Технические параметры и характеристики двигателей КАМАЗ 740.60-360
- < Предыдущая
- Следующая >
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “КАМАЗ”
УТВЕРЖДАЮ Главный конструктор ОАО “КАМАЗ” ________________ Д.Х. Валеев "___" ___________ 2008 г. |
ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ 3 И 4 С ПЕРСПЕКТИВНОЙ
СИСТЕМОЙ ТОПЛИВОПОДАЧИ ТИПА «CR»
Руководство по эксплуатации
740.60-3902010 РЭ
Главный конструктор по двигателям ________________ Н.А. Гатауллин "___" ___________ 2008 г. |
Настоящее "Руководство по эксплуатации" (далее по тексту руководство) содержит информацию, необходимую для правильной эксплуатации и технического обслуживания двигателей КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440 (далее по тексту двигателей). Приведены описание конструкции, меры безопасности, данные для контроля и регулировок, рекомендации по поиску неисправностей, сведения о горюче-смазочных материалах (ГСМ), а также список и адреса предприятий сервиса и гарантийного обслуживания.
Руководство должно прикладываться к двигателю и передаваться с ним в случае обмена или продажи.
Руководство предназначено для инженерно-технического персонала, механиков, водителей и слесарей ремонтных служб автотранспортных и других предприятий, занимающихся эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием указанных двигателей и может быть использовано в организациях, проектирующих изделия с ними.
ОАО "КАМАЗ" сохраняет за собой право совершенствовать конструкцию двигателей без предупреждения потребителей. В связи с постоянной работой по совершенствованию двигателей, повышающей их надежность, а также разработкой новых комплектаций двигателей для изделий народно-хозяйственного назначения, в конструкцию могут быть внесены не отраженные в настоящем экземпляре изменения.
ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Долговечность Вашего двигателя всецело зависит от его своевременного технического обслуживания.
Соблюдайте периодичность проведения обслуживания в полном объеме.
Ведите постоянный учет проведенных операций обслуживания в сервисных талонах "Паспорта двигателя" или "Сервисной книжки" изделия.
Перед эксплуатацией двигателя внимательно изучите настоящее руководство и, в дальнейшем, соблюдайте изложенные в нем рекомендации.
Для обеспечения безупречной работы двигателя применяйте запасные части только производства ОАО "КАМАЗ" или предприятий-изготовителей, с которыми ОАО "КАМАЗ" имеет соответствующие соглашения. Установка различного навесного оборудования и механизмов на двигатель допускается только при письменном согласии НТЦ ОАО «КАМАЗ». В противном случае двигатель не подлежит гарантийному обслуживанию.
Помните, что в начальный период эксплуатации нового двигателя прирабатываются трущиеся поверхности, поэтому его ресурс, надежность и технико-экономические показатели в эксплуатации зависят от выполнения требований пункта 2.2.3 "Обкатка двигателя" настоящего руководства.
При эксплуатации двигателя применяйте марки топлив, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей в соответствии с требованиями, приведенными в разделе "Эксплуатационные материалы" настоящего руководства (см. приложение Е).
Следите за состоянием фильтрующих элементов воздушного, топливного и масляного фильтров.
Ежедневно проверяйте состояние трубопроводов и соединений. Не допускайте подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и масла. Своевременно очищайте от пыли и грязи все части двигателя от загрязнения.
При загорании лампы-сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе, остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров предохраняйте резьбовые отверстия, особенно под болты крепления головок цилиндров, от попадания в них жидкости или загрязнений при разборке двигателя.
Следите за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя – при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, допускается заливка в систему охлаждения воды только на время, необходимое для доставки изделия к месту ремонта. Постоянное использование воды в системе охлаждения запрещается.
При проведении электросварочных работ непосредственно на изделии, с целью предотвращения выхода из строя реле регулятора напряжения генератора и электронной системы управления двигателем, отсоедините провода от:
- клеммы "плюс" генератора;
- клемм "плюс" и "минус" аккумкуляторной батареи;
- разъемов электронного блока управления двигателем.
1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
1.1 Назначение двигателей
Двигатели предназначены для установки на одиночные автомобили, автомобильные тягачи, автобусы и другую технику, поставляемую на внутренний рынок и на экспорт в страны с умеренным или тропическим климатом (далее изделия), а также поставляемые в запасные части к указанным изделиям.
Двигатели, изготовленные в исполнении "У" по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 °С (предельных рабочих температурах от минус 50 до плюс 50 °С), относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15 °С, скорости ветра до 20 м/с, запыленности до 1 г/м3.
Двигатели, изготовленные в исполнении "Т" по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 °С (предельных рабочих температурах от минус 10 до плюс 50 °С), относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27 °С, скорости ветра до 20 м/с, запыленности до 1 г/м3.
