СТАРТЕР АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
СТАРТЕР АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Стартер установлен с правой стороны на картере двигателя, предназначен для пуска двигателя, рассчитан на кратковременную работу (не более 5 сек) и представляет собой электродвигатель постоянного тока с приводным механизмом.
На автомобиле-самосвале БелАЗ-540 установлен стартер СТ721, на автомобилях-самосвалах БелАЗ-540А и БелАЗ-548А и на автомобилях-тягачах — стартер СТ103.
Стартер СТ721 (рис. 153) имеет инерционный привод. При включении стартера его якорь с валом начинает вращаться с большим ускорением, а привод в сборе вследствие инерции стремится остаться на месте и поэтому вращается медленнее, чем вал якоря.
Рис. 153. Стартер СТ721:
1 и 16 — подшипники; 2 — крышка со стороны коллектора; 3 — защитная лента; 4 — щетки; 5 — коллектор; 6 — обмотка возбуждения; 7 — корпус; 8 — якорь; 9 и 13 — чашки; 10 — гарантийные шайбы; 11 — кольцо; 12 и 22 — фрикционные шайбы; 14 — шайба; 15 — крышка со стороны привода; 17 — втулка; 18 — пружина; 19 — хвостовик; 20 — упорная втулка;
21 — шлицевая втулка; 23 —полукольцо; 24 — буферная пружина; 25 — вал якоря
Привод, отставая в скорости вращения от якоря, свертывается с него по спиральным шлицам, перемещаясь вдоль оси вала до входа в зацепление шестерни хвостовика с зубчатым венцом маховика. После входа в зацепление шестерня продолжает двигаться вдоль вала до тех пор, пока упорная втулка 20 не дойдет до втулки 17, сжимая при этом пружину 18.
Во время вращения привода чашка 9, продолжая двигаться в осевом направлении, сжимает буферную пружину 24 и фрикционные шайбы 12 и 22. При этом нажимное кольцо 11 сжимает гарантийные шайбы 10, прогибает их, сжимая фрикционные шайбы с силой, равной реакции прогнувшихся шайб 10. При увеличении передаваемого приводом крутящего момента прогиб гарантийных шайб увеличивается. Усилие, сжимающее шайбы 12 и 22, возрастает до тех пор, пока втулка 21 своим торцом не упрется в гарантийные шайбы. Это крайнее левое положение втулки 21 ограничивает возможный прогиб гарантийных шайб, а следовательно, и крутящий момент, передаваемый приводом.
При дальнейшем возрастании крутящего момента, приложенного к приводу, шайбы 12 и 22 начнут пробуксовывать, предохраняя детали привода и вал стартера от поломок вследствие перегрузки.
После пуска двигателя, когда хвостовик 19 из ведущего становится ведомым, привод, навертываясь на спиральные шлицы, выходит из зацепления, предохраняя якорь стартера от разноса.
Техническая характеристика стартера СТ721
Максимальная мощность, л. с................................15
• Скорость вращения якоря, соответствующая максимальной
мощности, об/мин........................................1100
Номинальное напряжение, в................................24
Максимальный тормозной момент, кГм......................19
Вылет шестерни, мм........................................24±1,5
Фрикционная муфта привода отрегулирована на момент, кГм 30—35
Л\арка щеток....................... МГ4
Номинальная высота щеток, мм............................27
Предельно допустимая высота щеток, мм....................17
Вес стартера, кг............................................40
Стартер СТ103 (рис. 154) состоит из электродвигателя, механизма привода и электромагнитного тягового реле. Шестерня привода стартера вводится в зацепление с венцом маховика двигателя при помощи электромагнитного тягового реле. Из зацепления шестерня выходит автоматически после пуска двигателя.
Техническая характеристика стартера СТ103
Номинальная мощность, л. с. 9,5
Номинальное напряжение, в 24
Ток холостого хода при напряжении 24 в, не 6oiee, а ПО
Ток при тормозном моменте б кГм, не более, а . . . . 825
Напряжение включения реле привода, не более, в . . . 18
Сила давления пружин, действующая на щетки, кГ . . 1 —1,75
Рис. 154. Стартер СТ103:
1 — крышка со стороны коллектора; 2 — щетка; 3 — защитная лента; 4 — контактный болт;
5 — контактный диск реле; 6 — неподвижный сердечник; 7 — обмотки реле; 8 — подвижный сердечник; 9 — регулировочный винт подвижного сердечника; 10 — соединительная пластина; 11 — нажимный рычаг; 12 — крышка со стороны привода; 13 — вал якоря; 14 — упорное кольцо; 15 — шестерня; 16 — барабан механизма привода; 17 — крышка: 18 —
обмотка возбуждения; 19 — якорь; 20 — нажимная пружина щетки; 21 — коллектор
Техническое обслуживание. Через каждые 100 ч работы очистить стартер от грязи и проверить надежность присоединения проводов к зажимам стартера и аккумуляторных батарей, зачистить зажимы и подтянуть соединения. Проверить надежность крепления стартера на двигателе.
Через каждые 1000 ч дополнительно к операциям, выполненным через 100 чу снять стартер с двигателя и выполнить следующие работы.
Проверить состояние щеток и коллектора. Подгар на поверхности коллектора смыть смоченной в бензине тряпкой. При сильном подгорании или износе коллектор проточить на станке, снимая минимальную стружку. Биение поверхности коллектора после проточки не должно быть более 0,03 мм. После проточки прочистить канавки между пластинами коллектора на глубину 0,8—1 мм и удалить заусенцы с краев пластин.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и не иметь чрезмерного износа (высота щетки не менее 17 мм для стартера СТ721 и не менее 14 мм для стартера СТ103). При замене щетки должны быть притерты к коллектору не менее чем на 2/3 рабочей поверхности путем протягивания под щеткой по поверхности коллектора плотно прилегающей полоски шлифовальной бумаги зернистостью 320.
Очистить внутреннюю поверхность коробки реле привода стартера СТ103 от пыли и осмотреть рабочую поверхность контактов. Подгоревшие контакты зачистить шлифовальной бумагой, не нарушая их формы. Убедиться в свободной посадке контактного диска реле на штоке якоря.
Проверить надежность крепления реле к корпусу стартера СТ103 и подтянуть болты.
Продуть стартер сухим сжатым воздухом.
В масленки стартера СТ103 залить по 10—15 капель масла для двигателя и проверить регулировку реле. Проверку производить следующим образом.
К зажиму реле стартера, отключив его от аккумуляторной батареи, присоединить провод лампочки, второй провод — к плюсовому зажиму аккумуляторной батареи. Между шестерней' 15 (см. рис. 154) и упорным кольцом 14 поставить поочередно прокладки толщиной 16 и 11,7 мм. Реле стартера включить на номинальное напряжение 24 в, а шестерню прижать к прокладке. С прокладкой толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться и лампочка не должна гореть, с прокладкой толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться п лампочка загореться.
Если проверкой установлено несоответствие реле этому требованию, подрегулировать ход подвижного сердечника 8 винтом 9: при позднем замыкании контактов реле (лампочка не загорается при прокладке толщиной 11,7 мм) немного вывернуть регулировочный винт из якоря реле, при раннем (лампочка горит при прокладке толщиной 16 мм) винт завернуть. По окончании регулировки поставить соединительный провод от стартера к реле.
Через 1,5—2 года независимо от числа проработанных часов заменить смазку в подшипниках стартера СТ721. После разборки стартера промыть летали в бензине, просушить, заложить в подшипники смазку, рекомендованную для подшипников генератора. Допускается использовать смазку ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-59) или ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773-58).