Гидравлическая система подъемного механизма платформы самосвалов Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А

Гидравлическая система подъемного механизма платформы самосвалов Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А
Гидравлические системы усилителя рулевого управления и подъемного механизма платформы объединены в одну систему.
Объединенная гидравлическая система выполнена так, что при подъеме платформы масло нагнетается в цилиндры одновременно двумя насосами (тремя насосами на автомобиле-самосвале БелАЗ-548А), т. е. в начальный момент подъема платформы к нагнетательной магистрали подъемного механизма автоматически подключается нагнетательная магистраль усилителя рулевого управления.

Принцип работы объединенной гидравлической системы (рис. 179) следующий.

Рис. 179. Схема объединенной гидравлической системы автомобилей-самосвалов
БелАЗ-540 и БелАЗ-540А:
1 — масляный бак; 2 — насос подъемного механизма; 3 — насос гидроусилителя рулевого управления; 4 и 9 — дроссели; 5 — клапан-золотник автомата переключения насоса; 6 — перепускной («грибковый») клапан; 7 — обратный клапан в магистрали опускания платформы; 8 — обратный клапан в магистрали подъема платформы; 10 — цилиндры; 11 — распределительный кран; 12 — кран управления; 13 — золотник распределителя гидроусилителя;
14 — обратный клапан; 15 — предохранительный клапан;
I и II — полости распределительного крана; III и IV — полости клапана-золотника автомата переключения насоса.
Направление потока жидкости дано при нейтральном положении золотника распределителя гидроусилителя рулевого управления и золотника крана управления
подъемным механизмом


Нейтральное положение золотника крана управления

При нейтральном положении золотника крана управления 12 масло от насоса 3 гидроусилителя поступает в полость клапана-золотника автомата и выходит из нее в двух направлениях: к гидроусилителю рулевого управления и к крану 12 управления подъемным механизмом платформы. Если не осуществляется поворот управляемых колес автомобиля, масло сливается в бак. Из крана 12 масло поступает в полости I и II распределительного крана, но поскольку давление масла и площади торцов золотника одинаковы, золотник остается в нейтральном положении.
Одновременно масло из насоса 2 (насосов 2 и 4 на рис. 180) подается к распределительному крану 11 (см. рис. 179) (распределительным кранам 6 и 11 на рис. 180). Поскольку золотник распределительного крана под усилием пружин с обоих торцов и под давлением масла в полостях 1 и II находится в нейтральном положении (см. рис. 179), то масло из нагнетательной полости крана через осевой канал в золотнике поступает в сливную полость и отводится во всасывающую магистраль насосов.

Подъем платформы

Для подъема платформы рукоятку крана управления установить в положение Подъем. В этом случае полость II распределительного крана 11 через кран управления со-общается со сливной магистралью и масло из полости II сливается в бак.

Рис. 180. Схема объединенной гидравлической системы автомобиля-самосвала
БелАЗ-548А:
1 — масляный бак; 2 и 4 — насосы подъемного механизма платформы; 3 — насос гидроусилителя рулевого управления; 5 — клапан-золотник панели управления; 6 и 11 — распределительные краны; 7, 9 и 16 — дроссели; 8 — обратный клапан в магистрали подъема платформы; 10 — цилиндры; 12 — кран управления; 13 — золотник распределителя гидроусилителя; 14 — обратный клапан; 15 — предохранительный клапан;
I и II — полости распределительных кранов; III и IV —полости клапана-золотника панели управления Направление потока жидкости дано при нейтральном положении золотника распределителя гидроусилителя рулевого управления и золотника крана управления подъемным механизмом платформы

