маслораспределительный; 11 – форсунка охлаждения поршня; 12 – коленчатый вал; 13 – масляный насос; 14 – гаситель крутильных колебаний; 15 – шкив коленчатого вала; 16 – вентилятор с муфтой; 17 – распределительный вал

Рассказать друзьям

Страницы