Двигатели могут эксплуатироваться в районах, расположенных на высоте до 4300 метров над уровнем моря при снижении мощностных, экономических, экологических и других показателей до 20 %, с возможностью преодоления перевалов до 4650 м.
По дымности отработавших газов перечисленные двигатели соответствуют требованиям Правил № 24-03 ЕЭК ООН.
По выбросам в атмосферу загрязняющих веществ с отработавшими газами двигатели 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420 и 740.65-240соответствуют требованиям Правил № 49-04А ЕЭК ООН (ЕВРО-3), двигатели 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440– Правил № 49-04В1 ЕЭК ООН (ЕВРО-4).
Общий вид двигателя 740.70-280 представлен на рисунке 1.1-1.
Рисунок 1.1-1 – Общий вид двигателя 740.70-280
1.2 Технические характеристики двигателей КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Основные параметры и технические характеристики двигателей приведены в таблице 1.2-1.
1.3 Состав двигателей КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Иллюстрации, приведенные на следующих страницах, показывают расположение основных деталей и узлов, а также навесных агрегатов двигателя.
Поперечный и продольный разрезы двигателей приведены на рисунках 1.3-1 и 1.3-2.
Базовой деталью двигателя является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали. В расточки полублоков установлены гильзы цилиндров «мокрого» типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.
В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.
Таблица 1.2-1 – Основные технические параметры и характеристики двигателей КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Наименование параметров, характеристик и единицы измерения |
Модели двигателей |
|||||||||||
740.60-360 |
740.61-320 |
740.62-280 |
740.63-400 |
740.64-420 |
740.65-240 |
740.70-280 |
740.71-320 |
740.72-360 |
740.73-400 |
740.74-420 |
740.75-440 |
|
Тип двигателя |
Дизельный, с воспламенением от сжатия |
|||||||||||
Тип рабочего процесса |
Непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне |
|||||||||||
Число тактов |
Четыре |
|||||||||||
Число цилиндров |
Восемь |
|||||||||||
Расположение цилиндров |
V-образное, угол развала 90° |
|||||||||||
Порядок работы цилиндров согласно нумерации по ГОСТ 23550-79 |
1 - 5 - 4 - 2 - 6 - 3 - 7 - 8 |
|||||||||||
Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836-77 |
Правое (по часовой стрелке, если смотреть со стороны вентилятора) |
|||||||||||
Диаметр цилиндра, мм |
120 |
|||||||||||
Ход поршня, мм |
130 |
|||||||||||
Рабочий объем двигателя, л |
11,76 |
|||||||||||
Степень сжатия |
16,8 |
|||||||||||
Максимальная полезная мощность по Правилам № 85-00 ЕЭК ООН, номинальная мощность нетто по ГОСТ 14846-81, кВт (л.с) |
265 (360) |
235 (320) |
206 (280) |
294 (400) |
309 (420) |
176 (240) |
206 (280) |
235 (320) |
265 (360) |
294 (400) |
309 (420) |
324 (440) |
Максимальный полезный крутящий момент по Правилам № 85-00 ЕЭК ООН, максимальный крутящий момент нетто по ГОСТ 14846-81, Н×м (кгс×м) |
1570 (160) |
1373 (140) |
1177 (120) |
1766 (180) |
1864 (190) |
981 (100) |
1177 (120) |
1373 (140) |
1570 (160) |
1766 (180) |
1864 (190) |
2060 (210) |
Продолжение таблицы 1.2-1
Наименование параметров, характеристик и единицы измерения |
Модели двигателей |
|||||||||||
740.60-360 |
740.61-320 |
740.62-280 |
740.63-400 |
740.64-420 |
740.65-240 |
740.70-280 |
740.71-320 |
740.72-360 |
740.73-400 |
740.74-420 |
740.75-440 |
|
Частоты вращения коленчатого вала, мин-1: |
||||||||||||
- номинальная |
1900±50 |
1900±20 |
||||||||||
- при максимальном крутящем моменте |
1300±50 |
|||||||||||
- на холостом ходу: |
||||||||||||
- минимальная |
600±20 |
|||||||||||
- максимальная |
2150-50 |
|||||||||||
Топливный насос высокого давления (ТНВД) |
CP3.4 (0 445 020 089) «BOSCH» |
|||||||||||
Электронный блок управления (ЭБУ) |
EDC7UC31-14J0(0 281 020 114) «BOSCH» |