Под давлением масла в полости I золотник распределительного крана перемещается в правую (по рисунку) сторону и сообщает нагнетательную магистраль насоса 2 с магистралью подъема платформы, а всасывающую магистраль насосов — с магистралью опускания: масло от насоса 2 через распределительный кран поступает в надпоршневые полости цилиндров. Кроме того, масло от насоса 2 поступает и в полость III клапана-золотника автомата (панели управления). При достижении в нагнетательной магистрали насоса 2 давления 25—30 кГ/см2 усилие, действующее на торец нижнего (по рисунку) пояска золотника 5 в полости III, становится больше усилия пружины с противоположной стороны и золотник перемещается вверх (по рисунку), разобщает магистраль насоса 3 с магистралью гидроусилителя и подсоединяет насос 3 (через обратный клапан S) к магистрали подъема платформы. Скорость подъема платформы увеличивается.
С началом перемещения поршня в цилиндре масло из подпоршневой полости вытесняется и по магистрали опускания — через полость клапана 7, дроссель 9 (дросселирующий канал в блоке панели управления) и кольцевую полость клапана 6 автомата и распределительный кран поступает во всасывающую магистраль насо-

сов. Кроме того, масло из подпоршневой полости поступает и в полость пружины клапана-золотника 5 автомата (панели управления). При дросселировании потока масла дросселем 9 автомата (дросселем панели управления) повышается давление масла в под-поршневых полостях цилиндров, а также в полости пружины клапана-золотника 5, чем создается некоторое дополнительное сопротивление растяжению цилиндров в конце подъема платформы.
В это же время в конце подъема в связи со смещением центра тяжести груженой платформы относительно ее опоры уменьшается давление масла в магистрали подъема до 25—30 кГ/см2 и клапан-золотник 5 автомата (панели управления) под давлением масла в полости IV и под усилием пружины перемещается вниз (по рисунку), отключает насос 3 от магистрали подъема платформы и подключает его к магистрали гидроусилителя рулевого управления. В связи с этим скорость движения платформы в конце подъема уменьшается.
В момент полного растяжения цилиндров открываются перепускные клапаны, установленные в поршнях цилиндров, и масло, поступающее от насоса 2 в надпоршневую полость, перетекает в подпоршневую полость, откуда по магистрали опускания через автомат (панель управления) и распределительный кран сливается во всасывающую магистраль насосов — подъем платформы закончен. После установки рукоятки крана управления в положение Нейтраль золотник распределительного крана устанавливается в нейтральное положение и насос 2 перекачивает масло через распределительный кран во всасывающую магистраль.


Опускание платформы

При перемещении рукоятки управления в положение Опускание золотник распределительного крана перемещается в левую (по рисунку) сторону и сообщает нагнетательную магистраль насоса 2 с магистралью опускания платформы и подпоршневыми полостями цилиндров, а магистраль подъема — со всасывающей магистралью насосов. На автомобиле БелАЗ-548А масло от насосов 2 и 4 (см. рис. 180) поступает в подпоршневые полости цилиндров только через распределительный кран 11, а распределительный кран 6 соединяет нагнетательную магистраль насосов 2 и 4 (через дроссель) и надпоршневые полости цилиндров со всасывающей магистралью.
Под давлением масла толкатели перепускных клапанов цилиндров перемещаются вверх и перекрывают вход масла в надпоршневые полости цилиндров, подпоршневые полости заполняются маслом, поршень перемещается в цилиндре — происходит принудительное опускание платформы.
При опускании платформы полость IV (см. рис. 179) пружины клапана-золотника 5 автомата (панели управления) сообщена с магистралью опускания платформы, а противоположная полость III — с нагнетательной магистралью насоса 2. Давление масла в этих магистралях одинаково, поэтому золотник автомата находится в нижнем (по рисунку) положении и постоянно сообщает нагнетательную магистраль насоса 3 с магистралью гидроусилителя.

После заполнения маслом подпоршневых полостей цилиндров давление в магистрали опускания платформы возрастает, клапан 6 автомата перемещается вниз (по рисунку) и масло, минуя цилиндры, поступает во всасывающую магистраль насосов — платформа опускается под собственным весом.
После заполнения маслом подпоршневых полостей цилиндров автомобиля БелАЗ-548А весь поток масла от насосов 2 и 4 (см. рис. 180) направляется через распределительный кран 6 во всасывающую магистраль насосов — платформа опускается под собственным весом. Масло, вытесняемое из надпоршневых полостей цилиндров, через оба распределительных крана сливается во всасывающую магистраль насосов.
Для установки платформы в любом промежуточном положении после достижения ею требуемого положения установить рукоятку крана управления в положение Нейтраль.

Рассказать друзьям