|||||||||||
Форсунки (инжекторы) |
CRIN 2 (0 445 120 153) «BOSCH» |
|||||||||||
- с распылителями |
DLLA 147P1814«BOSCH» |
|||||||||||
Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя, °С |
80…98 |
|||||||||||
Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2): - номинальной - минимальной холостого хода, не менее |
392…539 (4,0…5,5) 98 (1,0) |
|||||||||||
На двигателе установлены: |
||||||||||||
Турбокомпрессоры (ТКР) |
S2B/7624TAE/0,76D9 фирмы “BorgWarner” или ТКР 7С-6 (в варианте с двумя ТКР) или S300G 13809700007 (в варианте с одним ТКР) |
Продолжение таблицы 1.2-1
Наименование параметров, характеристик и единицы измерения |
Модели двигателей |
|||||||||||
740.60-360 |
740.61-320 |
740.62-280 |
740.63-400 |
740.64-420 |
740.65-240 |
740.70-280 |
740.71-320 |
740.72-360 |
740.73-400 |
740.74-420 |
740.75-440 |
|
Фильтр тонкой очистки топлива |
740.21-1117010, ТУ 37.104.021-76 |
9665116000 фирмы «MANN+HUMMEL» |
||||||||||
Элемент фильтрующий топливный |
ЭФТ 714-1117040 (740.1117040-01), ТУ 4591.060.00232058-99 или ВКЯП 260.165.000 (740.1117040-02), ТУ 4566-010-05754293-99, или ЭФТ 001.1117000 (740.1117040-04), ТУ 23.51396560.03-2002 |
Фильтр-патрон 6650558140 фирмы «MANN+HUMMEL» |
||||||||||
Фильтр очистки масла |
7406.1012010, ТУ 37.104.177-93 |
|||||||||||
Элемент фильтрующий очистки масла (полнопоточный) |
7405.1012040, ТУ 37.104.176-93 |
|||||||||||
Элемент фильтрующий тонкой очистки масла (частичнопоточный) |
7405.1017040, ТУ 37.104.176-93 или 7405.1017040-02, ТУ 4566-002-27929592-96 |
|||||||||||
Термостат |
ТС107-01, ТУ 37.003.1275-87 или ТР2-03, ТУ 4218-162-00227459-2000, или ТА107-01К, ТУ 4591-001-75630730-2005, или ТС107-01М, ТУ 4591-001-70977452-2006 |
|||||||||||
Стартер |
СТ142-10, ТУ 37.003.1375-88 или 2502.3708-31, ТУ 37.003.1059-81, или HEF 95-L 24V (0 001 241 016) фирмы «BOSCH», или AZF 4554 фирмы «ISKRA» |
|||||||||||
Генератор |
Мощностью от 2,0 до 4,0 кВт (в зависимости от комплектации) со встроенным регулятором напряжения |
|||||||||||
- передаточное отношение привода |
3,19 |
|||||||||||
Клапан электрофакельного устройства (ЭФУ) |
1102.3741, ТУ 37.003.740-79 |
|||||||||||
Свечи ЭФУ |
1102.3740, ТУ 37.003.741-80 |
|||||||||||
На двигателе предусмотрены места для подсоединения: - охладительного устройства охлаждающей жидкости; - охладителя наддувочного воздуха (ОНВ); - подогревателя жидкостного двигателя (ПЖД); - электронной системы управления автомобилем |
Система смазки _ комбинированная.
Система питания _ аккумуляторная, типа Common Rail (CR), с электронным управлением.
Система охлаждения наддувочного воздуха с охладителем типа "воздух-воздух".
Состав поставки двигателей:
- двигатель на транспортной подставке или раме с моторными системами, шт. …… 1
- запасные части, инструмент и принадлежности, комплект ...…………………….…. 1
- дополнительные детали и узлы, комплект ……………………………………………. 1
- эксплуатационная документация, комплект ……………………………………….…. 1
- товаросопроводительная документация, комплект …….……………………….…… 1
Рисунок 1.3-1 – Поперечный разрез двигателя:
1 – фильтр масляный; 2 – жидкостно-масляный теплообменник; 3 – форсунка;
4 – патрубок маслоналивной; 5 – коллектор впускной; 6 – труба подводящая;
7 – насос рулевого усилителя; 8 – коллектор выпускной; 9 – головка цилиндра;
10 – блок цилиндров; 11 – поршень; 12 - стартер
Рисунок 1.3-2 – Продольный разрез двигателя:
1 – фильтр тонкой очистки топлива; 2 – топливный насос высокого давления (ТНВД); 3 – привод ТНВД; 4 – компрессор; 5 – турбокомпрессор; 6 – маховик; 7 – картер маховика; 8 – картер масляный; 9 – пробка слива масла; 10 – желоб маслораспределительный; 11 – форсунка охлаждения поршня; 12 – коленчатый вал; 13 – масляный насос; 14 – гаситель крутильных колебаний; 15 – шкив коленчатого вала; 16 – вентилятор с муфтой; 17 – распределительный вал
- < Предыдущая
- Следующая >